ДИСКУССИОННЫЕ МЕТОДЫ В ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ДИСКУССИОННЫЕ МЕТОДЫ В ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Султанова О.С. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В педагогике дискуссия с каждым годом динамично используется как метод развития критического мышления учащихся, формирования речи и мышления, стимулирования активности и инициативности учащихся. Ведь именно в результате обсуждения значимых проблем человек формируется как личность.

Так, как я, являюсь студенткой педагогического университета по направлению «Право и Обществознание», то в настоящей статье мы рассмотрим дискуссионные методы в обществоведческом образовании. К наиболее распространённым и эффективным дискуссионным методам обществоведческого образования относятся: кейс-метод, групповая дискуссия, метод «мозгового штурма».

Под групповой дискуссией стоит понимать метод организации совместной коммуникации в целях решения поставленной задачи. Обмениваясь мнениями, дополняя друг друга ,участники успешно закрепляют имеющиеся знания, расширяют их, формируются коммуникативные навыки.

Главным звеном в организации дискуссии выступает учитель. Для успешной организации учителю необходимо придерживаться следующих правил:

1)отказаться от собственного мнения;

2)заинтересовать посредствам интересных вопрос

3)в ходе дискуссии вовлекать всех учащихся

4)дать достаточно времени для размышления над вопросом

5) следить за следованием правилам ведения дискуссии.

Высказывания учащиеся должны подкрепить фактами. Не один учащийся не должен быть проигнорирован. Учитель должен не допустить «перехода на личности», допустить унизительные реплики и т.д. Делается упор на количество мнений, а не их качество.

«Мозговой штурм» - метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором учащиеся рекомендуют всевозможные пути решения, даже самые нереальные. Далее из всех идей отбираются более подходящие, те которые могут быть реализованы на практике.

Как и в методе групповой дискуссии здесь есть некоторые правила:

  1. Критика отсутствует.

  2. Одобрение идей. Каждый должен понимать, что его вклад важен для решения вопроса и будет оценен.

  3. Равенство участников. Учащиеся должны чувствовать, что его мысль стоит обсуждения, только тогда все будут высказывать свое мнение.

Данный метод удобен тем, что не требует высокотехнологичного оборудования и долгой подготовки к нему.

От вышеперечисленных методов кейс-метод отличается тем, что он направлен на изучение конкретной ситуации. Целью метода является – совместными усилиями рассмотреть ситуацию, и разработать практическое решение. Окончанием процесса является оценка идей и определение лучшей позиции в контексте данного вопроса.

На наш взгляд, данный метод особенно важен на уроках обществознания, так как позволяет детально изучить основные понятия.

Вышеперечисленные методы обучения часто используется в стенах нашего факультета, обучая будущих учителей, преподаватели дают возможность на практике почувствовать важность применения дискуссионных методов на уроке. Вначале мы (студенты) выступали в качестве непосредственных участников, с которыми проводили занятия с применением дискуссионных методов обучения, сегодня мы являемся организаторами, нам дается возможность попробовать реализовать свои знания, организовывая учебное занятие сокурсникам, ученикам.

Мы думаем, что внедрение дискуссионных методов обучения позволит повысить уровень уже имеющихся знаний, получить новые знания, ведь как сказал Сократ: «В споре рождается истина», развить самостоятельное мышление учащихся, выработать уважительное отношение к чужому мнению, способность воспринимать критику в свой адрес, развить ораторское мастерство, таким образом формировать всесторонне развитую личность.

Список литературы:

  1. Асмолова А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя-2-е изд. –М.: Просвещение, 2011 -159 с

  2. Бастракова Н.С. Методы активного социально-психологического обучения: учебное пособие/Н.С. Бастракова, Екатеринбург: Изд-во Рос. Гос. Проф.-пед. Ун-та, 2014, 256 с

  3. Корнеева Е.Н. Активные методы обучения социально-психологического обучения. Учебное пособие. ГОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им.К.Д. Ушинского» 2009

  4. Оганесян Н.Т. Методы активного социально-психологического обучения: тренинги, дискуссии, игры. М.: "Ось-89", 2001.

Просмотров работы: 67