К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОО - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОО

Валиева Р.Т. 1, Якоб С.А. 1
1Сургутский Государственный Педагогический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время, жизнь людей сильно изменилась. Вместе с положительным влиянием научно-технического прогресса, появился и риск, ведь такие опасные факторы для здоровья человека, как токсические вещества, электрический ток, стали неотъемлемой частью нашей жизни. Дошкольный возраст — это важнейший период в формировании человеческой личности и именно в детстве необходимо формировать основу здоровья – безопасное поведение [4].

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (ред. 29.12.2013№ 273) в соответствии со статей 64 пунктом 1 «Дошкольное образование направлено на сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста» [6].

ФГОС ДО (Приказ № 1155 от 17.10.2013) в соответствии с пунктом 2.6. в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» отражена задача формирования безопасного поведения детей дошкольного возраста в быту, социуме, природе [5].

Безопасность в толковом словаре русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова обозначается как «предупреждение опасности; условия, при которых не угрожает опасность» [3].

Многие современные ученые как Н.Н Авдеева, В.А. Алексеенко, В.С. Белов, А.С. Вернадский, А.В. Гостюшин, В.А. Левицкий, М.В. Ломоносов, О.Н. Русак и др. занимаются изучением привития навыков основ безопасного поведения детям старшего дошкольного возраста.

По мнению Н. Н. Авдеевой, безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях [1]

Проблема формирования основ безопасного поведения детей дошкольного возраста, находит свое отражение в методической литературе и образовательных программах («Истоки», «Детство», «Радуга», «Основы безопасности детей дошкольного возраста»).

Подробнее рассмотрим парциальную программу «Основы безопасности детей дошкольного возраста». Программа направлена на работу с детьми, именно, старшего дошкольного возраста. Она предполагает решение важнейшей социально-педагогической задачи - воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, а также формирования основ безопасного поведения в быту.

Цели программы - сформировать у ребенка навыки разумного поведения, научить адекватно вести себя в опасных ситуациях [1].

Программа состоит из шести разделов, где третий раздел «Ребенок дома». В нем рассказывается о прямых запретах и умении правильно обращаться с некоторыми предметами. Предметы домашнего быта, являющиеся источниками возможной опасности для детей, делятся в программе на три группы:

• те предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, плиты, электрические розетки, включенные электроприборы);

• те предметы, с которыми необходимо научиться обращаться (иголка, ножницы, нож);

• те предметы, которые должны храниться в недоступных для детей местах (лекарства, спиртные напитки, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты и т.п.).

В данной программе говорится, что из объяснений педагога ребенок должен усвоить, что предметами первой группы могут пользоваться только взрослые. [1].

Главным фактором при отборе содержания и методов обучения детей выступает знание источников опасностей и причин попадания детей в опасные ситуации в быту, связанные с особенностями старших дошкольников:

1. Анатомо-физиологические особенности: так как дошкольники маленького роста, они имеют небольшой угол обзора, вследствие чего малое поле зрения; дети до 8 лет сталкиваются со сложностью определения направления и источника звука, они не могут перевести взгляд с дальних объектов на ближние, и наоборот.

2. Сложности в управлении своим поведением.

3. Повышенная двигательная активность

4. Эмоция страха: в опасности оказываются дети, которые не имеют чувства страха и дошкольники, чья жизнь наполнена страхами.

5. Замедленные реакции дошкольников.

6. Трудность в переключении внимания с одного объекта на другой.

7. Дети не способны запомнить и предвидеть все возможные риски техногенной, природной и социальной среды;

8.Неадекватная самооценка детей, переоценка ими своих возможностей: связаны с выбором взрослыми неправильных способов воспитания.

9. Дети старшего дошкольного возраста хотят выглядеть взрослее, вследствие чего, ребенок пробует взять на себя новые обязанности и нарушает выполнявшиеся ранее правила [4].

Исходя из вышесказанного, можно сказать, что дети старшего дошкольного возраста не могут адекватно оценить опасную ситуацию, избежать или преодолеть последствия попадания в критические ситуации.

По своим физиологическим особенностям малыш не может самостоятельно определить всю меру опасности, и на взрослого человека возложена миссия защиты своего ребенка.

Главной задачей формирования основ безопасного поведения в быту является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности, так как безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, правильное поведение в различных ситуациях. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы самим оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с разными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями.

Постоянно опекаемые дети никогда не распознают опасности и потому не могут ее преодолеть. У детей явно выражены двигательный импульс и потребность исследовать, которые они и должны проявить, но дом в любом случае должен быть безопасен для детей. С учетом возраста их нужно ознакомить с типичными опасностями в доме и в саду [2].

Таким образом, в настоящее время проблема безопасного поведения дошкольников имеет большое значение. В старшем дошкольном возрасте у детей отмечается нарастание двигательной активности и увеличение физических возможностей ребенка, которые нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций в быту, необходимо формировать безопасное поведение у детей, а не искусственно огораживать их от опасностей.

Список литературы:

  1. Авдеева, Н.Н. Безопасность: учеб. пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н.Н. Авдеева. – СПб.: «Детство-Пресс», 2016. – 144 с.

  2. Головина, Н. Профилактическая работа по предупреждению травматизма у дошкольников [Текст] / Н. Головина // Дошкольное воспитание. – 2006. – №3. – 93-94 с.

  3. Ушаков, Д.Н. Толковый словарь русского языка [Текст] / Д.Н. Ушаков. Том 1.; под ред. Д.Н. Ушакова. – М.: АСТ, 2010. – 848 с.

  4. Хромцова, Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста [Текст] / учебное пособие // Т.Г. Хромцова. – М.: Педагогическое общество России, 2011. – 80 с.

  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] – М.: Центр педагогического образования, 2014, – 32 с.

  6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» с последними дополнениями на 2016 [Текст] / М.: Эксмо, 2016 –160 с.

Просмотров работы: 301