ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Заломская Е.А. 1, Якоб С.А. 2
1БУ ВО "Сургутский государственный педагогический университет"
2БУ ВО «Сургутский государственный педагогический университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Наиболее важным и благоприятным для развития периодом в жизни человека является – период дошкольного детства. В это время активно закладывается фундамент личности ребенка, а также происходит формирование у него ценностных ориентаций. Именно поэтому так важно уже в дошкольном возрасте воспитывать у детей ценностное, бережное отношение к своему здоровью и формировать умения и навыки соблюдения здорового образа жизни.

На сегодняшний день приходиться констатировать, что здоровье детей дошкольного возраста вызывает поистине большую озабоченность. Уже на протяжение многих лет сохраняется тенденция ухудшения состояния здоровья детей. Об этом сообщают сотрудники Научного центра здоровья детей РАМН П. И. Храмцов и Н. О. Березина [8, с. 2]. По данным официальной статистики (2013), которую они представили в своей работе, I группу здоровья имеют 17,3% детей, II группу – 29,4%, III группу – 52,8% и IV группу – 0,5%. При этом первое место занимают отклонения со стороны костно-мышечной системы. На втором ранговом месте находятся нарушения со стороны ЛОР-органов, на третьем – нарушения нервной системы.

Причины такого массового роста заболеваемости детей могут быть различны. Однако, обратившись к данным предложенным экспертами Всемирной организацией здравоохранения [4, с. 144], мы увидели, что ведущим фактором, оказывающим влияние на здоровье человека, являются условия и образ жизни людей (50-55%). Этот фактор отличается от других тем, что он является внутренним механизмом человека, а не внешним обстоятельством жизни (климатические условия, медицинское обслуживание и т.д.). То есть здоровье человека в большей степени зависит от того, насколько правильно он подберет для себя режим двигательной активности, питания, сна, проведения гигиенических процедур, эмоциональный настрой и т.д. Однако, учитывая сложившуюся ситуацию, мы не можем говорить о рациональной организации жизни, как взрослых, так и детей.

На основании своих исследований сотрудники Научного центра здоровья детей РАМН Храмцов П.И. и Березина Н.О. [8, с. 3] отмечают, что одной из главных причин нарушения здоровья детей является несоблюдение режима дня и малоподвижный образ жизни. Это связано с тем, что дети, в свободное от посещения ДОО, время все чаще предоставляются сами себе и большую часть этого времени проводят за компьютером и телевизором. Кроме того, современные родители обеспокоены процессом подготовки ребенка к школе, в результате чего дети посещают дополнительные кружки, в которых содержание деятельности носит в основном статический характер.

В связи с этим очевидна необходимость сохранять и укреплять здоровье дошкольников, воспитывать у них ценностное отношение к здоровью, формировать привычки здорового образа жизни и бережного отношения к себе и другим, а также повышать уровень здоровьесберегающих компетенций современных родителей. Известно, что привычки, приобретённые в детстве, сохраняются длительное время и становятся, как гласит народная мудрость, второй натурой.

Данная цель конкретизируется в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования №1155 от 17 октября 2013 г., одной из задач которого является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия». Также одна из реализуемых областей ФГОС ДО «Физическое развитие» включает в себя такую задачу как «становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)».

Проблемой формирования ценностного отношения к здоровью у детей дошкольного возраста занимались и занимаются такие ученые как В. Г. Алямовская, Е. В. Воднева, Г. Н. Гребенюк, Г. К. Зайцев, Ю. Ф. Змановский, В. А. Деркунская, М. Л. Лазарев, О. В. Морозова, Е. И. Попова, Т. В. Поштарева, Л. Г. Татарникова, О. Ю. Толстова, Г. А. Хакимова, О. С. Шнейдер, и др.

В своей статье Попова Е. И. указала, что «высокий процент здоровых детей должно обеспечить ценностное отношение к здоровью со стороны самих детей» [6]. Пока ребенок маленький его здоровье оберегают родители и воспитатели, обеспечивая ему благоприятные условия для развития и рациональный режим жизни. Но дети должны осознавать, что любая их деятельность, так или иначе, влияет на состояние здоровье. В противном случае, ребенок, у которого не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, став взрослым и обретя полную свободу и самостоятельность выбора, не сможет его сохранить на долгие годы.

Рассматривая понятие «ценностное отношение к здоровью» следует обратить внимание на его составляющие компоненты – это «ценность», «отношение» и «здоровье». Каждое из этих понятий не имеет четкого определения и трактуется в разных источниках по-своему.

В одном из психологических словарей понятие «ценность» рассматривается сразу с трех сторон. В первом случае «она выступает как общественный идеал». К таким понятиям можно отнести «истину», «красоту», «справедливость» и т. д. Во втором случае «ценность» представляет собой произведения материальной и духовной культуры либо человеческих поступков. И в третьем случае ценность характеризуется как социальное явление, которое преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входит в психологическую структуру личности как ценность личностная и является одним из источников мотивации ее поведения. «Как правило, для ценностей личностных характерна высокая осознанность; они отражаются в сознании в виде ориентации ценностных и служат важным фактором регуляции социальных взаимоотношений людей и поведения индивида» [2, с. 626].

В нашем случае понятие «ценность», относительно здоровья, трактуется именно как личностная цель отдельного человека.

Рассматривая понятие «отношение», мы взяли за основу работу А. И. Щербакова и В. В. Богословского. Отношения, по их мнению, «складываются и формируются на протяжении всей жизни и деятельности человека и оказывают непосредственное влияние на внутренние (субъективные) условия развития активности личности, на формирование ее свойств, поведения и действия как сознательного субъекта деятельности и активного деятеля социального прогресса» [11, с. 3].

Таким образом, отношение можно представить как движущий фактор, под влиянием которого человек выбирает для себя тот или иной характер поведения, способ действия. Соответственно «ценностное отношение» полностью направлено в сторону достижения и сохранения человеком тех вещей, которые представляют для него ценность. В нашем случае это «здоровье».

Профессор В. П. Казначеев считает, что «здоровье» это – «процесс сохранения и развития психических, физических и биологических способностей человека, его оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни». [3, с. 70]

Другое определение дает д.м.н., профессор Щедрина А. Г. По ее мнению, «здоровье – это целостное многомерное динамическое состояние (включая его позитивные и негативные показатели) в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции» [10].

По определению Всемирной организации здравоохранения – «здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов».

Как мы видим определения понятия «здоровье» достаточно разные, однако все они говорят о том, что составляющие здоровья человека (физическое, духовное, социальное и др.) должны находиться в гармонии, благодаря чему он сможет удовлетворять все свои потребности.

Обобщая все вышеизложенное, мы можем перейти к целостному рассмотрению понятия «ценностное отношение к здоровью».

Попова Е. И. также изучала понятия «здоровье» и «ценностное отношение» и на основе этого определила ценностное отношение к здоровью «как процесс осознания, объяснения, понимания субъектом ценности своего здоровья, как значимой функции организма, и результат этого процесса, выраженный в виде познавательного интереса или цели» [6].

Определение, предложенное Шмойловой Н. А. [9, с. 64], звучит следующим образом – «под ценностным отношением к здоровью мы будем понимать внутренний механизм поведения, направленный на сохранение здоровья, в основе которого лежит высокая субъективная значимость здоровья и его осознание как предпосылки реализации своих жизненных задач». На наш взгляд данное понятие более содержательное и отражает особенность каждого отдельного понятия, которые мы рассмотрели выше.

Ценностное отношение к здоровью, как и любой другой механизм, имеет свою структуру. Мы рассмотрели структуру, предложенную Г. А. Хакимовой и Г. Н. Гребенюк [7, с. 63]. В ней авторы выделяют следующие компоненты:

  • когнитивный компонент

  • эмоционально-оценочный компонент

  • поведенческо-деятельностный компонент

Каждый из этих компонентов включает определенные показатели и критерии. На их основе можно определить, какой компонент наиболее сформирован у ребенка, а какой еще требует внимания. Таким образом, мы можем судить о сформированности у ребенка ценностного отношения к здоровью в целом.

Итак, к показателям когнитивного компонента авторы относят: представления о сущности здоровья и факторах его формирующих; знания о ценности здоровья как необходимой предпосылки для полноценной жизни человека; суждения о необходимости быть здоровым с целью удовлетворения различных потребностей человека и активного участия в социальной жизни.

Показателями эмоционально-оценочного компонента выступают: эмоциональная окрашенность при выполнении действий, направленных на сохранении и укреплении здоровья; оценочная деятельность в соответствии со знаниями о том, что здоровье – это ценность.

Поведенческо-деятельностный компонент ценностного отношения к здоровью включает: оперирование знаниями о том, что здоровье – это ценность в различных видах деятельности; реализация здоровьеформирующего поведения.

Формирование ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста, как и любой воспитательно-образовательный процесс, имеет ряд педагогических условий, соблюдая которые, мы можем говорить о достижении эффективных результатов работы. На это обращали внимание такие ученые как Воднева Е. В., Хакимова Г. А., Гребенюк Г. Н., Попова Е. И. и др.

Хакимова Г. А. и Гребенюк Г. Н. в своей работе [7, с. 80] проводили исследование, целью которого было выявление, создание и анализ эффективности педагогических условий воспитания ценностного отношения к здоровью у детей 5-7 лет. Вследствие проведенной работы учёные выделили три наиболее важнейших, по их мнению, педагогических условия:

1) повышение образовательного уровня педагогов в области здоровья;

2) просвещение родителей воспитанников детского сада в вопросах формирования ценностного отношения к здоровью у детей;

3) здоровьесберегающее сопровождение образовательного процесса в дошкольном учреждении.

Рассмотрим каждое педагогическое условие более подробно. Повышение образовательного уровня педагогов в области здоровья, по мнению авторов, выступает одним из основных факторов, влияющих на воспитание у дошкольников ценностного отношения к здоровью. Именно личный пример и поступки педагога оказывают наиболее сильное влияние на детей, поэтому педагог должен в первую очередь сам знать основы здорового образа жизни и стремиться применять эти знания на практике.

Однако проведенные В. З. Коган, Н. К. Барсуковой и В. А. Полесским [5, с. 76] исследования подтверждаю то, что многие педагоги по ряду позиций (своевременность обращения к врачу в случае болезни и выполнение его рекомендаций, профилактические обследования, прием лекарственных препаратов без медицинских показаний и др.) проявляют неадекватное отношение к своему здоровью, их образ жизни нередко не ассоциируется с факторами, формирующими здоровье.

Учитывая сложившуюся ситуацию, Хакимова Г. А. и Гребенюк Г. Н. предложили следующие формы работы по повышению компетентности педагогов: повышение компетентности через курсы повышения квалификации, посещения городских методических объединений, мастер-классов, проведение на базе ДОО педагогических советов, заседаний творческих групп, семинаров-практикумов, деловых игр, «круглого стола», разработка методических рекомендаций по отдельным темам, индивидуальное консультирование с привлечением специалистов и т.д.

Следующим направлением в системе работы по формированию ценностного отношения к здоровью у детей является просвещение родителей. Согласно ФГОС ДО одной из задач, стоящих перед детским садом, является «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей». Семья является главным социальным институтом, где ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, знания и представления об окружающей его действительности, в том числе и представления о здоровом образе жизни. Именно поэтому перед педагогами ДОО стоит задача по совершенствованию и поиску новых и эффективных форм работы с семьей с целью просвещения родителей в вопросах сохранения, укрепления и формирования здоровья детей.

Одним из важных педагогических условий, обеспечивающих формирование здоровья детей, является здоровьесберегающее сопровождение образовательного процесса в дошкольном учреждении, в основе которого лежат следующие задачи:

  • обеспечение благоприятной гигиенической обстановки;

  • осуществление оздоровительных мероприятий;

  • создание условий для обеспечения оптимального двигательного режима;

  • создание атмосферы психологического комфорта;

  • обеспечение безопасности детей.

Воднева Е. В. также выявила и экспериментально подтвердила эффективность формирования ценностного отношения к здоровью у детей при соблюдении комплекса организационно-педагогических условий, к которым она отнесла:

  • соблюдение преемственности между ДОО и школой;

  • формирование в дошкольном учреждении валеологически целесообразной образовательной среды;

  • формирование осознанности знаний о здоровье у детей;

  • сотрудничество педагогов и родителей, включающее целенаправленное просвещение родителей по вопросам здоровья и здорового образа жизни;

  • работа с педагогическим коллективом, ориентированная на осмысление специфики воспитания культуры здоровья детей и сущности преемственности в воспитании здорового ребенка [1].

Для активизации внимания родителей к проблеме здоровьесбережения Воднева Е. В. предлагает использовать следующие формы работы [1, с. 21]: педагогическая мастерская, диспуты по обсуждению проблемных вопросов, физкультурно-оздоровительные праздники, выставки книг по проблеме воспитания здорового ребенка и т.д.

Автор считает, что достичь преемственности между ДОО и школой можно лишь тогда, когда будет установлено единство преемственно развивающихся целей, наличие четкого представления о возрастных нормативах функционирования организма ребёнка, соответствие методов и средств обучения уровню развития детей, повышение воспитательной роли родителей.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что разработка здоровьесберегающей системы, которая бы оказывала эффективное влияние на формирование ценностного отношения к здоровью у детей дошкольного возраста является одной из актуальных задач. Такая система должна привлекать ребенка своим деятельностным, игровым и тренирующим содержанием, включать в работу родителей, педагогов и учителей. И только в этом случае возможно довести до сознания воспитанников значимость и необходимость выполнения определенных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и сформировать ценностное отношение не только к собственному здоровью, но и здоровью окружающих людей.

Список литературы

  1. Воднева, Е.В. Педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста : автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.01 / Воднева Елена Викторовна. – Смоленск, 2003. – 28 с.

  2. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога / сост. С.Ю. Головин. – Минск : Харвест, 1998. – 800 с.

  3. Деркунская, В.А. Семинар-практикум «Воспитание культуры здоровья детей дошкольного возраста» / В.А. Деркунская; под общ. ред. Л.Л. Тимофеевой. // Повышение профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. Выпуск 4. Учебно-методическое пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2013. – 112 с.

  4. Ильиных, И.А. Экология человека : учебное пособие, содержащее оригинальные тексты и задания для практических работ; предназначено для студентов, обучающихся по направлению бакалавриата 022000 «Экология и природопользование» / И.А. Ильиных. – Горно-Алтайск : РИО ГАГУ, 2013. – 183 c.

  5. Овчаров, Е.А. Здоровье: аксиологический, медико-социальный и экологический анализ : учеб. пособие / Е.А. Овчаров. – Нижневартовск : Изд-во Нижневарт. гос. пед. ин-та, 2002. – 799 с.

  6. Попова, Е.И. Формирование ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ / Е.И. Попова // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2013. – №2.

  7. Хакимова, Г.А. Формирование ценностного отношения к здоровью у детей : монография / Г.А. Хакимова, Г.Н. Гребенюк. – Нижневартовск : Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2010. – 175 с.

  8. Храмцов, П.И. Состояние здоровья и образ жизни современных дошкольников / П.И. Храмцов, Н.О. Березина // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2014. – 3 с. – Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/v/sostoyanie-zdorovya-i-obraz-zhizni-sovremennyh-doshkolnikov

  9. Шмойлова, Н.А. Ценностное отношение к здоровью и самоактуализация личности / Н.А. Шмойлова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2007. – №3. – С. 64-69.

  10. Щедрина, А.Г. Понятие и структура индивидуального здоровья человека : методология системного подхода [Электронный ресурс] / А.Г. Щедрина // Медицина и образование в Сибири. – 2009. – №5. – Режим доступа : http://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-struktura-individualnogo-zdorovya-cheloveka-metodologiya-sistemnogo-podhoda

  11. Щербаков, А.И. Исследование отношений – актуальная задача психологии воспитания / А.И. Щербаков, В.В. Богословский // Отношения как проблема психологии воспитания. – Л. : ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1973. – С. 3-10.

Просмотров работы: 491