ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ

Колпаков С.В. 1
1Краснодарское высшее военное училище им. генерала армии С.М. Штеменко
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одним из наиболее важных элементов обеспечения национальной безопасности государства являются Вооруженные Силы Российской Федерации и их материальная основа – оборонно-промышленный комплекс (ОПК).

Оборонный комплекс занимает одно из главных мест и играет значительную роль в развитии экономики, обеспечении национальной безопасности, заключающейся в защите ее независимости, государственной и территориальной целостности, суверенитета, в предотвращении военной агрессии против России и ее союзников, в обеспечении условий для мирного, демократического развития страны. Исходя из этого,стоит заметить, заинтересованность государства в решении проблем развития оборонно-промышленного комплекса, разработке и совершенствованиивооружения и военной техники (ВВТ), поддержанию на высоком уровне военно-технического потенциала Вооруженных Сил Российской Федерации. Эта необходимость обуславливается особой направленностью политики стран запада достичь своего военного и политического превосходства на мировой арене, оставив позади себя своего главного политического соперника – Россию.

Оборонно-промышленный комплекс можно считать важной частью экономики государства. Благодаря его развитию Россия занимает одно из лидирующих мест на мировом рынке вооружений. По экспорту вооружения и военной техники Россию опережают только США.

Основные направления развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации предопределяются, прежде всего, национальными интересами государства, задачами, которые стоят перед Вооруженными Силами и планами их реализации.

ОПК России включает в себя более двух тысяч производственных предприятий, НИИ и конструкторских бюро, расположенных на территории 72 субъектов РФ, из них около 40% в Центральном федеральном округе.

Немаловажен и социальный аспект – в 32 субъектах страны расположены 129 градообразующих организаций оборонного комплекса. В таких регионах экономическая роль предприятий ОПК имеет одно из наиболее важных значений.

По итогам 2016 года объемы производства в ОПК выросли на 10,7% (в сопоставимых ценах 2016 года). Высокая производительность комплексов позволила повысить оснащённость Вооруженных Сил современными образцами вооружений и военной техники до 58,3%. Это в полной степени соответствует обязательствам Вооруженных сил перед верховным главнокомандующим – к концу 2020 года достичь 70%. Объём экспорта продукции военного назначения превысил плановую отметку и составил 14,5 млрд. долларов. Россия заключила новые контракты на 26 млрд. долларов, закрепив за собой «место серебряного призёра».

Рисунок 1. Динамика производства ВВТ и уровня оснащенности ВС современными образцами за 2015-2016 гг. [2]

Премьер-министр России Дмитрий Медведев утвердил новую госпрограмму «Развитие оборонно-промышленного комплекса» до 2020 года,которая включает возможности развития наиболее важных отраслей промышленности государства, в основном занятых производством вооружения и военной техники. В ближайшие пять лет Программа предусматривает финансирование в размере 35 млрд. руб. Это очень незначительная сумма, поскольку, согласно Федеральной целевой программе (ФЦП) «Развитие ОПК РФ на 2011–2020 годы», на эти цели должны были выделить 3 трлн. руб., то есть по 300 млрд. руб. в год [1].

Ранее принятая ФЦП по совершенствованию ОПК на 2011–2020 годы и другие программы по ускоренному развитию комплекса должны исполняться в рамках новой Государственной Программы, утвержденной 16 мая 2016 года, в соответствии с которой на развитие оборонно-промышленного комплекса, в 2016 году было выделено из бюджета всего 7,6 млрд. руб., в 2017 году – 6,6 млрд. руб. и по 6,9 млрд. руб. каждые последующие три года[3].

Между тем, в новой программе заложены амбициозные планы,в результате выполнения которых должно быть достигнутоувеличение конкурентоспособности продукции оборонного комплекса на внутреннем и внешнем рынках; увеличение доли инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции с 34,4% в 2016 году до 39,6% в 2020 году.

Сегодня можно наблюдать существенный прирост объемов производства в секторах ОПК: радиоэлектронный комплекс – на 32,6%, промышленность боеприпасов и спецхимии – на 22,3%, судостроительная промышленность – 16,3%, ракетно-космическая промышленность – 7,6%, авиационная промышленность – 5,9% [4].

В результате успешного выполнения гособоронзаказа в 2016 году доля современных образцов ВВТ в войсках в 1,7 раза превысила плановые показатели и составила в среднем около 59.%.Портфель экспортных контрактов ОПК на данный момент составляет более 56 млрд. долларов. Объем бюджетных ассигнований новой программы составляет 34,9 млрд. рублей.

В 2016-2020 гг. рост объемов производства продукции гражданского назначения в ОПК планируется не более чем в 1,3 раза. Запланирована профессиональная переподготовка, обучение в системе дополнительного профессионального образования 152 тысяч работников организаций ОПК. [3]

Несмотря на достигнутые успехи последних лет в ОПК, ряд задач остаются еще не решенными. В настоящее время приоритетом государственной политики в сфере развития ОПК является оснащение Вооруженных Сил РФ современными, инновационнымиобразцами вооружения и военной техники.

Второе по важности направление – повышение качества и конкурентоспособности промышленной продукции. В экономике России создаются условия для повышения многоуровневой локализации иностранных производств, развиваются процессы импортозамещения. Фонд развития промышленности Минпромторга России стал их основным координатором.

Важно отметить, что основной проблемой развития оборонно-промышленного комплекса является недофинансирование. Корректировка действующей Государственной Программы приведет к невозможности выполнения планов по развитию ОПК.Решениям данной проблемы может послужить наращивание тесного сотрудничества ОПК с бизнесом путем создания новых предприятий по выпуску гражданской высокотехнологичной продукции, которая производится, используя технологии двойного назначения. Доходы от экспорта данной продукции могут помочь в развитии оборонно-промышленного комплекса.

Не менее важным направлением решения данной проблемы может стать повышение финансирования ОПК за счет увеличения доли выделяемого на данную отрасль ВВП. Незначительный дефицит бюджета, порядка 0.5-1.5%, существенно не скажется на общем положении экономики государства, однако может способствовать инновационному развитию комплекса.

С другой стороны очень действенным способом может оказаться банковское кредитование. В последнее время за счет снижения ставки рефинансирования, замедления инфляции, стабильности на рынке рубль/доллар снизились процентные ставки, а условия для получения кредита стали намного доступнее.

Также стоит пересмотреть краткосрочные планы по развитию ОПК. Необходимо правильно расставлять приоритеты по производству ВВТ в зависимости от целей и задач, которые стоят перед Вооруженными Силами и государством в целом.

Целенаправленная, плодотворная работа исполнительной власти государства, предприятий ОПК позволит в полном объеме реализовать планы в области военного строительства и обеспечить на многие годы безопасность Российской Федерации.

Список литературы

  1. ОПК: амбициозные проекты и «управленческий фитнес» [Электронный ресурс]. URL: http://profiok.com/about/news/detail.php?ID=3227

  2. Журенков, Д.А. Развитие ОПК: Новая государственная программа повысит конкурентоспособность военной продукции // эксперт рабочей группы по развитию конкуренции в сфере государственного оборонного заказа ФАС России [Электронный ресурс]. URL: http://www.rosinform.ru/mic/82115-razvitie-opk-novaya-gosudarstvennaya-programma povysit-konkurentosposobnost-voennoy-produktsii/(дата обращения: 03.06.2016).

  3. Журенков, Д.А. Развитие ОПК: Разрабатывается новая программа на 2018-2025 годы// эксперт рабочей группы по развитию конкуренции в сфере государственного оборонного заказа ФАС России [Электронный ресурс] URL: http://www.rosinform. ru/mic/692619-razvitie-opk-razrabatyvaetsya-novaya-programma-na-2018-2025-gody/(дата обращения: 02.02.2017)

  4. Положение о департаменте оборонно-промышленного комплекса министерства промышленности и энергетики Российской Федерации. [Электронный ресурс] URL: www.minprom.gov.ru

Просмотров работы: 84234