МНОГОДНЕВНАЯ ИГРА КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

МНОГОДНЕВНАЯ ИГРА КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Рассаева Д.Ж. 1, Арасланова А.А. 1
1Сургутский Государственный Педагогический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Желание «стать кем-то» у детей появляется еще в детском саду. Однако, на данном этапе выбор ребенка не является окончательным, хотя и несет за собой огромную роль в формировании интересов. Профориентация младших школьников проходит через трудовое воспитание, так как основной целью трудового обучения является формирование у младших школьников любви к труду, понимание его значения в жизни человека. Актуальность выбранной темы выражается в том, что со школьной скамьи формируются важные жизненные позиции и именно в школе складывается любовь к труду, принятие труда как ценности и его важность.

В. Л. Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка.… Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.Л. Сухомлинский так же отмечал, что «…духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества».

Соглашаясь с классификацией С.Л. Новоселовой, в практике начальной школы распространены различные виды игр: подвижные, ролевые, строительные, дидактические и другие.

Игра как феноменальное человеческое явление наиболее подробно рассматривается в таких областях знания как психология и философия. В педагогике и методике преподавания больше внимания уделяется играм дошкольников (Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко, А.И. Сорокина, Н.Р. Эйгес и др.) и младших школьников (Ф.К. Блехер, А.С. Ибрагимова, Н.М. Конышева, М.Т. Салихова и др.). Игра - это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Игра еще некоторое время после начала обучения в школе продолжает оставаться ведущей деятельностью учащегося (то есть той деятельностью, которая определяет развитие человека в тот или иной период его жизни). В игре совершенствуются ручные движения и умственные операции. Поэтому в профориентационные занятия для первоклашек мы должны включать две-три игры, связанные с какими-то простыми операциями, касающимися темы занятия. Например, педагог, рассказывающий о профессии ювелира, говорит о том, что изготовлению изделия предшествует рисунок, чертеж. Он рассказывает на доступном детям языке о наиболее простых закономерностях композиции – двух-трех – не более, – и школьники изображают рисунок будущего ювелирного изделия на листе бумаги.

При планировании профориентационных занятий необходимо учитывать особенности и включать различные модификации существующих психологических игр. Тем самым, нарушение логики и последовательности необходимых этапов снижает качество не только проводимых операций и действий, но и профессионального мастерства специалистов культурно-досуговой деятельности. То есть, многодневную игру лучше начать проводить с начала недели и до конца, для непрерывности процесса взаимопонимания.

Многодневная игра - это деятельность, которая привлекательна для детей и способна вызвать положительную мотивацию к познанию нового на протяжении нескольких дней подряд. В то же время игра не является только развлекательным средством – это обычное упражнение, облаченное в занимательную форму. Содержание игры служит выполнению учебной задачи, в которой важна и воспитательная сторона. Многодневная игра требует от учащихся сообразительности, внимания, учит выдержке, взаимоподдержке, вырабатывает умение быстро ориентироваться, находить правильное решение, развивает и повышает интерес как к предмету, так и к различным направлениям урочной и внеурочной деятельности.

В технологии организации детских многодневных игровых программ каждый этап подготовки имеет свои конкретные задачи для субъектов и объектов.

Рассмотрим основные этапы в технологии организации многодневных игровых программ:

I этап: Анализ обстановки и формулировка цели. Основным критерием эффективности, является соответствие конечного результата поставленной цели. Цель многодневных игр, проводимых на уроках в начальной школе, - пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. Дидактическая по своему назначению игра – это одно из действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям в начальной школе.

II этап: На втором этапе идет сбор материалов для осуществления намеченных планов. Для анализа собираются ответы на учащихся по составленным методикам, для выявление профессиональных интересов учащихся. Это достигается регулярными сборами и активным участием в обсуждении всех вопросов, проигрыванием исполнительских ролей.

III этап: Проведение многодневной игры с учащимися, профессионально ориентированная игровая деятельность является необходимым условием и средством формирования представлений о мире профессий у дошкольников

IV этап: Заключительный этап анализ результатов. Результативность многодневных игр зависит от методики их организации и проведения. Положительных результатов в обучении и воспитании детей с использованием игровых методов можно достичь при условии направленности каждой игре на выявление профессиональных стремлений, учащихся в начальной школе.

Таким образом, многодневная игра несет продуктивный методический вклад информации с результатами диагностики. В.Л. Сухомлинский писал: Сущность многодневной игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Хотя ситуации проигрываемые ребенком, воображаемые, но чувства, переживаемые им, реальны. «В игре нет людей серьезнее, чем маленькие дети. Играя, они не только смеются, но и глубоко переживают, иногда страдают. Эта специфическая особенность игры несет в себе большие воспитательные возможности, так как, управляя содержанием игры, педагог может программировать определенные положительные чувства играющих детей. «В игре совершенствуются лишь действия, цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию. В этом основная особенность игровой деятельности и в этом ее основное очарование и лишь с очарованием высших форм творчества сравнимая прелесть» [3].

Младшие школьники имеют интересы, которые тесно связаны с профессиональным выбором, имеют планы и увлечения. Важно отметить, что выбор ребенка не является неосмысленным: интересно то, что для освоения какой-либо профессии, дети выбирали необходимые качества и предметы, а также выбирали факультативы, которые будут развивать у них именно то, что необходимо для профессионала. Из этого можно сделать вывод, что в данном возрасте имеет место быть многодневной игре для профессионального самоопределения ребенка.

Список литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение. – 2010. – С. 4-10.

  2. Пряжников, Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники / Н.С.Пряжников – М.: ВАКО, 2005.- 288 с

  3. Тимошенко Т.И. Стимулирование познавательной деятельности учащихся на нетрадиционных уроках. Белгород: Изд-во Белгород, гос. ун-та, 1997.-108 с.

  4. 164. Садыкова Н.У. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях совместной учебной деятельности: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. Волгоград, 1995.

  5. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1988. 172с.

  6. Савина Е.М. Внеурочная познавательная деятельность как фактор развития воспитательной системы образовательного учреждения: автореф. дис. . канд. пед. наук. — Ярославль, 2006. -21 с.

Просмотров работы: 187