АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

Шумилин А.А. 1, Юмашева Е.В. 1, Опошнянский А.В. 1
1Краснодарское высшее военное училище им. генерала армии С.М. Штеменко
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современный мир весьма многогранен. Множество процессов оказывают влияние на развитие любого государства. Эти процессы на первый взгляд не связаны между собой, однако при более глубоком анализе можно проследить их причинно-следственные отношения. Этот факт заставляет различные государства заключать между собой договора, входить в блоки и союзы.

Финансово-экономический кризис последних лет, передел сфер политического влияния и природных ресурсов не оставляют шанса отдельным государствам справиться со всеми вызовами и проблемами самостоятельно. Поэтому в сейчас, как никогда, возрастает роль различных международных организаций.

Актуальность данной темы определяется перманентными процессами в СНГ, изменениями ситуации во взаимодействии между её странами, а также неутихающими спорами о перспективах развития содружества.

В период 1991-2016 гг. странами Содружества было принято большое количество договоров, резолюций, решений прямо или опосредованно затрагивающих проблемы экономического, социального, гуманитарного и военного сотрудничества.

В новой Военной доктрине РФ определены задачи и приоритеты военно-политического сотрудничества [1]. Таких как сохранение и укрепление безопасности и стратегической стабильности союзных государств не только на глобальном, но и на региональном уровнях, основанной, прежде всего, на верховенстве документов международного права, в частности Устава Организация Объединённых Нации.

Проведение слаженной внешней политики стало основным направлением военно-политического сотрудничества СНГ. Она могла в полной мере обеспечить коллективную, региональную и международную военную безопасность, а также способствовать борьбе с терроризмом и другим экстремистским движениям на мировом уровне, укреплению стабильности в стратегическом плане и развитию миротворческой деятельности государств.

Сегодня вводится такое понятие, как «информационный суверенитет», который означает контроль информационного потока в пределах конкретного государства, и независимость в этом плане от влияния других мировых субъектов. Ведется активная работа по внедрению данного подхода в систему правовых взглядов союзнических государств. По информационной безопасности в Содружестве, к настоящему времени, сложилась своя позиция, согласно которой безопасность достигается только полной защищенностью совокупности прав и интересов её субъектов. Эта позиция включает в себя аспекты обеспечения защиты не только информационных ресурсов, но и инфраструктуры, технологий, конституционного строя, культурных ценностей и менталитета. С другой стороны, существует «западный подход», подразумевающий под информационной безопасностью только защиту от преступных нападений на информационные ресурсы запада.

Сотрудничество в рамках СНГ привело к созданию большого количества систем военного назначения. К ним можно отнести Объединённую система противовоздушной обороны, система опознавания «Пароль» и систему по обеспечению безопасности полетов военной авиации, система закрытой и шифрованной связи взаимодействия и многие другие. Создание объединённых военных формирований приводит к образованию общего оборонного пространства Содружества [2].

В настоящее время активизировалось сотрудничество по решению задач обеспечения деятельности национальных вооружённых сил. Усилиями аппарата Совета министров обороны СНГ построен аппарат взаимодействия между различными службами союзных стран.

Регулярно проводятся мероприятия по совместной оперативной и боевой подготовке вооружённых сил. Регулярными стали учения сил и средств ПВО СНГ «Боевое содружество», войсковые и командно-штабные учения «Щит Содружества», «Рубеж», «Нерушимое братство» и «Взаимодействие».

Важнейшими составляющими военно-технического сотрудничества государств-участников СНГ являются научно-техническое, военно-экономическое сотрудничество и подготовка военных кадров.

Таким образом, в последние годы в странах Содружества устранялись пробелы начального периода деятельности. Обострение международной обстановки, связано с активизацией международного терроризма, в основе которого лежит процесс глобализации, борьбой определённых сил за построение однополярного мира. Примером тому служит нынешняя политика США и попытка радикального ислама создать мировое Исламское государство.

Несомненно, Содружество Независимых Государств, являясь частью современного мира, постоянно подвергается различным международным и региональным опасностям, особенно в условиях всемирной глобализации. И не стоит забывать о том, что наряду с политическими, экономическими и правовыми аспектами сотрудничества в СНГ центральное значение относится военному аспекту. Только эффективное военное сотрудничество способно привести государства Содружества к успешному решению обеспечения международного благополучия, коллективной и национальной военной безопасности [3].

Подводя итоги анализа военного сотрудничества в рамках СНГ можно сделать ряд выводов для решения данной проблемы.

Было бы полезным и целесообразным сосредоточить внимание на общие правовые проблемы военного сотрудничества стран Содружества, на проблемы генезиса, развития и преемственности нормативно-правовых основ сотрудничества.

Для решения проблем совершенствования механизма военного сотрудничества стран СНГ следует более чётко разграничить полномочия высших органов Содружества с учётом новых задач и функций и, при общем согласии государств-участников, вносить изменения в Устав СНГ для единодушного согласия всех участников. Это даст возможность сохранить СНГ как структуру, в рамках которой есть возможность совершать необходимую координацию совместной политики стран СНГ, обеспечивать подходящие условия для решения ключевых вопросов сотрудничества в военно-экономической, социальной, экологической, гуманитарной и культурной сферах, цивилизованным путём решать спорные проблемы и разрешать конфликтные ситуации.

Необходимо создавать и развивать нормативно-правовые основы участия военной организации Содружества в антитеррористической деятельности. Возрастание уровня и масштабов террористических вызовов и угроз в нынешних условиях выявили необходимость включения в процесс борьбы с терроризмом военной составляющей. Новизна и не специфичность для вооружённых сил такой задачи требует появления, как новых норм права, так и корректировки уже существующих

Всеми этими вопросами уже занимается руководство стран, входящих в Содружество Независимых Государств. И от скорейшего разрешения этих проблем в военной сфере и будет в конечном итоге зависеть состоятельность обороноспособности всех стран участников Содружества, особенно в условиях нынешней глобализации.

Список литературы:

1. Военная доктрина Российской Федерации (Утверждена Указом Президента РФ от 25.12.2014 № Пр-2976).

2. Интернет портал СНГ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.e-cis.info/page.php?id=8622. (Дата обращения 29.09.2017)

3. Севастьянов М.Г. Генератор многостороннего сотрудничества. М.: Прогресс, 2014.

Просмотров работы: 212