ПРОБЛЕМА РАЦИОНАЛЬНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРОБЛЕМА РАЦИОНАЛЬНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Воронова М.В. 1
1Омский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Люди в течение всей жизни удовлетворяют потребностив продовольствии, одежде, обуви, товарах культурно-бытового и хозяйственного назначения и т.д. Потребности бывают рациональными (разумными) и иррациональными (неразумными)[3]. Каждый потребитель имеет своего рода индивидуальную шкалу предпочтений и, реализуя ее при ограниченном доходе, стремится достичь максимально возможной степени удовлетворения. Таким образом, для каждого человека понятие рациональности потребления разное.

Современный рынок предлагает потребителю огромный выбор товаров и услуг. Люди потребляют товары и услуги потому, что они обладают свойством быть источником удовольствия (или удовлетворения). Это свойство получило название «полезность». Стоимость товара определяется не затратами труда на его производство, а полезным эффектом, который он способен принести потребителю[4].

Рыночный спрос формируется на основе принятия решений множеством отдельных потребителей, что имеет большое значение для развития производства товаров [2]. Вся нынешняя рыночная экономика направлена на увеличение потребления населением, а потребители стремятся к получению всё большего удовольствия, ставят своей целью материальное развитие,выходя за рамки разумных потребностей.

Разумные потребности – категория, трудно поддающаяся количественному выражению. Тем не менее, размеры конкретных материальных потребностей можно условно определить с помощью рациональных норм и нормативов.

Нормы рационального потребления – рекомендуемые наукой размеры потребления отдельных материальных благ и услуг, необходимые для удовлетворения разумных потребностей человека. Разрабатываются по основным продуктам питания (их обычно называют физиологическими нормами), по предметам одежды, а также по некоторым видам материальных услуг, в основном производственного характера. По товарам длительного пользования (ТДП) имеются нормативы рациональной обеспеченности населения.

Доля товаров, по которым разработаны нормы рационального потребления, в общем объеме розничного товарооборота государственной и кооперативной торговли превышает 70 %. Время от времени эти нормы пересматриваются (примерно раз в пять — десять лет).

Все нормативные показатели рационального потребления разрабатываются на перспективу и уточняются по мере приближения к ней. Они носят лишь рекомендательный характер, служат ориентиром, в направлении которого целесообразно развивать потребление[3].

Потребительское поведение – это процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги.

Действия людей в сфере приобретения потребительских благ субъективны и подчас непредсказуемы. Теория потребления исходит из того, что в поведении потребителя отмечаются типичные общие черты:

• спрос потребителя зависит от уровня его доходов;

• каждый потребитель стремится получить максимальную полезность;

• средний потребитель имеет отчетливую систему предпочтений, свои вкус и отношение к моде;

• на спрос потребителя влияет наличие или отсутствие на рынках взаимозаменяемых или взаимодополняемых товаров.

У потребителей существует, кроме того, нефункциональный спрос. Рассмотрим его виды.

• «Эффект сноба»: снобы покупают именно те товары, которые поднимаются в цене, с целью подчеркнуть свое социальное положение.

• «Эффект Веблена»: явление в теории потребления, при котором потребители могут иметь кривую спроса с положительным наклоном, так как им свойственно демонстративное потребление.

• «Эффект предположительного качества»: товары одинакового качества в разных магазинах продаются по разным ценам. При этом более дорогие товары во многих случаях покупаются чаще, так как предполагается их более высокое качество.

• «Эффект присоединения к большинству», или «эффект вагона»: стремление людей не отстать от моды, быть «не хуже других». Этот эффект вызывает рост спроса на те товары, которые покупают окружающие потребителя люди.

• «Нерациональный спрос»: покупки, которые не планируются потребителем, а происходят под влиянием минутных капризов и желаний.

• «Спекулятивный спрос»: возникает в условиях дефицита того или иного товара.

В жизни современного общества наблюдается рост влияния потребителя на производителя. В результате в известной формуле «что, как и для кого производить?» внимание акцентируется не на том, что производить, а на том, что потреблять[1]. Экономика направлена на то, чтобы увеличить количество товаров потребления, но это тормозит ее развитие. Чтобы развитие пошло по новому пути, нужно отказаться от иррационального потребления, поменятьнаправление в сторону рационализации.

Рационализация потребления – процесс качественного улучшения фактической структуры потребления населения, а также совершенствования его форм. Процесс рационализации обеспечивается благодаря целенаправленно разрабатываемой обществом системе мероприятий по достижению условий и уровней рационального потребления.

Для отдельных предпринимателей, бизнесменов и фирм проблемы повышения рациональности потребления могут вступать в противоречие с их интересами. Поэтому данную функцию обязано взять на себя государство по аналогии с тем, как оно заботится об охране окружающей среды, проведении справедливой региональной политики и т. д. [3].

Список литературы:1. Амосова, Гукасьян, Маховикова, «Экономическая теория.», 2008

2. Кривонос Ю.Е., «Экономическая теория. Конспект лекций.», Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.

3.Морозов Ю.В. «Основы маркетинга: учебное пособие для вузов» – М.: Издательский Дом «Дашков и К», 2000. – 156 с. 4. «Основы экономической теории. Конспект лекций.», Евпатория, 2005

Просмотров работы: 802