ДЕБАТЫ КАК МЕТОД ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ДЕБАТЫ КАК МЕТОД ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

Патахова С.З. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Для правового государства важнейшей задачей является воспитание эрудированных, высококультурных, толерантных и мобильных, целеустремленных, уверенных, свободных от стереотипов граждан, критически осмысляющих перемены, происходящие в обществе. Сегодня России нужны педагогические модели, отвечающие требованиям и системе ценностей гражданского общества, позволяющие сформировать демократическую культуру подрастающих поколений. Сегодня важно, чтобы ученик не был пассивным объектом воздействия, а мог самостоятельно найти необходимую информацию, обменяться мнением по определенной проблеме, находить аргументы и контраргументы, выполнять разнообразные роли.Ясно, что простая трансляция знаний или отработка отдельных интеллектуальных умений не должны являться преобладающими. Наиболее адекватными с точки зрения становления гражданских компетентностей являются активные и интерактивные методы, которые предполагают взаимодействие и сотрудничество всех участников образовательного процесса в решении учебных и практических задач.

Применение активных и интерактивных технологий на уроках русского языка, литературы и развития речи повышает интерес к изучаемым предметам, способствует повышению качества обучения, позволяет использовать обучающимся различные источники информации (в том числе и Интернет). Формы воплощения активных методов обучения разнообразны: крутые столы, дискуссии, «мозговые штурмы», различные беседы; к интерактивным методам можно отнести проектную деятельность, ролевые и деловые игры, дебаты. Остановимся подробнее на использовании интерактивных методов.

«При использовании интерактивной стратегии роль преподавателя резко меняется - перестает быть центральной, он занимается общей организацией, определяет общее направление, контролирует время и порядок выполнения плана работы, помогает в случае серьезных затруднений. При этом учащимся необходимо совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения. Также для интерактивных методик важно, чтобы между заданиями групп существовала взаимозависимость, а результаты их работы дополняли друг друга»1. Одна из эффективных форм воплощения интерактивной стратегии - технология «Дебаты».

Использование интерактивных форм обучения и в частности технологии «Дебаты» на уроках русского языка, литературы и уроках развития речи способствует развитию и воспитанию следующих компетенций:

1. Расширению общекультурного кругозора: - обогащению знаний, относящихся к гуманитарным областям;

- развитию интереса к регулярному чтению, формированию мотивации обучения;

- формированию интереса к регулярному чтению научной, научно-популярной, художественной литературы.

2. Развитию интеллектуальных способностей: - формированию критического мышления, умения устанавливать логические связи между явлениями;

- умению анализировать различные идеи и события, делать обоснованные выводы, выстраивать цепочку доказательств;

- умению различать факты и точки зрения, анализировать полученную информацию.

3. Развитию исследовательских и организационных навыков: - собирать и анализировать материалы из различных источников;

- оценивать различные версии и мнения;

- собирать доказательную базу и грамотно ее при-

менять.

4. Развитию творческих качеств:

- умению по-новому взглянуть на проблему, использовать нетрадиционные способы для ее решения, видеть новое, необычное.

5. Развитию коммуникативных умений:

- умению слушать и слышать собеседника;

- терпимости к различным взглядам, иным точкам зрения, толерантности;

- способности работать в команде.

«Дебаты» - что это такое? Интеллектуальная игра, в которой две команды, обсуждая заданную тему, выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса, чтобы убедить членов жюри в своей правоте и опыте риторики.

По мнению доктора пед. наук Е.О. Галицких, дебаты - форма обучения общению, способ организации воспитательной работы школьников, позволяющий тренировать навыки самостоятельной работы с литературой и другими источниками информации, отрабатывать умения вести дискуссию и отстаивать собственную точку зрения с учетом того, что и противоположная позиция тоже имеет право на существование.

Сначала педагог знакомит учащихся с сущностью и особенностями проведения дебатов, а также с правилами организации, которые заключаются в следующем:

• в дебатах принимают участие все (часть учащихся выступает в ролях спикеров, председателя, секретаря и экспертов; остальные - в роли зрителей, которые подбирают аргументы «за» и «против», формулируют вопросы);

• к концу игры каждый определяет свою позицию и аргументирует ее;

• в процессе выступлений все соблюдают регламент, в противном случае председатель имеет право прервать выступающего;

• каждый участник команды имеет право выступить только один раз;

• в случае затруднений при ответах на вопросы каждый спикер, кроме подводящего итоги, имеет право взять один тайм-аут длительностью до 2 мин;

• спикер имеет право не отвечать на вопрос без объяснения причин;

• эксперты оценивают аргументы, но не участников.

Структура технологии «Дебаты»2: в игре «Дебаты» участвуют две команды по три - пять игроков в каждой команде. Игроки в команде называются спикерами. Соответственно команде они называются первый, второй, третий спикеры утверждающей команды: У1, У2, УЗ; и первый, второй, третий спикеры отрицающей команда: 01, 02, 03.

Участникам игры сообщается тема для дебатов и дается 5-7 минут для подготовки аргументационной базы, причем делать это тезисно, набросав на бумаге лишь основные моменты (заполнить протокол).

Кроме выступления спикеров, в игре есть раунд перекрестных вопросов, когда спикер команды оппонентов задает выступающему спикеру вопросы для уточнения каких-либо моментов речи или для принижения приведенной аргументации.

Технология дебатов является эффективным средством обучения школьников умению ясно и логично формулировать свою позицию, находить убедительные факты и доводы в свою поддержку, а также развивает уверенность в способности повлиять на общественное мнение или изменить сложившуюся ситуацию.

Как показывает наш опыт проведения дебатов, их организация и проблемное содержание никого не оставляют равнодушными: обсуждение проблемы продолжается за рамками учебного занятия на протяжении довольно длительного времени.

Список литературы

  1. Иоффе А. Основные стратегии преподавания. Активные методы обучения в гражданском образовании.// Гражданское образование: содержание и активные методы обучения. М.: Межрегиональная ассоциация «За гражданское образование», Фонд «Сивитас», 2006.

  2. Гладилина И.Н. Технологии гражданско-патриотического воспитания в общеобразовательной школе.// Обществоз-нание. 2004. - № 4.

  3. Алексеева М.П. Метод телекоммуникационных проектов как основа формирования межкультурной коммуникативной компетенции обучающихся // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.- 2009. — №3.

Просмотров работы: 897