РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО МАРКЕТИНГА В ГОРОДЕ АНАПЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО МАРКЕТИНГА В ГОРОДЕ АНАПЕ

Верхова А.А. 1
1Московский педагогический государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В процессе становления постиндустриального общества особое значение приобретает маркетинговая деятельность. Эволюция маркетинга осуществляется за счёт развития новых направлений с учётом возможностей и условий конкретных регионов. В этой ситуации особую роль приобретает территориальный маркетинг – он становится важнейшим фактором успешного регионального развития.

Территориальный маркетинг - это маркетинг в интересах территории, ее внутренних субъектов, а также внешних субъектов, во внимании которых заинтересована территория. Территориальный маркетинг призван увеличить интерес к территории не только субъектов вне территории, но и повысить самоуважение и гордость непосредственно ее населения. Территории в данном случае выступают как хозяйствующий субъект, конкурирующий за ресурсы, потребителей с аналогичными соседними территориями. В соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» местное самоуправление осуществляется в пределах территории, отличающейся свой социально-экономической целостностью, наличием производственной и социальной инфраструктуры, необходимой для обеспечения условий жизнедеятельности населения.

Одним из активных регионов в области территориального маркетинга являются курортные города Краснодарского края. Специфика позиционирования этого региона состоит в том, что это традиционное для жителей России место отдыха. Но по ряду объективных причин, россияне в 90-ые годы прошлого века перестали рассматривать курорты Краснодарского края, как привлекательное место отдыха. Потратив сопоставимую сумму денег, можно было отдохнуть с большим комфортом в Турции или в другой стране недорого пляжного отдыха. Число отдыхающих спало и в городе Анапе. В связи с этим пришлось в определенной степени скорректировать ценовую политику, обратить внимание на повышение уровня сервиса, построить новые объекты гостеприимства. Краснодарский край впервые в России начал рекламную компанию региона и представил на общероссийском телевизионном канале рекламу своих курортов: «Курорты Краснодарского края», при этом упоминаются названия городов Краснодарского края (Сочи, Анапа, Геленджик). Незамысловато, но бодро и убедительно звучит слоган: «Если есть на свете рай - это Краснодарский край». Реклама многократно транслируется на протяжении нескольких лет, сопровождая игры высшей лиги КВН. Игра КВН любима зрителями разных возрастов, но преимущественно ее смотрят дети, молодежь, люди среднего возраста. Давать рекламу региона как места отдыха на таком позитивном эмоциональном фоне, безусловно, правильно, но, к сожалению, на данный момент этого недостаточно для равной борьбы с конкурентами.

Одной из наиболее общих проблем Анапы связанной с развитием территориального маркетинга является недооценка его значимости. Управленческий аппарат не понимает, что маркетинг - это основной инструментарий, позволяющий эффективно конкурировать на рынке. В связи с этим маркетингу часто отводят второстепенную роль.

Совершенствование управления в городе Анапе может быть достигнуто благодаря поэтапной постановке территориального маркетинга.

На первом этапе постановки территориального маркетинга необходимо сформировать организационное звено, основной функцией которого должна стать работа по внедрению и осуществлению территориального маркетинга. Необходимо выявить всех потенциальных субъектов территориального маркетинга, то есть сформировать круг лиц, организаций, учреждений, совместная деятельность которых и обеспечит «продвижение» территории.

Второй этап в постановке территориального маркетинга должен быть ориентирован на исследовательскую работу, а именно сбор и анализ вторичной и формирование первичной информации об Анапе. Вторичной информацией могут быть:

– муниципальные программы;

– ранее изданные информационно – рекламные материалы о городе Анапе (буклеты, календари, открытки, фотоальбомы);

– информация о частных лицах, широко известных за пределами города (культура, спорт, медицина, образование и т. д.);

– художественные произведения (кино, литература, музыка), документальные видеофильмы, посвященные или содержащие в себе ссылку, упоминание об Анапе эффективное научно-информационное обеспечение.

В рамках третьего этапа предстоит последовательно решить ряд следующих задач:

– дать характеристику элементов территориального маркетинга города;

– определить круг потребителей территориального продукта;

– проанализировать привлекательность рыночных сегментов;

– определить факторы конкурентоспособности;

– подготовить ряд соответствующих документов, регламентирующих работу по реализации плана маркетинга территорий.

Работа над планом маркетинга должна предполагать несколько этапов общественной экспертизы со стороны всех его субъектов.

Четвертым этапом в процессе постановки и реализации территориального маркетинга является реализация плана. На данном этапе необходимо проведение текущего мониторинга основных факторов внутренней и внешней среды территории, изменение которых может вызвать корректировку конкретных маркетинговых программ.

Возможность изменения маркетинговых программ проходит общественную экспертизу, и скорректированный план маркетинга утверждается в определенном порядке. Ход выполнения плана маркетинга должен освещаться в средствах массовой информации.

Пятый этап в постановке территориального маркетинга – этап итогового контроля, который позволяет оценить результаты проделанной работы всех предшествующих этапов, а не только хода выполнения Плана и маркетинговых программ.

Одной из важнейших задач данного этапа становится оценка итоговых результатов непосредственной реализации плана маркетинга и маркетинговых программ. Необходимым здесь является оценка финансовых расходов по реализации плана маркетинга. Кроме того, особое внимание следует обратить не только на сравнение фактически выполненных мероприятий с запланированными мероприятиями, но и важно оценить доступные эффекты социального, бюджетного и инновационного характера.

Поскольку территориальный маркетинг региона начинается с расширения информированности о регионе, действительно от качества рекламно-информационных материалов, от того, насколько интересными и запоминающимися были публичные мероприятия и насколько профессиональным и удобным является сайт региона, зависит многое. Как правило, все мероприятия по продвижению региона предполагают финансовые затраты. Также мы отмечали ранее, что сам процесс внедрения территориального маркетинга и его реализации требует текущих финансовых затрат. Реализация территориального маркетинга возможна в тех случаях, когда депутаты органа представительной власти, готовы выделять средства в бюджете на эти цели. Помимо бюджетных средств следует активно привлекать на эти цели внебюджетные средства, не бояться идти на эксперименты, в том числе доверять маркетинг коммерческим предприятиям.

Таким образом, успешное социально-экономическое развитие города Анапы может быть достигнуто при совершенствовании управления, путем применения важнейшего инструмента – территориального маркетинга. Реализация концепции территориального маркетинга позволяет не только повысить единовременно привлекательность города, но и обеспечить конкурентные преимущества Анапы в будущем.

Список использованной литературы

1. Имяреков С.М., Солдаткина С.М., Толмачева Н.П. «Территориальный маркетинг в муниципальных образованиях России: трудный путь становления и развития» // Фундаментальные исследования. – 2016.

2. Морозова Т.А. Медиаимидж города// Социально-гуманитарные науки: проблемы и пути решения условиях современного общества: монография. Книга 3. – Ставрополь: Логос, 2014. – 166 С.

3. Панкрухин А.П. «Маркетинг Территорий» СПб. «Питер», 2004.

4. Сачук Т.В. «Территориальный маркетинг»: учебное пособие. СПб: Питер, 2009.

Просмотров работы: 209