В настоящее время объем потенциальных работ для сотрудников государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) велик, а штат постепенно сокращается, поэтому оперативность выполнения их работ очень важна. В виду большого количества дорожно-транспортных происшествий (ДТП) на дорогах, сотрудники ГИБДД не успевают вовремя и оперативно ликвидировать последствия ДТП, а уровень бытовой культуры у многих водителей оставляет желать лучшего. Поэтому проблема организации и управления безопасностью дорожного движения на сегодняшний момент является актуальной, а в частности, устранение последствий аварийных ситуаций, которые образуют многокилометровые заторы. Для решения подобных проблем участники дорожно-транспортных происшествий прибегают к услугам аварийных комиссаров [1].
Аварийный комиссар – это физическое или юридическое лицо, которое предоставляет свои услуги страховой компании или водителю с целью защиты их материальных и моральных интересов при ДТП [2].
Для того чтобы выяснить какие задачи и функции должен выполнять аварийный комиссар, было проанализировано несколько рабочих инструкции и различных положений организаций.
Анализ показал, что в каждом из источников установлены различные задачи к деятельности аварийных комиссаров. Разногласия в функциях службы аварийных комиссаров в различных источниках следуют из того, что услуги комиссаров не классифицируются ни в действующем в настоящее время общероссийском классификаторе услуг населению (ОКУН), ни в общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД). Институт аварийных комиссаров, сложившийся в более чем в 30 регионах России, в настоящее время не имеет законодательного закрепления. Коммерческие организации, осуществляющие консультирование владельцев по оформлению ДТП, действуют порой не только в интересах законопослушных граждан, но и оказывают содействие мошенникам, намеренным получить страховое возмещение.
Таким образом, аварийные комиссары обеспечивают качественно новый подход к урегулированию последствий ДТП и функционированию транспортных систем в целом и поэтому требуется законодательное закрепление их деятельности на уровне субъектов Российской Федерации [3].
Своевременность и необходимость создания основополагающего стандарта в области деятельности служб аварийных комиссаров обусловлена:
− динамичным развитием дорожной сети;
− ежегодным увеличением количества автомототранспортных средств и, как следствие, увеличение дорожно-транспортных происшествий;
− ростом мошенничества и злоупотребления в области автострахования;
− отсутствием единой нормативной базы услуг аварийных комиссаров.
Разработка и внедрение основополагающего стандарта на услуги аварийных комиссаров обеспечит нормативно-правовое регулирование института − службы аварийных комиссаров и модернизацию действующих положений в области обеспечения безопасности дорожного движения и страхования имущества, гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а также позволит создать правовые условия для развития важного института гражданского общества – страхования. Стандарты организации создают систему, определенный свод правил, соблюдение которых гарантирует успешный результат в деятельности Компании в целом, в нашем случае службы аварийных комиссаров, также стандарты позволят потребителям услуг оценивать степень соответствия деятельности, предоставляемых услуг.
Список использованных источников
1 Воробьев, А.Л. Оптимизация процесса оказания услуг аварийными комиссарами методом стандартизации на основе анализа процессной модели [Текст] / А.Л. Воробьев, В.А. Лукоянов, И.В. Колчина // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2015. – № 4. – С. 18 -23
2 Воробьев, А.Л. Показатели качества услуг аварийных комиссаров [Текст] / А.Л. Воробьев, И.В. Колчина // Сборник статей Международной научно-технической конференции «Наука, Техника, Инновации 2014» – Брянск: НДМ, 2014 – С. 302 – 307.
3 Колчина, И.В. Адресно-временная модель ликвидации затора на проезжей части в результате дорожно-транспортного происшествия [Текст] / И.В. Колчина, А.Л. Воробьев //Новая наука: Проблемы и перспективы. 2016. № 5-2 (79). С. 82-86.