ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Филатова В.И. 1, Шанц Е.А. 1
1Сургутский Государственный Педагогический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста возможно не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Рассмотрим понятия внеурочной деятельности. Термин «внеурочная деятельность» не является абсолютно новым. Для школы внеурочная деятельность всегда была неотъемлемой частью образовательного процесса. Однако научный смысл и значение этого понятия менялись со временем и зависели от приоритетов, мировоззренческих установок исследователя, идеологических и культурных требований общества. В педагогических словарях и энциклопедиях чаще всего встречается термин «внеклассная работа». Она рассматривалась как организованные и целенаправленные занятия с учащимися, проводимые школой для расширения и углубления знаний, умений, навыков, развития индивидуальных способностей, а также для проведения ими разумного отдыха [5,с.201]. Внеклассная работа рассматривалась как составная часть учебно-воспитательной работы школы, которая организуется во внеурочное время.

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения, определяет данное понятие как: внеурочная деятельность учащихся - деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования [4].

Требования современного общества впервые смыслом и целью образования назвали развитие личности школьника, а стратегической задачей образовательной политики - стимулирование его активности. Для реализации поставленных целей и задач разработаны рамки федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Отличительной особенностью стандартов второго поколения является требование организации внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности (кроме урочной), в которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации.

В Федеральных стандартах утверждается, что основная образовательная программа начального общего образования должна быть реализована образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность.

Таким образом, в современных условиях значительно возрастает роль внеурочной деятельности школьников, которая из второстепенной становится полноправным компонентом Основной образовательной программы (ООП) начальной школы [4].

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить еще целый ряд важных задач:

• обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

• оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

• улучшить условия для развития ребенка;

• учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся [5,с.171].

Очевидны и преимущества в использовании внеурочной деятельности для закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, курсов.

Все это дает основание полагать, что одной из особенностей организации внеурочной деятельности в начальной школе является обоснованный выбор форм внеурочного взаимодействия учителя и обучающихся.

Перечисленные формы внеурочной деятельности в начальной школе должны способствовать формированию:

- целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур и народов;

- эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

- приобретение навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире [4].

Из вышесказанного, можем сделать вывод, что при правильном выборе форм организации внеурочной деятельности, мы можем рассчитывать на результаты, закрепленные в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения.

Методический конструктор Д.В. Григорьева и П.В. Степанова вооружает педагогов-практиков знаниями о том, в каких формах организовать «воспитывающую» внеурочную деятельность школьников, как целенаправленно достигать в ней воспитательных результатов разных уровней и воспитательных эффектов.

Характеристика внеурочной деятельности Д.В. Григорьева и П. В. Степанова включает классификацию результатов, которая представлена следующим образом:

- Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями.

- Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы.

- Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, за пределами дружественной среды школы, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества [1].

Автор проводит лаконичную формулировку трёх уровней результатов внеурочной деятельности школьников:

1-й уровень - школьник знает и понимает общественную жизнь;

2-й уровень - школьник ценит общественную жизнь;

3-й уровень - школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Выделение трёх уровней результатов внеурочной деятельности позволяет педагогам:

• разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с чётким и внятным представлением о результате;

• подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определённого уровня;

• выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого;

• диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности;

• оценивать качество программ внеурочной деятельности [1].

Исследователь Е.Н. Степанов предлагает условно при организации внеурочной деятельности выделить три этапа:

- проектный, включающий в себя диагностику интересов, увлечений, потребностей детей, запросов их родителей и проектирование на основе ее результатов системы организации внеурочной деятельности в школе; в качестве организационного механизма может быть использован план (программа) организации внеурочной деятельности как нормативный документ ОУ, определяющий общий объём, состав и структуру направлений внеурочной деятельности по годам обучения или для ступени общего образования.

- организационно-деятельностный, когда происходит создание и функционирование разработанной системы внеурочной деятельности посредством ее ресурсного обеспечения, при этом именно интеграция кадровых ресурсов будет способствовать наиболее полному удовлетворению потребностей школьников и запросов их родителей; координацию индивидуальных и коллективных траекторий внеурочной занятости школьников может осуществлять педагог-организатор (заместитель директора ОУ по воспитательной работе) или другой педагог образовательного учреждения.

- аналитический, как осуществление анализа и оценки функционирования созданной системы; необходима разработка критериальной базы и диагностического инструментария для изучения состояния действующей в образовательном учреждении системы внеурочной деятельности младших школьников [1].

Рассмотрев этапы мы видим, что каждый этап взаимосвязан друг с другом, на первом этапе происходит проектирование предстоящей деятельности, сюда входит диагностика интересов, способностей и увлечений детей, на втором этапе происходит непосредственно организация внеурочной деятельности в соответствии с интересами и способностями детей, а на последнем этапе подведение итогов деятельности, анализирование и оценка.

Все это дает основание определить поэтапность проектирования внеурочной деятельности обучающихся начальных классов.

Далее рассмотрим предметы анализа и оценки внеурочной деятельности.

Предметом анализа и оценки, по мнению Д.В.Григорьева, П.В.Степанова, могут стать:

- включенность учащихся в систему внеурочной деятельности;

- ресурсная обеспеченность системы внеурочной деятельности;

- вариативность направлений, видов и форм организации внеурочной деятельности;

- сформированность ценностных отношений к себе и миру (как в предметной области, вызывающей интерес ребёнка вне урока, так и в смежных областях);

- продуктивность внеурочной деятельности (достижения детей в выбранных видах деятельности);

- удовлетворенность участников деятельности ее организацией и результатами [2].

Таким образом, стоит отметить, что при реализации внеурочной деятельности целесообразно спроектировать её организацию с учётом многообразия и вариативности её направлений, видов и форм. При этом предметом проектирования должна стать целостная система, реализованная в соответствии со всеми этапами.

При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.

Для того чтобы грамотно организовать процесс образования в современной школе, образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает специальные рабочие программы внеурочной деятельности по различным направлениям. Эти программы являются составной частью основной образовательной программы каждой школы.

Очевидно, что существуют два принципиально разных пути организации внеурочной деятельности: внутришкольный и интегративный.

Внутришкольный путь предусматривает ориентацию на внутренние материально-технические, кадровые, финансовые ресурсы школы. Другими словами, внеурочная деятельность организуется в школьном здании силами самих учителей и воспитателей.

Интегративный путь основан на использовании внутренних ресурсов школы во взаимодействии с учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта, здравоохранения, социальной защиты, общественными объединениями и организациями.

При этом реализация обоих путей может сопровождаться участием родителей, волонтерских и студенческих движений, безвозмездной помощью общественных организаций и др. [5, с.172].

Основное преимущество организации внеурочной деятельности непосредственно в образовательной организации заключается в создании условий для полноценного пребывания ребёнка в образовательной организации в течение дня, содержательном единстве учебной, воспитательной и развивающей деятельности в рамках основной образовательной программы образовательной организации.

Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей в части создания условий для развития творческих интересов детей, включения их в художественную, техническую, спортивную и другую деятельность [4,с.78].

Основным преимуществом внеурочной деятельности, по мнению Н.В.Биркле, является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие.

Часть внеурочных занятий изначально предполагает выбор интересного для обучающегося вида деятельности. Он может быть определен с учетом пожеланий родителей конкретного класса (например, экскурсия, туристический поход). Обучающиеся получают возможность попробовать себя в различных видах деятельности, осознать свои интересы, проявить способности получить опыт творческой деятельности.

Следовательно, внеурочная деятельность предполагает для каждого обучающегося индивидуальный образовательный маршрут, который разрабатывает классный руководитель и в письменном виде выдает обучающемуся и (или) его родителям (законным представителям).

Модель организации внеурочной деятельности позволяет целостно представить возможности образовательного учреждения, определить необходимость привлечения специалистов системы дополнительного образования, культуры и спорта. Она помогает распределить часы внеурочной деятельности, определить, какие программы внеурочной деятельности необходимо разработать в образовательном учреждении.

Автор считает, что модель организации внеурочной деятельности в начальной школе зависит от условий, в которых протекает образовательный процесс: количества классов в параллели; наличия учреждений дополнительного образования, культуры и спорта; специфики работы (одна или две смены, комплектность классов) [2,с.17].

Все вышесказанное дает основание заключить, что еще одной особенностью внеурочной деятельности младших школьников является обоснованный выбор модели ее организации.

Однако, при организации внеурочной деятельности важно следовать следующим принципам (Н.В. Биркле):

- Принцип учета потребностей обучающихся и их родителей.

Для этого необходимо выявление запросов родителей и обучающихся, соотнесение запроса с кадровым ресурсом учреждения, особенностями программы развития.

- Принцип преемственности, заключающийся в выборе хотя бы одного направления деятельности, которое продолжалось бы в основной школе.

-Принцип разнообразия направлений внеурочной деятельности, предполагающий реализацию всех пяти направлений внеурочной деятельности, предложенных в стандарте.

- Принцип учета социокультурных особенностей школы, программы развития образовательного учреждения.

-Принцип учета региональных разработок для организации внеурочной деятельности.

-Принцип взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта.

-Принцип разнообразия форм организации внеурочной деятельности. В программе внеурочной деятельности образовательного учреждения должны быть представлены кружки, студии, клубы, мастерские, секции, общества и др.

-Принцип оптимального использования учебного и каникулярного периодов учебного года при организации внеурочной деятельности. Часть программы внеурочной деятельности может быть реализована во время каникул, выходных дней. Информация о времени проведения тех или иных занятий должна содержаться в программе кружка, студии.

-Принцип учета возможностей учебно-методического комплекта, (УМК) используемого в образовательном процессе.

Таким образом, мы можем выделить еще одну особенность организации внеурочной деятельности младших школьников, это соблюдение единых принципов ее организации.

Стандарт второго поколения определяет стратегию социального проектирования и конструирования системы образования на основе системно-деятельностного подхода, при котором результатом обучения является личностное развитие человека, отвечающее потребностям современного общества [2, с.18].

Отметим, достижение планируемых результатов возможно при организации вышеназванных направлений и видов внеурочной деятельности с применением деятельностных способов, направленных на достижение результатов не только первого и второго уровней (социальные знания, ценностные отношения к социальной реальности), но и третьего уровня (опыт самостоятельного общественного действия). Разнообразие, нестандартность, инновационность деятельностных способов организации внеурочной деятельности и учебного сотрудничества должны рассматриваться в качестве условий личностного, социального и познавательного развития каждого учащегося.

Следовательно, внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Это достижение личностных и метапредметных результатов, а также на достижение результатов духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального образования.

Вышесказанное указывает на необходимость определения особенностей организации внеурочной деятельности в начальных классах.

Е.Н. Землянская выделила отличительные особенности внеурочной деятельности:

• добровольность участия;

• возможность выбора детьми формы своего участия;

• активность и самостоятельность;

• личностная значимость деятельности, творчество;

• личностная ориентированность работы педагога;

• опора на ценностные отношения;

• сотрудничество сверстников и представителей разных возрастов;

• системность, предполагающая выбор методов, форм, средств организации [5, с.170].

Основные особенности организации внеурочной деятельности являются следующие положения:

- обоснованный выбор форм внеурочного взаимодействия учителя и обучающихся;

- целенаправленное и поступательное достижение воспитанности, результатов и эффективности внеурочной деятельности;

- поэтапность проектирования внеурочной деятельности обучающихся начальных классов;

- обоснованный выбор модели организации внеурочной деятельности;

- соблюдение единых принципов ее организации.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет утверждать, что если педагог будет учитывать особенности организации внеурочной деятельности, то данная деятельность будет эффективна и позволит учащимся реализовать свои способности в полной мере. На основании изложенного материала, так же отметим, внеурочная деятельность позволит обучающимся развиваться в соответствии с их интересами и возможностями, позволит им раскрыть свои возможности, развить свои навыки, а значит, во внеурочное время для формирования коммуникативных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста созданы все необходимые условия.

Литература:

  1. Брагуца, А.В. Развитие сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности/ А.В. Брагуца// Начальная школа. - 2011. - № 6. - С. 53-56.

  2. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 233, [1] c. - (Стандарты второго поколения).

  3. Клубович, О.В. Формирование коммуникативных навыков в условиях нового ФГОС / О.В. Клубович // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 10. - С. 50-51.

  4. Леонова, Е.В. Развитие коммуникативных способностей младших школьников в условиях совместной творческой деятельности / Е.В. Леонова, А.В. Плотникова // Начальная школа. - 2011. - № 7. - С. 91-96.

  5. Семёнова, М. А. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности /М.А.Семенова // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXVIII междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2013.

Просмотров работы: 441