ВОВЛЕЧЕНИЕ СЕМЬИ В ЕДИНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ВОВЛЕЧЕНИЕ СЕМЬИ В ЕДИНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

Дудко Г.Н. 1
1Московский педагогический государственный университет Анапский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Семья для ребенка — это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему вместе: детский сад, семья, общественность.

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», Законе «Об образовании», «Устав детского сада», «ГОСО - 2012» и др. Так, в законе «Об образовании» в ст. 49 записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны создавать детям здоровые и безопасные условия для жизни и обучения, обеспечивать развитие их интеллектуальных и физических сил, нравственное становление». Семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Традиционные родительские собрания в форме лекций, отчетов уже не находят отзыва в душе родителей и не дают желаемого результата. Идея недостаточности традиционных форм работы с родителями и необходимости целенаправленного образования родителей с целью повышения их функциональной грамотности и способности к полноправному сотрудничеству с педагогами образовательного учреждения осознаётся сегодня и родителями, и специалистами: педагогами, психологами.

Перед нами стоит проблема - как организовать взаимодействие семьи и детского сада, чтобы непростое дело воспитания стало общим делом педагогов и родителей? Как аргументировать необходимость их участия в жизни ребёнка в детском саду? Как создать условия, чтобы родители желали сотрудничать с детским садом, с удовольствием посещали родительские собрания, чтобы им в детском саду было интересно, их посещения приносили пользу и для детского сада, и для детей? В связи с этим перед нами стоит задача - сделать родителей соучастниками всего педагогического процесса. Только в тесном контакте может возникнуть формула: ДЕТИ + СЕМЬЯ + ДЕТСКИЙ САД = СОТРУДНИЧЕСТВО

Положительный результат, может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства (ЕОП, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.

В рамках ФГОС ДО, учитывая требования к взаимодействию ДОУ с семьей, использую в своей работе инновационные формы и методы взаимодействия родителей с воспитанниками. Вся работа по взаимодействию с родителями строится по трем направлениям. Это:Вовлечение семьи в единое образовательное пространство

1. Информационно – аналитическое направление: анкетирование, почтовый ящик, электронную почту родителей.

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, для выявления предпочтений провела анкетирование. Позднее выделила для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых. Такой анализ позволил выделить три группы родителей.

Родители – активисты, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы воспитателя, направленной на развитие творческих способностей детей-15%

Родители – исполнители, которые принимают участие в совместной деятельности при условии значимой мотивации, личной заинтересованности-45%;

Родители – наблюдатели. Это родители, которые являются сторонними наблюдателями педагогического процесса, не желающие участвовать в мероприятиях-40%. На основе собранных данных, проанализировала специфику семьи, общесемейные и детские предпочтения, особенности семейного досуга, обдумала способы общения с родителями. Определила для себя критерий, который назвала «включенностью» родителей в образовательный процесс. Этот критерий отражает не только количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, но и участие родителей в подготовке и проведении совместных мероприятий, помощь родителей в оснащении педагогического процесса.

2. Информационно-познавательное направление

Главной целью в этом направлении стала цель обогащения родителей знаниями в вопросах развития детей дошкольного возраста. ФГОС ДО определяет принцип партнерского взаимодействия с родителями воспитанников, ориентируя их на участие в реализации программы ДОУ в формате привычного нам понятия «работы с родителями» и даже не взаимодействия, а сотрудничества. В связи с этими изменениями очень важен поиск эффективных форм взаимодействия с семьей. Использую в своей работе информационно-коммуникативные технологии. Эта технология доступна к различным информационным источникам (электронным, печатным и др.) Средства информационно-коммуникативных технологий помогают разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с родителями воспитанников.

На официальном сайте МБДОУ детского сада № 9, размещается необходимая информация, преимущественно консультационные материалы по разным направлениям в развитии детей: возрастные особенности, советы специалистов, рекомендации воспитателя и др. При работе с сайтом учитываются нормы Федерального закона от 27 июля 2006г. № 152-ФЗ «О персональных данных». Не выкладываются личные фотографии детей, персональные сведения о воспитанниках и родителях без их согласия.

Из сравнительно новых форм сотрудничества детского сада с семьей следует отметить электронную почту родителей. Современные родители мало стали обращать внимание на информационные папки-передвижки в группах, редко замечают объявления, пока воспитатель не обратит на это внимание. Несмотря на свою занятость, проверить электронную почту, родители всегда найдут время. Электронная почта предоставляет более широкие возможности для общения с семьями воспитанников. По электронной почте им рассылается текущая информация: срочные новости группы, приглашения на родительские собрания и другие мероприятия, рекомендации по воспитанию и обучению дошкольников, фотографии детей в детском саду и др.

Одной из инновационных форм является – проектный метод, рассматриваемый как особый механизм взаимодействия семьи иДОО. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и также стать непосредственными участниками образовательного процесса.

«Видео гостиная» – еще одна инновационная формавзаимодействия с родителями. В течение года ведется видеозапись разных видов деятельности: игровой, двигательной, изобразительной, трудовой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, самообслуживания, которая демонстрируется родителям на родительских собраниях. С помощью фотосъемки представлены интересные моменты жизнедеятельности ребенка в детском саду.

Для повышения педагогической компетентности родителей также использую: родительские собрания в форме круглого стола, деловые игры, заседание родительского клуба, мастер-классы, семинары-практикумы, конференции, форумы, видео-презентации, участие родителей (законных представителей) воспитанников в НОД, совместное создание ППРС, индивидуальные беседы, консультации по запросам родителей.

3. Досуговое направление

Целью данных мероприятий является координация действий родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития воспитанников. Такие формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми.

В результате использования инновационных форм и методов взаимодействия с родителями воспитанников педагоги смогут:

  • повысить уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей: из «зрителей» и «наблюдателей» они станут активными участниками творческо-педагогического процесса, единомышленниками и помощниками;

  • установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

  • создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов;

  • появится возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье;

  • реализовать единый подход к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду.

Таким образом, использование инновационных форм и взаимодействия воспитателей с семьей способствует повышению эффективности работы с родителями. Использование этих форм в работе оправдано, необходимо и должно получить еще большее распространение в дошкольных учреждениях. Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно достигнуть положительных результатов.

Просмотров работы: 339