РОЛЬ ВЕНЧУРНЫХ ОРГАНИЗАЦИИ В ИННОВАЦИОННОМ РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РОЛЬ ВЕНЧУРНЫХ ОРГАНИЗАЦИИ В ИННОВАЦИОННОМ РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ

Кривошеев А.В. 1, Акимочкина Т.А. 1
1Алтайский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На сегодняшний день, в отличие от практики ряда европейских стран, традиционный банковский капитал не способен в полной мере финансировать отечественные инновационные компании и малый бизнес, осваивающий высокие технологии. Именно поэтому необходимо развивать нетрадиционные источники инвестиций, в частности, венчурный капитал, который становится пусковым механизмом для создания новых и модернизации действующих производств на основе использования достижений научно-технического прогресса. Участие венчурного инвестора в управлении бизнесом снижает степень риска и увеличивает норму прибыли на капиталовложения, и, таким образом, является неотъемлемым условием успешного освоения нововведений. В становлении венчурной индустрии огромную роль играют малые и средние предприятия. Они могут многократно увеличивать свои обороты, эффективнее использовать достижения научно-технического прогресса, проводить агрессивную экспортную политику. Малые и средние предприятия являются превосходными объектами инвестирования для венчурного предпринимателя, поскольку рост стоимости таких компаний, и как следствие, дохода инвестора адекватны риску, который он принимает. Особенно это применимо в производственной и инновационной сферах. Реализация указанных особенностей возможна лишь в условиях развитого рынка венчурного капитала, на что в российских условиях пока рассчитывать не приходится в силу:
  • 	неразвитости инфраструктуры, обеспечивающей появление новых и развитие существующих малых и средних инновационных компаний; 
    	
  • 	отсутствия экономических стимулов для привлечения прямых инвестиций в предприятия высокотехнологичного сектора, обеспечивающих приемлемый риск для венчурных инвесторов, и др.
    	
Венчурная экономика в России пока что существенно отстает от стран Западной Европы и Североамериканского континента. Если рост инвестиций в форме венчурного капитала и фондов прямых инвестиций США, Германии или Японии характеризуется довольно сильными темпами, то аналогичные показатели в России продолжают оставаться недостаточными. Венчурная индустрия в условиях перевода нашей страны на инновационные рельсы должна стать неотъемлемой частью национальной инновационной системы. В данном аспекте главная задача — определение ключевых направлений участия государства в становлении венчурной индустрии, а также степени участия и роли частного сектора в этом процессе. Государственные программы венчурного инвестирования инновационных проектов компенсируют недостаточные объемы рынков частных инвестиций, активизируя инновационные процессы и создавая благоприятные условия для создания и развития малых инновационных компаний, чье дальнейшее благополучие и процветание не всегда просматривается частным бизнесом. Оказываемое государством влияние на развитие венчурных инвестиций принимает две основные формы. Первая связана с осуществлением государственных инвестиций в долевой капитал венчурных организаций, а также с предоставлением им грантов. Эффективными являются государственные гарантии под банковские кредиты венчурным предприятиям. Так, например, в Великобритании государство гарантирует банку 70% выданных ссуд, в США и Нидерландах объем гарантий доходит до 75% ссуды в случае, если венчурное предприятие терпит крах. Эти формы поддержки применяются также в Германии и в Финляндии. Вторая форма предполагает косвенное воздействие государства на инновационную деятельность. Она охватывает нормативно-правовое регулирование, использование налоговых льгот и преференций, упрощение процедур регистрации субъектов венчурной и инновационной деятельности, содействие в подготовке кадров путем обучения специалистов в соответствующих бизнес-школах.  В национальной инновационной стратегии, принятой в 2008 году, справедливо отмечается актуальность обоснования экономической природы фондов венчурного капитала, включая их организационно-правовые формы формирования. При создании венчурных фондов возникает много проблем, которые не относятся к компетенции юристов и связаны с участием профессиональных инвесторов и управляющих венчурными фондами. Это обстоятельство не учитывается при формировании фондов в виде инвестиционных товариществ, что предопределяет их регистрацию за рубежом.  В России венчурный вид финансирования находится на начальном этапе становления. Требуются усилия со стороны государства для поддержки венчурной формы финансирования инновационной деятельности. С целью активизации венчурной индустрии в России следует осуществить целый комплекс мер. В первую очередь, необходимо правовое регулирование бухгалтерского учета, которое нужно для того, чтобы верно отражалось финансовое положение предприятия. Это повысит доверие инвесторов к компаниям, в которые они собираются инвестировать. Все возрастающее значение приобретает разработка приемлемых для большинства специалистов методов прогноза эффекта от инноваций и поддержка государством экспертизы инновационных проектов и развития консультационных услуг для малых предприятий научно-технической сферы, которые являются первоочередными реципиентами венчурного капитала. Это способствовало бы увеличению числа проектов, соответствующих требованиям, общепринятым в среде риско-инвесторов. При существующем законодательстве необходима планомерная разработка технических регламентов и существенное ускорение обновления национальных стандартов. Наличие избыточных административных барьеров при допуске продукции на рынок препятствует переводу экономики на инновационные рельсы развития. В России малые и средние предприятия не имеют шансов преодоления этих барьеров, пока сохраняется архаичная система аккредитации органов по сертификации продукции. До сих пор остается много ограничений на пути коммерциализации объектов интеллектуальной собственности и использования их для организации бизнеса. Бюджетные предприятия предпочитают не утруждать себя идентификацией, регистрацией и учетом интеллектуальной собственности. Сегодня не согласованы интересы бизнеса и государства, между ними не сложилось взаимодополняющего партнерства. Для России наиболее приемлемым вариантом решения инновационных проблем является сочетание стратегии лидерства в некоторых сегментах, в которых государство и российские компании контролируют все цепочки добавленной стоимости или могут быстро создать конкурентные преимущества, с догоняющей стратегией в большинстве секторов экономики, ориентированных на перевооружение экономики на основе импортных технологий и на точечное стимулирование отечественных разработок и технологий. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
  1. 	Аммосов, Ю.П. Венчурный капитализм: от истоков до современности. / Ю.П. Аммосов // СПб.: РАВИ, 2004.
    	
  2. 	Каширин, А.И. Венчурное инвестирование в России. / А.И. Каширин // М., 2007.
    	
  3. 	Венчурное инвестирование инновационных проектов. [Электронный ресурс]: http://www.innovbusiness.ru/content/document/FD29945E-6FF2-4D19-9F0F-30A8524C5BD7.html
    	
Просмотров работы: 148