СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МАСКИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МАСКИ

Ерлыгина Н.А. 1
1ФБГОУ ВО «Чувашский Государственный Педагогический Университет им. И. Я. Яковлева»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Будучи социальным существом, человек реализовывается и находит себя, пребывая в определенном окружении, которое зачастую способно манипулировать, направлять, а иногда и вовсе препятствовать процессу самопознания личного и духовного «Я». Чтобы не позволить обществу так глубоко зарываться в сознание человека, бессознательное выработало некий механизм самозащиты, способный скрыть определенные чувства и эмоции, желания и индивидуальные приобретения. Данный механизм именуется как «социальная маска».

Социальная маска есть не что иное, как проявление личности, или же одна из ее сторон, отражающая рефлексивные, иначе говоря, поведенческие способности и индивидуальные свойства, направленные на скрытие внутренних мотивов. Каждому человеку свойственна определенная маска в какой-либо среде. Её определение проходит через несколько фильтров индивидуальных особенностей: эмоции, чувства, характер, психотип, темперамент, настроение, воспитание, положение в обществе и т.д.

Но что побуждает человека маскировать свою истинную оболочку? Внешние обстоятельства нередко сказываются на внутреннем мире индивида, вынуждая того укрываться от среды за созданным образом. Здесь немаловажную роль играет акцентуация характера, которая является составляющей психотипа. Психотип включает саму акцентуацию характера, рисунок личности и психопатию. Рисунок личности – это психотип в норме, психопат – это психопатический психотип. Акцентуация – посередине.

Главным фактором, выступающим в формировании социально-психологической маски, является общество или среда, в которых обитает личность. Вступая в какое-либо общество, человеком сразу определяется социальный облик. За день каждый из нас примеряет на себе чуть ли не по пять масок: сын, работник, работодатель, тренер, отец. Зачастую мы не замечаем, как быстро происходит смена, как одна роль вытекает в другую. Каждая роль подразумевает в себе игру. Данная игра заключается в смене трех-Я состояний: взрослый, родитель, ребенок. Каждое из состояний упрощает адаптацию, позволяет быстрее найти общий язык, понять собеседников и наладить контакт с каждым из присутствующих.

В своей книге «Люди, которые играют в игры» Эрик Берн подробно рассматривал состоянии-Я, изучение которых называется трансакционным анализом. Он писал, что «сущность трансакционного анализа заключается в изучении состояний Я, которые представляют собой целостные системы мыслей и чувств, проявляющиеся в соответствующих моделях поведения». Каждое из трех состояний он подробно характеризовал, описал деятельность различных комбинаций Я-состояний, пояснил их рефлексию, также рассмотрел их во временных рамках и даже выявил их сценическую основу, взяв за фундамент детские иллюзии.

Детские иллюзии формируются через воспитание, через механизм подражания, идентифицирования на всех уровнях развития. Иными словами, дети полностью копируют повадки, манеры, эмоции взрослых, тем самым обретая опыт, умения, навыки. Воспитание детей – это преимущественно обучение их тому, в какие игры следует им играть.

Однако, несмотря на воспитание, окружение, важно понимать, что мироощущение зависит от нас самих. Потому, надевая социальную маску, не стоит допускать, чтобы она распоряжалась вашей жизнью.

Список использованных источников:

  1. Егидес А. П. Как разбираться в людях, или Психологический рисунок личности. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 320с.

  2. Берн, Эрик. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений / Эрик Берн ; [пер. с англ. А. Грузберга]. – Москва : Издательство «Э», 2017. – 352 с.

  3. Берн, Эрик. Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы / Эрик Берн ; [пер. с англ. А. Грузберга]. – Москва : Издательство «Э», 2017. – 576 с.

Просмотров работы: 262