ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КУРСАНТОВ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ, СОЦИАЛЬНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИH - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КУРСАНТОВ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ, СОЦИАЛЬНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИH

Брянцев А.В. 1
1Краснодарское высшее военное училище им. генерала армии С.М. Штеменко
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Российское государство во все времена славилось непреклонным мужеством и великим героизмом, светлым бесстрашием и твердой решительностью своих защитников. Служба Отечеству всегда считалась почетным делом, поднимающим в сознании людей чувство патриотизма.

Во все времена главным инструментом в выполнении поставленных задач и целей, стоящих перед Армией и Флотом России, выступала дисциплина, которая заключается в строгом и точном соблюдении каждым военнослужащим порядка и правил, установленных законами государства, а также общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации и приказами командиров (начальников) [1].

Твердая, стойкая и непреклонная дисциплина в сознании русских воинов ковалась руками великих полководцев, начиная со времен Петра Великого, А.В. Суворова, М.И. Кутузова и П.С. Нахимова, вплоть до нашего времени. Однако стоит заметить, что дисциплина является не средством воспитания, а его результатом. Вооруженные силы Российской Федерации выступают главной средой воспитания гражданско-патриотического сознания у военнослужащих различных категорий.

Гражданско-патриотическое воспитание курсантов высших учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации представляет собой сложную совокупность функционально взаимосвязанных элементов управляющего воздействия, которая представляет систему объектов, внутренних состояний и связей, а также составляющих организационно-методического плана. Внутри данной системы проявляются закономерности различного типа, учет которых предоставляет возможность управлять этой системой качественно и с максимальной эффективностью.

Основополагающая цель гражданско-патриотического воспитания курсантов – возрождение гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей. Будущий офицер должен обладать важнейшими активными социально значимыми качествами, способностью проявить их в созидательном процессе в укреплении и совершенствовании его основ, в том числе, и в тех видах деятельности, которые связаны с обеспечением его стабильности и безопасности. Воспитание должно быть направленно на формирование и дальнейшее развитие индивида как личности, обладающего необходимыми качествами, присущими курсанту, как представителю Вооруженных сил России, способного проявлять их в ходе службы и в повседневной деятельности в интересах личности, общества и государства [2].

На рисунке 1 представлены основные механизмы, с помощью которых достигаются цели патриотического воспитания.

Рисунок 1. Основные механизмы гражданско-патриотического воспитания

Когнитивный инструмент представляет собой процесс переработки полученной информации в результате познания объектом образования какого-либо предмета. В данном случае предметом познания выступают гуманитарные, социальные и экономические дисциплины. В этом случае нравственно-патриотическая компетенция осуществляется через познавательное насыщение изложенного в них материла. Объектом образования выступает личный состав военного ВУЗа, а субъектом – преподавательский состав.

На данном этапе особая роль отводится преподавателям-гуманитарием: именно они имеют широкие возможности для осуществления воспитательного воздействия на курсантов высших учебных учреждений.

Любое обучение воспитывает, и в процессе воспитания все его участники усваивают какую-то новую информацию, постигают что-то, глубже осознают – значит учатся. Любое качество личности проявляется сначала лишь в определенных, намеренно создаваемых ситуациях, и, повторяясь неоднократно, генерализуется (термин С.Л.Рубинштейна), интериоризуется (П.Я.Гальперин и Н.Ф.Талызина), то есть, превращается во внутреннее состояние человека, черту личности. Особенностью преподавания гуманитарных, социальных и экономических дисциплин является функциональная значимость общения. Познавательное дискуссионное аудиторное общение является ключевым приемом в реализации целенаправленного педагогического воздействия. Особое значение приобретает тактическая маневренность преподавателя и результативность ее воздействия на развитие личности курсантов [3].

На рисунке 2 отображена роль гуманитарных, социальных и экономических дисциплин в контексте гражданско-патриотического воспитания.

Деятельность преподавательского состава направлена на поиск путей слияния учебно-образовательного процесса и воспитания через подбор учебно-методической базы и ее внедрения в обучение. Однако военнослужащие отрицают значимость вышеперечисленных дисциплин в процессе их образования.

Возможно, что данная проблема связана с динамично меняющимися ценностями и приоритетами курсантов, а именно: изменение ценностей личности, бытия, жизни, активной жизнедеятельности, ценностей личного и национального самосознания, национального достоинства, ценностей любви к Родине, чувства общности и принадлежности семье, ценностей чувства ответственности перед собой и другими, ценностей социальной мобильности [4].

Данная проблема может решаться сочетанием когнитивного и практического механизма гражданско-патриотического воспитания, последний из которых включает в себя осуществление практических действий, проявление волевой подвижности личности внутри воинского коллектива. Если полученную информацию реализовать в проведении какого-либо мероприятия, то эффективность воспитательного воздействия динамично увеличится.

Рисунок 2. Роль гуманитарных, социальных и экономических дисциплин в процессе гражданско-патриотического воспитания

В целях усиления патриотического воспитания будущих офицеров в ходе изучения гуманитарных, социальных и экономических дисциплин необходимо:

– увеличить количество проводимых научно-исследовательских конференций по различным направлениям гуманитарных, социальных и экономических дисциплин с привлечением большего числа курсантов, как участвующих, так и слушателей;

– организовать практические занятия с выходом в культурные места, парки с достопримечательностями и памятниками в честь великих людей в целях повышения заинтересованности курсантов в изучении исторического наследия;

– использовать на практических занятиях по изучаемым дисциплинам гуманитарного блока такие формы обучения как сочинения и эссе с целью формирования активной патриотической жизненной позиции;

– внедрение медиа ресурсов в процесс преподавания дисциплин, а также увеличение их учебных единиц.

Первостепенной задачей Вооруженных сил России является профессиональное воспитание будущих офицеров с высокой гражданской позицией. Сегодня боевой потенциал страны напрямую зависит от духовной составляющей ее защитников. Осуществление предложенных мероприятий обеспечит сплочение воинских коллективов, усилит ответственность личного состава за выполнение боевых задач и требований командиров (начальников) по повышению боевой и мобилизационной готовности, а также значительно укрепит уровень дисциплинированности в вооруженных коллективах.

Список литературы:

1. Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации. Глава 1. Общие положения. Статья 1. (утв. Указом Президента РФ от 10.11.2007 N 1495 (ред. от 02.01.2017)) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 72806/ b31e391ed06da317fe4b9b5ab736bdd7720e027c/ (Дата обращения: 10.10.2017 г.)

2. Овчинников, О. А. Патриотическое воспитание курсантов и его виды // Молодой ученый. — 2014. — №15. — С. 293-295.

3. Быковская Г.А., Иноземцев И.В., Злобин А.Н. Гражданско-патриотическое воспитание студентов как инструмент социального развития, 2010 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=14569376 (Дата обращения: 16.10.2017)

4. Шиповская Л.Б. Духовные ценности повседневной культуры как основа патриотического сознания личности. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://infourok.ru/statya-duhovnie-cennosti-kulturi-606116.html (Дата обращения: 17.10.2017)

Просмотров работы: 70612