УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Гусева Н.А. 1, Филиппова А.Р. 1
1БУ ВО ХМАО – Югры «Сургутский государственный педагогический университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современном понимании здоровье человека признается одной из сущностных характеристик человека наряду с духовностью, интеллектом, нравственностью, которая определяет степень жизнеспособности человека, устойчивости организма в соответствующей среде обитания, возможности реализовать свои биологические и социальные функции.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья, при этом здоровье дошкольника напрямую зависит от уровня сформированности его представлений и знаний о понятии «здоровый образ жизни». Один из важнейших и самых «проблемных» компонентов здорового образа жизни ребенка является его питание, т.к. именно оно способствует нормальному росту и развитию его организма. Оптимальное и полностью отвечающее возрастным физиологическим потребностям растущего ребенка питание способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности, улучшению когнитивных функций, создает условия для адаптации к окружающей среде. Правильное, полноценное питание ребенка дошкольного возраста базируется, прежде всего, на тех представлениях, которые сформированы у него с раннего детства и, тех стереотипах, которые существуют в семейном воспитании.

По мнению Родионовой Е.Б., процесс формирования представлений о правильном питании у детей старшего дошкольного возраста решает ряд задач, позволяющих осуществлять данный процесс на эффективном уровне, среди которых:

- оздоровительные задачи - сконцентрированы на физическом развитии ребенка, его оздоровлении и формировании ценности правильного питания;

- психологические задачи - раскрывают предпосылки, условия и движущие силы психического развития дошкольника, осуществляют мониторинг динамики развития отдельных психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных) и свойств формирования качеств личности, возрастных и индивидуальных особенностей оздоровительной деятельности и общения;

- воспитательные задачи - направлены на выявление и развитие у дошкольников природных способностей и творческого потенциала, постоянного стремления к духовному и физическому совершенствованию в целях обеспечения здоровья подрастающего поколения на основе формирования правильных пищевых привычек.

Большое значение в создании благоприятных условий для реализации выделенных задач по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о правильном питании играет система дошкольного образования. Как отмечают ученые (А.Ф. Аменд, С.Ф. Васильев, М.Л. Лазарев, О.В. Морозова, Т.В. Поштарева, О.Ю. Толстова, З.И. Тюмасева и др.), забота об укреплении здоровья ребенка посредством правильного питания является проблемой не только медицинской, но и педагогической. Правильно организованная образовательная работа с детьми нередко в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает формирование полноценных представлений о правильном питании.

Формирование представлений о правильном питании у детей старшего дошкольного возраста обусловлено, прежде всего, процессом воспитания, педагогическим воздействием взрослого на ребенка, реализуемым посредством широкого спектра педагогических средств и приемов.

Однако, анализ теоретических и эмпирических исследований продемонстрировал, что большинство ученых и педагогов-практиков сходятся во мнении, что формирование представлений о правильном питании у детей старшего дошкольного возраста может происходить с применением максимально широкого набора форм работы: экскурсии, конференции, олимпиады, круглые столы, уроки здоровья, беседы, дидактические игры, дни национальной кухни, занятия, досуги, режимные моменты, соревнования и праздники.

Традиционным способом формирования представлений о правильном питании у детей старшего дошкольного возраста является объяснение пользы правильного питания для здоровья. Например, «будешь есть кашу – вырастешь и станешь сильным и крепким» или, наоборот, «не будешь есть фрукты – заболеешь…». Однако, по мнению многих исследователей, этот способ с течением времени показал свою недостаточную эффективность, потому что такая аргументация не является убедительной для ребенка: он не хочет в данный момент отказываться от того, что приятно и вкусно, для того, чтобы когда-то в будущем получить «награду» (силу, рост, красоту).

Поэтому в результате научного поиска в рамках нашего исследования представляется важным рассмотрение проектной деятельности как средства формирования представлений о правильном питании у детей старшего дошкольного возраста, которая в дошкольных образовательных организациях очень актуальна и эффективна. Проектная деятельность дает возможность ребенку самому исследовать, экспериментировать, быть любознательным и инициативным именно в той области, где ему интересно.

Общим теоретическим вопросам организации проектной деятельности посвящены многочисленные исследования зарубежных и отечественных ученых. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что сущность понятий «проект», «проектирование», «проектная деятельность» понимается исследователями по–разному.

В целом большинство исследований свидетельствуют о том, что понятие «проект» предполагает ориентацию детей:

- на формирование представлений в процессе осуществления деятельности;

- на действительность, выражающуюся в решении практической задачи в условиях, близких к реальной жизни;

- на конкретный продукт, предусматривающий применение представлений из различных сфер жизнедеятельности с целью достижения запланированного результата.

Проектная деятельность в дошкольных образовательных организациях рассмотрена в научных трудах Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса и др., которые понимают ее как: вариант интегрированного метода обучения дошкольников; способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника; поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.

Целью проектного обучения указанные авторы определяют в том, чтобы создать условия, при которых дети самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные и исследовательские умения. Для формирования представлений о правильном питании у детей старшего дошкольного возраста возможно использование следующих видов проектов, выделенных по доминирующему методу: исследовательские, творческие, игровые и практико–ориентированные.

Учитывая педагогическую ценность проектной деятельности для развития ребенка дошкольного возраста необходимо, чтобы проектная деятельность использовалась в работе по формированию представлений о правильном питании. Реализация данной задачи в условиях дошкольной образовательной организации возможна только посредством формирования определенных условий. Теоретический поиск условий формирования представлений о правильном питании у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности, позволил выделить несколько важнейших условий, необходимых для достижения целей нашего исследования:

- рациональная организация питания в ДОО;

- профессиональная деятельность педагогов в реализации образовательных программ по формированию представлений о правильном питании;

- взаимодействие с родителями (законными представителями), вовлечение родителей в процесс формирования представлений о правильном питании посредством реализации проектов.

Однако теоретическое обоснование содержания представлений детей дошкольного возраста в целом и старшего дошкольного возраста в частности в психолого-педагогической литературе не нашло должного отражения в качестве отдельного направления исследований. Несмотря на это, в эмпирических исследованиях и методических разработках по формированию представлений о правильном питании дошкольников сущность и содержание данных представлений раскрыты достаточно полно. Создание педагогами методических разработок в виде программ, оказывающих влияние на формирование представлений старших дошкольников о правильном питании, способствует воспитанию у детей представления о рациональном питании как составной части культуры здоровья, сохранения ими здоровья, как главной человеческой ценности посредством создания необходимых для этого условий.

Таким образом, мы рассмотрели проблему формирования представлений о правильном питании у детей как одну из важнейших в системе воспитания основ здорового образа жизни. Кроме того, обозначили условия, способствующие эффективности решения данной проблемы в условиях дошкольных образовательных организаций.

Список литературы:

  1. Веракса, Н.Е. Проектная деятельность дошкольников / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Просвещение, 2008. – 93 с.

  2. Кадола, Е.В.Использование метода проектов в работе с детьми дошкольного возраста / Е.В. Кадола // Вестник Омского университета. – 2009. - № 3. – С. 258 – 260.

Просмотров работы: 340