НАГЛЯДНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

НАГЛЯДНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Омаров Р.М. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Наглядность – это свойство, выражающее степень доступности и понятности психических образов объектов познания для познающего субъекта. Наглядность обучения вытекает из того, что она выступает для учащихся как средство познания окружающего мира, и поэтому процесс этот происходит более успешно, если основан на непосредственном наблюдении и изучении предметов, явлений или событий.

Наглядные методы обучения - это методы, при которых усвоение учебного материала находится в определенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядных пособий и технических средств (ИКТ). Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения и предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, в их натуральном виде или в символьном изображении с помощью всевозможных рисунков, репродукций, схем и т. п.

Использование наглядных методов способствуют реализации дидактического принципа наглядности в обучении, обогащают методику преподавания, повышают эффективность и продуктивность урока, развивают у детей наблюдательность, наглядно-образное мышление, зрительную память, внимание.

За последние годы характер средств наглядностей сильно изменился, и его возможности значительно расширились. Отбор средств наглядности и приемов их использования происходит с учетом целей и условий преподавания.

Наглядность в обучении обогащает образное мышление учащихся, обеспечивает прочность знаний, содействует развитию речи, памяти, оказывает эмоциональное воздействие на учащихся. Принцип наглядности ставят на первое место, так как 80% информации человек получает посредством зрения. Эта особенность, подмеченная педагогами много веков назад, широко используется и в преподавании обществознания. Однако он предусматривает не только опору на зрение, но и на все другие органы чувств. Физиологи и психологи объясняют это положение тем, что все органы чувств человека взаимосвязаны.

Экспериментально доказано, что если человек получает информацию одновременно с помощью зрения и слуха, то она воспринимается более обостренно по сравнению с той информацией, которая поступает только через посредство зрения, или только через посредство слуха.

Функции наглядности:

1) познавательный процесс требует включения в овладение знаниями различных органов восприятия; согласно К.Д. Ушинскому, знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством различных органов чувств они воспринимаются;

2) наглядность обучения является средством познания учащимися окружающего мира, и поэтому процесс этот происходит более успешно, если основан на непосредственном наблюдении и изучении предметов, явлений или событий;

3) наглядность повышает интерес учащихся к знаниям и делает процесс обучения более лёгким наглядность обучения основана на особенностях мышления детей, которое развивается от конкретного к абстрактному;

4) на ранних этапах ребёнок мыслит больше образами, чем понятиями; с другой стороны, понятия и абстрактные положения осмысливаются учащимися легче, если они подкрепляются конкретными фактами, примерами.

Без применения наглядность сложно донести материал до учащихся, так как сложно будет добиться правильных представлений у детей об окружающем мире. Необходимо научить учащихся строить свою речь и уметь логически размышлять на любые обществоведческие темы. Непосредственно, сам учитель должен руководить учебным процессом на уроке. Он сам должен уметь правильно объяснять, как работать с разными видами и типами наглядных средств обучения.

У современного педагога на вооружении существует большое разнообразие видов наглядного материала и средств его предоставления. А результативность и мастерство деятельности учителя зависит от его желания преподавать и любви к ученикам и своей профессии.

Особый вид наглядности представляет условно-графическая наглядность, т.е. выражение явлений на языке условных знаков. Сюда относятся карты, схематические планы, схемы, диаграммы, графики.

Обобщенность содержания курса обществознания выдвигает на первое место условную наглядность - это схематическая и символическая. К ней относятся таблицы и схемы. Использование таблиц и схем в образовательном процессе позволяет выявить самые существенные признаки изучаемого объекта и сознательно отвлечься от второстепенных характеристик, чтобы его главные черты могли быть изображены визуально и раскрывали, хотя и схематично, самую суть рассматриваемого объекта. Их применение при изучении обществознания делает трудный материал более доступным для восприятия учащимися, способствует повышению их интереса к освоению данного курса, создает необходимые предпосылки для самостоятельной деятельности школьников.

В школьной практике наиболее часто используются изобразительные и графические средства наглядности. У современных учащихся подросткового возраста отчетливо проявляется способность к абстрактному, понятийному мышлению, что повышает востребованность таблиц и схем, связанных с раскрытием и углублением обществоведческих понятий разной степени сложности и обобщенности.

Наглядность, является не только самым главным принципом обучения, но это еще и свойство, выражающее степень доступности и понятности психических образов объектов познания, для познающего субъекта. Образ воспринимаемого объекта является наглядным тогда, когда человек анализирует и осмысливает объект, соотносит его имеющимися у него знаниями. В процессе создания образа восприятия объекта наряду с ощущением участвуют память и мышление.

Использование средств наглядности облегчает познание сложных обществоведческих понятий. Значение наглядности в преподавании обществознания не ограничивается сферой чувственного созерцания и формирования конкретных представлений.

Конечно же, использование наглядного метода на уроке обществознания способствует не только развитию интереса к материалу, но и к его освоению и лучшему запоминанию. Значительная роль отводится, несомненно, учителю, так как от него зависит, как построить свой урок с применением наглядных средств для улучшения эффективности знаний.

Список литературы:

  1. Морозова С. А.Методика преподавания права в школе.- М.,2012.

  2. Никифоров Д.Н., Скляренко С.Ф. Наглядность в преподавании истории и обществоведения.- М., 2014.

  3. Певцова Е.А.Теория и методика обучения праву. - М.,2013.

  4. Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. — М.,2014.

Просмотров работы: 1029