КРАЕВЕДЧЕСКИЙ УГОЛОК КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ УГОЛОК КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Кривко Д.Ю. 1, Кривко Д.Ю. 2, Арасланова А.А. 1
1Сургутский Государственный Педагогический Университет
2МБОУ СОШ № 5, г. Сургут
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время проблема формирования интереса к истории родного края младших школьников обусловлена потребностью общества в воспитании человека, способного осознавать многообразие и сложность социальных и природных ситуаций, готового адекватно реагировать на изменения в жизни и принимать соответствующие обстановке решения.

Среди основных причин, резко актуализирующих проблему формирования интереса к истории родного края у детей младшего школьного возраста, следует назвать: разрушение системы традиционных ценностей и традиционного механизма преемственности поколений; возникновение феномена бездуховности, проявляющегося, в частности, в пренебрежении к опыту предков; переоценка роли обучения и недооценка роли воспитания на основе традиций малой родины в становлении новых поколений россиян [4, с 68].

Общество все более осознает, куда ведут эти процессы, как дорого обходятся нации. В связи с этим в педагогике ведется интенсивный поиск новых подходов к привитию школьникам любви к родному краю на основе исторических представлений о ярких событиях и фактах.

Ориентированный на необходимость приобщения обучающихся к традициям и ценностям родного края образовательный процесс начальной школы невозможно строить без учета специфики ближайшей историко-культурной среды малой родины. Изучение истории и культуры родного края - действенное средство познавательного, нравственного и эстетического развития младших школьников, важнейшее средство формирования патриотических чувств и духовных начал личности. В этом аспекте краеведение, по словам Д. С. Лихачева, становится явлением «первостепенной важности», способствует сохранению истории родного края, воспитанию «духовной оседлости» [4, с. 69].

В настоящее время во многих городах России в начальной школе вводятся пропедевтические курсы краеведения, обусловленные природно-экономическими, культурно-историческими и социальными особенностями отдельных территорий субъектов РФ. Направленность краеведческих программ отчетливо проявляется в названиях курсов и пособий, где подчеркивается единство между школьником и городом, познающим и познаваемым: «Я и мой город» (Махинько Л.Н.), "Твой Петербург" (Погодина В.Л.), «Я живу в Петербурге» (Эрлих Т.В.), «Здравствуй, Москва» (Поникарова Н.М., Горелова Н.А.), «Екатеринбург - мой любимый город» (Мурзина И.Я., Кряжева Н.Г.) и др.

Краеведческий уголок – неотъемлемая часть предмета «Окружающий мир», важнейшее средство связи обучения и воспитания с жизнью. Использование краеведческого материала способствует активизации учебного процесса, пробуждает интерес к знаниям, оказывает благотворное влияние на патриотическое воспитание младших школьников, воспитывает учеников в духе любви к родному краю, развивает кругозор. Введение школьников в мир истории осуществляется на близком ученикам материале - истории родного края.

Любовь к родному краю, а, значит, и к родной стране, творческий патриотизм необходимо культивировать с детства. Подобно любому другому чувству она обретается самостоятельно и переживается индивидуально.

Краеведческий уголок в начальной школе выполняет ряд функций. Так, методисты М.А. Никонова и П.А. Данилов отмечают следующие функции краеведческого уголка:

- средство осуществления воспитывающего обучения;

- решение педагогической проблемы соединения обучения с жизнью;

- средство осуществления межпредметных связей;

- активизация познавательной деятельности учащихся;

- реализация принципа наглядности в обучении;

- воспитание патриотических чувств любви к Родине [2, сۤ. 12].

Целями использования краеведческого уголка при формировании интереса к истории родного края в школе являются:

  • формирование представлений об историческом прошлом и настоящем города, о личностях, оставивших заметный след в истории края, о вкладе, который внесли жители города в историко-культурное наследие региона;

  • осознание учащимися своей связи с окружающим их “малым” миром, сопричастности к делам и традициям земляков, формирование личностно-значимых ценностных ориентиров в контексте самореализации в условиях края и региона; воспитание гражданственности и патриотизма;

  • развитие интеллектуальных и поисково-информационных умений в ходе изучения местного материала, воображения и эмоций в процессе исторической реконструкции местных сюжетов; формирование ключевых компонентов [1, сۤ. 19 ].

Ведущий компонент основ краеведческого уголка - эмоционально - нравственные, духовные ценности личности, непосредственно знакомство с родным краем создает эмоциональную, чувственную основу в обучении, являясь источником ярких представлений, истинных суждений, умозаключений. Его основную концептуальную идею составляет обучение, способствующее воспитанию личности.

В педагогической литературе и школьной практике использование краеведческого уголка нередко делят на три направления: учебное, внеурочное и внешкольное.

Внешкольное направление проводится под руководством учреждений дополнительного образования: центров детско-юношеского туризма и краеведения, домов школьников и т.п.

Существует множество направлений и форм внеурочной и внеклассной работы: историческая игра, выпуск стенгазеты, историко-краеведческая композиция, литературно-историческая композиция, исторический спектакль, олимпиады, конкурсы, устные журналы, экскурсии, создание музейных уголков, участие в работе школьных музеев и т. д.

Учебное направление краеведческого уголка при формировании интереса к истории родного края может быть представлено на нескольких уровнях:

- в учебный план в рамках школьного компонента вводится отдельный краеведческий курс;

- краеведческий материал привлекается при организации внеурочных мероприятий;

- материал по краеведению включается в изучаемый предмет, в соответствии с тематическим планированием [5, с. 36-37].

Новый Базисный учебный план предполагает, в числе обязательных для начальной школы дисциплин, изучение предмета «Окружающий мир», который включает в себя разделы о человеке, природе и обществе. Именно на уроках окружающего мира использование материалов краеведческого уголка может быть наиболее эффективным, так как это, прежде всего, мировоззренческий курс, который формирует основы мировоззрения ребенка, а также представляет самые широкие возможности для развития его личности. Изучая данный курс, младшие школьники получают научные знания, у них формируется научный взгляд на окружающий мир. Учащиеся приходят к выводу, что этот мир реально существует, развивается, его можно познать.

Значение краеведческой работы при формировании интереса к истории родного края на уроках окружающего мира велико в том плане, что она помогает решать воспитательные задачи в процессе обучения, правильно направлять работу по охране природы, а также способствует формированию общеучебных умений и навыков (уметь работать самостоятельно и вместе с товарищем; читать книги, периодику, использовать их на уроке; самостоятельно составлять простой план, схемы, таблицы и др.) [3].

Изучением особенностей организации краеведческой работы в школе в разное время занимались известные историки, методисты, учителя-практики. Наиболее значимыми являются труды А.С. Баркова «О научном краеведении», Г.Н. Манюшина «Историческое краеведение», Д.В. Кацюбы «Историческое краеведение в воспитании учащихся». Тенденции и перспективы исторического краеведения рассматривали Н.Н. Лазунова, Л.К. Ермолаева, Н.П.Милонов, К.Ф. Строев и другие авторы.

По мнению многих из перечисленных ученых, краеведческий уголок как средство формирования интереса к истории родного края младших школьников будет протекать более эффективно, если для его организации будут внедрены следующие педагогические условия:

  • непосредственное вовлечение младших школьников в процесс краеведения, закрепленное в разнообразных формах учебно-познавательной деятельности;

  • ситуации успеха, созданные учителем в рамках учебного процесса;

  • материально-пространственная среда, обеспечивающая возможность непосредственно получать знания о родном крае [1, с 22].

Таким образом, с учетом специфики процесса формирования интереса к истории родного края младших школьников о родном крае в ходе использования краеведческого уголка мы определили следующие критерии их сформированности: осведомлённости об историческом прошлом родного края, который раскрывается через следующие показатели: 1) знание фактов о прошлом родного края, его исторических, географических, этнических и социальных особенностях; наличие знаний о временных изменениях родного края; наличие знаний о пространственных различиях родного края. Данный критерий определяет: уровень имеющихся знаний, фактов о прошлом родного края, его исторических, географических, этнических, социальных и национальных особенностях; уровень способностей правильно представлять временные исторические отрезки наиболее важные для развития родного края, последовательность и длительность этих событий. 2) эмоциональное восприятие исторических событий родного края раскрывается через следующие показатели: создание образов на основе эмоций и несущественных признаков, создание образов на основе эмоций существенных и несущественных признаков, создание образов на основе эмоций и существенных признаков. Этот критерий определяет степень эмоциональной восприимчивости младшими школьниками исторических событий малой родины. Яркость образа исторических событий зависит от способа, осознанности и самостоятельности краеведческой деятельности, в результате которой он рождается. 3) отношение к родному краю и его истории как к ценности, раскрывается через такие показатели как: устойчивость мотивации; осознанность краеведческой деятельности; принятие ценностей родного края. Критерий отражает деятельность младших школьников по преобразованию совокупности внешних педагогических воздействий в изменения ценностно-мотивационной сферы, выраженные в личностных отношениях.

Список литературы

  1. Волкова П.И., Занимательное краеведение: учебно-методическое пособие в 2 частях [Текст] / П.И. Волкова, А.Ю. Тихонова. – Ульяновск: УИПК ПРО. – 2007. С. 18-23.

  2. Вострикова М.В. Топонимика как элемент краеведческой работы. // Начальная школа. – 2010. – № 5. – С. 12-14.

  3. Маханева М.Д., Приобщение младших школьников к краеведению и истории России. [Текст] / М.Д. Маханева – М.: АРКТИ. – 2005. – 124 с.

  4. Махина Н.С. Здоровьесберегающий потенциал исторического и краеведческого материала в начальной школе // Начальная школа. – 2008. – № 19. – С. 67–70.

  5. Махина Н.С. Использование на уроках материалов исторического краеведения // Начальная школа. – 2009. – № 6. – С. 35-41.

Просмотров работы: 1325