ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Кулжабаев Д.Б. 1
1Омский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Устойчивое развитие и переход к инновационной экономике должны сопровождаться значительными инвестициями в человеческий капитал для преодоления его низкой конкурентоспособности.

Конкуренция экономик разных стран в современных условиях глобализации, информатизации, перехода к экономике значений сводится к конкуренции в области науки и новых технологий и, как следствие, к конкуренции в области подготовки и организации использования квалифицированного персонала. Поэтому проблемы, связанные с развитием и функционированием сферы образовательных услуг, рассматриваются как проблемы отрасли национальной экономики.

Основными элементами управления стратегическим развитием сферы образовательных услуг является создание организационно-экономического механизма активизации инвестиционной деятельности данной отрасли социального сектора национальной экономики России. Главной целью инвестирования сферы образовательных услуг должна быть инновационно-технологическая модернизация потенциала высшего образования. Реализация данной цели возможна лишь при эффективном использовании многокального финансирования при условии сосредоточения ресурсов на реализации наиболее значимых задач для развития и функционирования национальной образовательной системы.

Рост инвестиционной привлекательности сферы образования рассматривается сегодня в качестве приоритетных направлений развития в образовательной системы РФ, что позволит обеспечить развитие ресурсной базы, внедрение новых технологий в образовательный процесс, решить проблему дефицита квалифицированных кадров в системе образования и повысить ее управленческий потенциал.

Между тем длительное недоинвестирование в сферу образования чревато крайне опасными для страны последствиями, поскольку подрываются глубинные факторы развития человеческого потенциала, ключевого источника современного экономического роста, повышения конкурентоспособности в глобальном мире, социального прогресса и стабильности. Важность инвестирования в интеллектуальный потенциал общества признана во всех развитых странах. Одним из главных компонентов государственной политики в сфере образования развитых стран выступает подход к финансированию как к кумулятивному процессу, который требует стабильного ресурсного обеспечения, поскольку негативные последствия недофинансирования на одном этапе невозможно компенсировать даже резким увеличением ассигнований впоследствии.

Бизнес-сообщество демонстрирует готовность сотрудничества с системой образования в вопросах трудоустройства выпускникова, разработки професиональных стандартов. Государство должно поддерживать частные инициативы, применяя в то же время систему мер контроля и надзора в целях предупреждения и своевременного устранения возможных злоупотреблений и неблагоприятных социальных последствий.

Целесообразно создание максимально благоприятных условий для частной благотворительности. О крупном эффекте разных форм благотворительности для развития образовательных услуг убедительно свидетельствует опыт зарубежных стран, где благо-

творительный сектор занимает наряду с общественным и частным видное место в удовлетворении социальных потребностей населения и инвестиционных нужд.

Партнерские отношения государства и частного сектора (ПГЧС) имеют разнообразные формы и виды, однако мировой опыт свидетельствует, что наибольшее распространение в сфере образования получила такая форма ПГЧС, как контракты. В различных странах мира на практике применяются следующие виды контрактов в сфере образования:

  1. Контракты, на основе которых управление государственных школ передается частным провайдерам.

  2. Контракты, предусматривающие прием в учреждения образования лиц, чье обучение финансируется государством на основе государственных обязательств.Такие обязательства в виде купонов и сертификатов(ваучеров) передаются непосредственным потребителям образовательных услуг.

  3. Контракты на предоставление вспомогательных услуг, таких как уборка помещений, организация питания в образовательных учреждениях.

  4. Контракты на оказание профессиональных услуг - составление учебных программ и курсов, тестов.

Помимо контрактных отношений, партнерство государства и частного сектора реализуется в сфере образования и в форме концессий, которые предусматривают передачу строительства школьных зданий частным фирмам.

Существенным источником финансирования инвестиций в сфере образования во всем мире является донорское финансирование. Одной из его форм является привлечение пожертвований и благотворительных взносов компаний и частных лиц.

Еще одной формой донорского финансирования, является формирование целевого капитала. По своей сути целевой капитал - это долговременная форма поддержки,, предоставление в да некоммерческой организации определенной суммы денежных средств или имущества при условии последующего инвестирования этих средств. основная сумма капитала, как правило, не используется, а доходыы от инвестирования направляются на реальзацию приоритетных программ образовательного учреждения либо для поддержания основной деятельности.Наличие целевого капитала позволяет решить следующие основные задачи :

  • приобрести независимость от разовых пожертвований и добровольных поступлений

  • обеспечить финансовую стабильность посредством получения гарантированного дохода

  • создать возможность для формирования долговременного источника финансирования основных направлений деятельности образовательного учреждения

Я полагаю, что инвестирование в сфере образования должно выполняться в формате инвестиционного проекта, отвечающего современным подходам к проектной деятельности. В рыночной экономике под проектно-ориентированным управлением понимают управленческий подход, при котором отдельно взятые задачи, решаемые в рамках деятельности организации, рассматриваются как отдельные проекты, к которым применяются принципы и методы управления проектами. Именно возможности проектного управления для реализации инвестиционных проектов в рассматриваемой сфере позволят, на мой взгляд, существенно повысить эффективность использования инвестиционных ресурсов

Список Литературы

  1. Доклад Всемирного банка - “Развитие и новое поколение”// Экономика образования. №2 С. 98-99

  2. Катькало В. С. Высшая школа менеджмента : предыстория, концепция, этапы развития. №1 С. 16-26.

Просмотров работы: 246