УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ В ОРГАНИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ В ОРГАНИЗАЦИИ

Петрова Л.И. 1, Полторак А.И. 1
1Алтайский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В мировой экономической литературе «инновация» означает процесс превращения потенциального научно-технического процесса в реальный, воплощающийся в новых технологиях и продуктах. Механизмы данного превращения рассматриваются в отдельной отрасли социологического знания – инновaтике, которая является наукой о целенаправленных изменениях, нововведениях в социальной организации [1].

Для осуществления руководства над подобной организацией существует особое направление стратегического управления на высшем уровне, именуемое инновационным менеджментом. Его цель - определить основные направления научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и совершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.

Существует много различных классификаций инноваций, каждая из которых несет в себе смысл и логичное толкование (классификации по области применения, по мере влияния на экономику, по уровню влияния на процесс производства, по месту в производственном цикле и т.п.). Эти основные виды нововведений в организации являются наиболее важными. Они позволяют обеспечить наиболее высокий уровень производительности организации [2].

Инновации – это один из рычагов управления рынком. Современные технологии позволяют не только облегчить работу организации, но и помогают осуществлять какую-либо деятельность с наибольшей эффективностью. Также инновации для организации можно рассматривать как своеобразный показатель уровня престижности. Но в инновациях есть не только положительные моменты, но и отрицательные. Во-первых, инновации – это достаточно затратно. Смена оборудования, документации, переквалификация персонала. Во-вторых, в большинстве случаев – это рискованно. Не всегда полностью известно, как поведет себя статистика работы организации: будет улучшаться или же поползет вниз. Не всегда предсказуема реакция персонала в отношении к какой-либо инновации. В любом случае нововведения – это большой труд, требующий внимания, осторожности, рассудительности и специальной подготовки. Чтобы подробнее разобраться в инновационной деятельности предприятия, ознакомимся с некоторыми аспектами данного понятия [3].

В инновационной деятельности разделяют такие термины, как «инновация» и «инновационный процесс».

В литературе насчитывается множество толкований термина «инновация» (в переводе с латинского - «нововведение»). Этот термин вошёл в научный оборот в XIX в. как противоположный термину «традиция».

В настоящее время в Международных стандартах в области науки, техники и инноваций, относительно технологических инноваций существуют и действуют понятия, в соответствии с которыми «инновация» - итоговый результат инновационной деятельности, реализованный в виде нового или улучшенного продукта, внедренного на рынке, нового или модернизированного технологического процесса, используемого либо в ходе практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Таким образом, инновацию можно определить как следствие инновационной деятельности.

Инновационный процесс связан с созданием, изучением, приспособлением и распространением инноваций. Инновационный процесс как системное явление можно разделить на три основных этапа:

  1. Нахождение импульса перемен на основе анализа поступающей из внешней среды информации;

  2. Осознание потребности в изменениях, связанное с глубокой психологической ломкой стереотипов, прошлого опыта, с кризисом сознания;

  3. Преодоление сопротивления.

При рассмотрении процесса инновационной деятельности для воссоздания точного представления об изучаемом предмете необходимо рассмотреть дополнительные термины, характеризующие его. Так, сопротивление – это первичная реакция на изменения вследствие того, что людям требуется время, чтобы оценить преимущества и недостатки перемен для себя. Психологической

основой сопротивления являются привычки и инерция, страх перед неизвестным.

Кроме сопротивления отдельных лиц и групп, угрозой нововведениям является сопротивление системы, идущее от некомпетентности управленческого персонала. Для управления инновациями нужен совершенно иной профессиональный уровень управляющих, чем для обычной операционной деятельности.

Преодоление сопротивления системы не легкая задача, поэтому для того, чтобы оно было эффективным, разработаны следующие методы:

  1. Переквалификация менеджеров - проводится с целью усовершенствования их навыков и знаний, повышения конкурентоспособности и готовности к нововведениям.

  2. Система «двойного управления» При сложившейся организационной структуре (отвечающей за текущую деятельность, приносящую прибыль организации) создание специального подразделения во главе с менеджером, наделенным всеми управленческими полномочиями и лично отвечающим за успешность проведения инновации.

Зная отношение персонала организации к конкретному новшеству, можно достаточно точно определить благоприятность ситуации для внедрения. Сопротивление инновациям можно преодолеть, если предусмотреть соответствующие мероприятия. В системе управления инновациями всегда актуален вопрос о выборе пути введения инновации. Различают два пути: эволюционный и революционный [3]. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки.

  1. Эволюционный путь: преимущества - постепенные изменения в организации, позволяющие персоналу привыкнуть; недостатки - постепенные изменения быстро подстраиваются под старую систему и не дают эффекта.

2. Революционный путь: преимущества - быстрое перестроение организации;

недостатки - постепенные изменения, угроза потери управляемости.

Это означает, что системный объект должен изменяться также системно, то есть в случае коренной переориентации в нём должны быть проведены глубокие системные изменения. Это говорит о том, что для введения инновации и последующего ее успешного закрепления на предприятии менеджерам необходимо ещё до начала её проведения подготовить «стартовую площадку». Данный процесс включает в себя проведение диагностики нововведения, определение этапов и сроков проведения, изучение плотности организации. Плотность организации - это уровень объективизации в организационных структурах общественного труда, опыта, культуры в целом. Она отражает, насколько официальны отношения между структурными элементами и насколько эластична система в целом. Исходя из этого, любое нововведение осуществляется более плодотворно в тех организациях, плотность которых относительно низка. Далее следует провести анализ реакции персонала. Необходимо выяснить, какие потоки информации необходимы между людьми и в чем именно должна состоять суть вводимых изменений. Необходимо также определить группы поддержки и сопротивления. Выявить, какая часть сотрудников в организации окажется решающей для обеспечения реализации изменения, выработать план завоевания этой решающей части сотрудников, создать систему для отслеживания изменений, происходящих во внешней структуре, чтобы вовремя вносить в них поправки [1].

После создания «стартовой площадки» следует привести в действие систему «двойного управления», где оперативное управление обеспечивает прибыль в настоящий момент, а управление инновацией отвечает за экономические возможности будущего. Инновационное управление предполагает создание новых должностей с четким разграничением прав и обязанностей. В «двойной» системе управления цели, объекты и стратегии используются для создания двух планов действий и двух бюджетов. Цели, связанные с получением прибыли в настоящий момент, реализуются в текущих планах, а связанные с будущими экономическими возможностями – в планах развития. Планы инноваций характеризуются временным интервалом, ориентацией на решение задач, а не на работу подразделений, а также тем, что они разрабатываются по мере необходимости.

Важной задачей менеджеров является разработка стратегии организации по отношению к инновации [3]. Исследователи выделяют три основные стратегии:

1. Оборонительная - применяется в случае, если организации ориентированы лишь на то, чтобы перенять опыт и достижения других, а не на проведение инновационных разработок;

2. Активно-наступательная - означает постановку цели стать первым, ведущим предприятием в этой отрасли или на определенно участке;

3. Умеренно-наступательная - представляет собой принятие позиции второго самого лучшего производителя. Основной его целью является ограждение себя от риска, которому подвергаются первые, ставшие на путь инноваций; но в то же время он должен не опаздывать и стремиться не отставать от тех, кто уже ввел новшества.

Таким образом, соблюдая приведённые выше простые инструкции, можно добиться максимально эффективного и «безболезненного» введения инновации в работу организации. В данной статье было подробно изложено описание управления инновациями в организации.

Собранные нами данные позволяют воссоздать четкое представление об инновационном процессе. Данная работа была нацелена на то, чтобы выявить основные виды инноваций и рассмотреть наиболее безопасные и эффективные методы их введения на предприятие. Мы рассмотрели основные понятия, включающие понятия инновации и инновационного процесса; основные направления инновационного развития организации; этапы инновационного процесса; методы преодоления сопротивления системы; пути инновационного развития, а также стратегии организации по отношению к инновации.

Рассмотренные темы дают широкое и полное обозначение проблемы нововведений в организации, а также помогают разобраться в возможных методах решения данной проблемы.

Список литературы

1. Воронов В.В. Оценка и факторы роста инновационной конкурентоспособности регионов Латвии // Балтийский регион. 2012. № 4 (14). С. 7-21.

2. Альтиментова Д.Ю., Шамрай Н.И. Торговля на валютных рынках // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. Т. 11. С. 741-745.

3. Шелкунова Т.Г., Камбердиева С.С. Особенности оценки влияния системы факторов при реализации инвестиционных проектов в горнодобывающей промышленности // Устойчивое развитие горных территорий. 2013. № 1. С. 106-113.

Просмотров работы: 107