СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКА ИМИДЖЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКА ИМИДЖЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Леонова И.В. 1, Зырянова С.М. 1
1СурГПУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современных условиях в стране постоянно происходят изменения и преобразования. Руководитель дошкольной образовательной организации должен проявлять гибкость, способность адаптироваться к социальным переменам и успешно решать профессиональные задачи в новых условиях. В настоящее время в сфере образования уделяют большое внимание имиджу руководителя образовательной организации.

Понятие «имидж» было использовано впервые в Америке в 50-х годах для рекламной практики. В отечественной литературе «имидж» ввел О. Феофанов. Он рассматривал имидж как основное средство психологического воздействия рекламодателя на потребителя. Сегодня понятие «имидж» получило широкое использование и приложение в самых разных областях знания, в том числе и в педагогике.

Имидж (от английского «image» — «образ», «изображение», которое в свою очередь происходит от латинского «imago») — искусственный образ, формируемый в общественном или индивидуальном сознании средствами массовой коммуникации и психологического воздействия.

«Имидж» имеет много различных определений. В кратком психологическом словаре под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского «Имидж – это стереотипизированный образ конкретного объекта, существующий в массовом сознании».

Как правило, понятие имиджа относится к конкретному человеку, но может также распространяться на определенный товар, организацию, профессию.

В современной науке понятие «имидж» понимается как форма отражения и освоения человеком объектов мира.

Специалист в области социологии управления и имиджелогии В. М. Шепель считает, что «Имидж – индивидуальный облик или ореол, создаваемый средствами массовой информации, социальной группой или собственными усилиями личности в целях привлечения к себе вниманияИмидж не тождественен образу, он – его фасадная часть… Имидж – собирательное понятие. Это – облик, то есть та форма жизненного проявления человека, благодаря которой «на люди» выставляются лучшие личностно-деловые характеристики».

В.М. Шепель выделяет следующие слагаемые имиджа, независимо от характера или типа личности:

-природные качества (коммуникабельность, эмпатичность, рефлексивность, красноречивость)

- свойства личности, которые являются следствием образования и воспитания (нравственные ценности, психологическое здоровье)

- жизненный и профессиональный опыт (воспитанность, эрудицию, профессионализм). [1, с.150]

И.Д. Ладанов считает, что в имидже объединены два элемента – уверенность в себе и позитивная энергетика. [2, с.153]

Л.К. Аверченко разработал принципы формирования имиджа:

- принцип повторения опирается на свойства памяти: хорошо запоминается та информация, которая повторяется. Человеку требуется время, чтобы сделать воспринятое сообщение своим;

- принцип непрерывного усиления воздействия обосновывает наращивание аргументированного и эмоционального обращения, например: «Я – для вас», «Это только для вас»;

- принцип «двойного вызова» означает, что сообщение воспринимается не только разумом: важнейшую роль играют подсознательные психологические процессы, эмоциональная сфера психики человека. [3, с.153]

Создание имиджа – длительный и сложный процесс, успешность протекания которого зависит от условий и технологий формирований имиджа.

В.М. Шепель выделил функции имиджа:

- ценностная – ориентирована на активизацию общения с людьми на ценностно – смысловой основе;

- личностно – возвышающая – создает облик личности, выразительно подчеркивающий ее духовное достоинство, визуально определяющий ее душевные характеристики;

- психотерапевтическая – личность, обладающая обаянием, обречена на внимание, признание и оптимизм в достижении своих целей, уверенность в себе.

О.Ю. Сухина считает, что структура формирования имиджа руководителя складывается из семи представлений:

1.Образ руководителя - персональные физические особенности (характер, обаяние, культура), социальные характеристики (образование, биография, образ жизни, статус, ролевое поведение, ценности), профессиональные характеристики (знание стратегии развития образования, технологий обучения, воспитания, экономических и правовых основ функционирования детского сада).

2. Качество образования и воспитания — показатель знаний, умений и навыков, сформированность способностей, познавательность процессов. 3.Стиль общего управления - контакты сотрудников с внешними объектами, сотрудники (призвание, манеры), визуальная самобытность детского сада, традиции, стиль взаимодействия между участниками воспитательного процесса, стиль работы, корпоративная культура.

4.Внешняя атрибутикапредставляет собой совокупность фирменных элементов, позволяющих потребителям образовательных услуг, сотрудникам, организациям, любому человеку легко идентифицировать дошкольную образовательную организацию.

5.Образ персонала - квалификация, личные качества, психологический климат, половозрастной состав, внешний облик.

6.Цена на образовательные услуги - платность образовательных и дополнительных услуг, интеллектуальные усилия, конкурентный приём, подчинение правилам поведения, месторасположение.

7.Уровень психологического комфорта - представление об уровне комфортности среды. [4, с.15]

К имиджу относится и авторитет руководителя. Он складывается из обобщенной характеристики личности, его компетентности, высокой нравственности на работе и в быту. Ценится, когда он внимательно относится к людям и их нуждам.

Различают три вида авторитета: личный, служебный и реальный.

Личный обеспечивается справедливыми личностными качествами, выделяющими его из среды коллектива, к которым относятся честность, справедливость, человечность.

Служебный авторитет достигается умелой организацией работы коллектива для выполнения поставленных задач, обеспечением соблюдения дисциплины на основе предоставленных должностью прав и полномочий.

Органическое соединение личного и служебного авторитета составляет реальный авторитет руководителя, и достичь его можно только применяя демократический стиль руководства. Имидж - это целостный непротиворечивый образ руководителя в сознании окружающих, соответствующий целям, нормам, ценностям, принятым в коллективе, и ожиданиям, предъявляемым членами коллектива к руководителю. Он имеет несколько ключевых слов, которые позволяют раскрыть слагаемые имиджа руководителя.

Первое из этих слов — «целостный». Оно означает, что в структуру имиджа руководителя входит не только его внешний вид (прическа, одежда, аксессуары и тому подобное), но также всё, на основе чего окружающие составляют свое мнение о человеке.

Второе ключевое слово - «непротиворечивый». Под ним следует понимать то, что видимость, или внешнее проявление имиджа, должна соответствовать внутреннему состоянию человека.

Следующие слова можно объединить в общий блок, который характеризует корпоративную культуру организации. Это термины «цели», «нормы», «ценности» и «ожидания» коллектива подчиненных. Они выводят понятие имиджа за рамки личности руководителя и заставляют взглянуть на проблему с точки зрения организации в целом. В самом упрощенном виде это означает, что имидж руководителя, как целостный и непротиворечивый образ, должен соответствовать определенным характеристикам организационной культуры.

Слагаемые имиджа руководителя:

1.Внешность является наиболее открытой для наблюдения характеристикой человека и представляет собой один из источников невербальной информации о человеке. Внешний облик человека создают одежда, прическа, физические характеристики (тип телосложения и так далее). Внешность в значительной мере влияет на то, что думают о человеке другие. Безупречный внешний вид придает человеку уверенность в себе и в том, что он говорит и делает.

2.Способ самоотдачи подразумевает под собой, насколько значима для руководителя его работа и люди, которые его окружают. Видят ли подчиненные в руководителе энтузиазм, и происходит ли «заражение» этим энтузиазмом.

3.Направленность личности и позиции по отношению к окружающим включает в себя намерения, мотивы, способности, установки, ценностные ориентации. Ценностными ориентациями личности являются разделяемые этой личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств достижения этих целей. Они выражают субъективную общественную позицию индивидов, их мировоззрение и нравственные принципы.

4.К особенностям вербального и невербального поведенияотносятся мимика, жестикуляция, улыбка, контакт глаз и, наконец, речь, которая характеризуется тембром, тоном, громкостью голоса, артикуляцией и произношением. [5, с.140]

В структуру делового имиджа А.С.Пелих, Т.Г.Кизилова, А.Г.Пронченко включают:

- служебный этикет (приветствие, деловое общение, сочетание наказания и поощрения)

- деловые беседы и выступления, работу с документами, деловую переписку, культуру телефонного разговора, визитные карточки, деловой протокол, этикет поведения на приемах, деловые подарки

- внешний вид и манеры [6, с.151]

Таким образом целенаправленная работа над имиджем требует знаний, владения технологиями, наличия соответствующего сочетания способностей, высокого уровня общей культуры, ответственности и собственных целенаправленных усилий носителя имиджа. Человек является субъектом своего собственного формирования, развития, совершенствования и преобразования, а имидж - это результат собственной деятельности.

Список литературы:

1. Митин, А.Н. Культура управления персоналом/А.Н.Митин // Екатеринбург, 2001.

2. Щербакова, В.В. К вопросу о профессиональной компетенции /В.В. Щербакова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. – С.139-146.

3.Чумичева, Р.М., Платохина, Н.А. Управление дошкольным образованием: Учебное пособие /Р.М Чумичева, Н.А. Платохина. – Москва: Издательский центр «Академия», 2011.149-156с.

Просмотров работы: 416