ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ, КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОСНОВА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ОПК - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ, КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОСНОВА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ОПК

Тарабрин И.Д. 1, Юмашева Е.В. 1
1Краснодарское высшее военное училище им. генерала армии С.М. Штеменко
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одной из основных элементов национальной безопасности является военно-экономическая безопасность.

Составляющими разделами и частями военно-экономической безопасности являются: технологическая, технико-производственная, информационная, продовольственная, энергетическая, экологическая [1].

Основная часть интеллектуально-технологического потенциала страны сосредоточена в ОПК. Непосредственно, благодаря полученному в наследство от СССР научно-техническому заделу Россия сохраняет конкурентоспособность в области вооружений. ОПК включает предприятия различных направлений промышленности: авиационной, ракетно-космической, радиоэлектронной и систем управления, судостроительной, обычных вооружений, боеприпасов и спецтехники. Исходя из этого, стоит понимать, что развитие ОПК определяет одну из ключевых позиций в сфере военно-экономической безопасности страны [2] .

ОПК Российской Федерации, является одной из экономических систем национальной экономики, определяющей рост ВВП, включающей в процессе создания его ценовые критерии, совмещенные отрасли народного хозяйства, существенно влияющие на трудовую занятость граждан и обеспечивает одну из наиболее значимых частей валютной выручки и налоговых поступлений. Сегодня, когда рыночные отношения в России увеличивают оборот, создается необходимость использовать преимущества рыночного хозяйства в целях создания новых экономических условий рынка оборонной промышленности и развития ОПК в новых сферах. Вследствие чего, необходимо поддерживать заданный темп развития конкурентоспособности этой области экономики [3].

Существуют различные факторы, оказывающие воздействие на состояние военно-экономической безопасности, которые подразделяются на внутренние и внешние. Политические, экономические, правовые, структурно-технологические, организационные и социальные факторы относятся к внутренним. Торгово-экономические, технико-производственные, валютно-финансовые и маркетинговые компоненты относят, непосредственно, к внешним. Внешние факторы можно обобщить одним общим понятием, как конкурентоспособность государства. Следовательно, перечисленные факторы в полной мере определяют безопасность военной экономики и национального хозяйства страны от различных угроз извне и внутренних военных угроз. Совокупность конкурентной военной продукции, а также заводов-изготовителей и мер, принятых государством по её продвижению формируют конкурентоспособность на мировом рынке. Конкурентоспособность продукции военного назначения, поставляемой государством, обладает следующими характеристиками – неприхотливостью, высоким качеством, экономичностью, эффективностью, наукоемкостью. Возможность государства оперировать различными программами по поддержке экспорта, наличие различных офсетных программ, а так же военно-политический вес государства в мире также определяет конкурентоспособность страны.

Исходя из наблюдения за модернизацией армии, Российская Федерация наращивает объем экспорта оружия. Создание новейшей боевой техники, кораблей и развитие Арктики требует внушительных инвестиций. “Рособоронэкспорт” смог открыть для нашего государства новые рынки для сбыта вооружения и военной техники, но и смог сохранить старых партнеров.

В большем количестве случаев проекты и контракты оформляются межправительственными соглашениями, и в соответствии с этим влияние санкций на эту направленность не является критичной. По большей части решающую роль соглашений определяет воля партнеров, исходя из этого наше государство открыто демонстрирует возможности нашего вооружения, наглядным примером может служить деятельность ВКС России в Сирийской Арабской Республике. Портфель заказов стран Арабского региона составляет около 8 миллиардов долларов в составе 23 стран, что является 20% от общего объема поставок. Данные контракты рассчитаны на несколько лет и в них включены большинство предприятий, холдингов и корпораций, которые занимаются новейшим вооружением и технологиями их создания. По итогам трех кварталов текущего года портфель заказов по линии ВТС превысил 45 миллиардов долларов. По плану экспортные поставки за 2017 год должны составить 15,3 миллиардов долларов Основной направленностью поставок являются страны Северной Африки, Ближнего Востока, Азиатско-Тихоокеанского региона. Наиболее важными покупателями являются Индия и Китай.

Рисунок 1. Импорт российского вооружения

Практически все контракты ведутся через «Рособоронэкспорт» [4].

Исходя из данных SIPRI, касательно 2017 года, Россия заняла 2-е место по объему мировых поставок оружия. Доля России на глобальном рынке вооружений составила 23%. Основными приобретателями российского оружия являются Вьетнам, КНР и Индия. В целом же Россия в течение пяти лет поставила продукцию военного назначения в 50 государств мира.

На данный момент большие надежды Россия возлагает на страны Латинской Америки. Достигнуты договоренности о поставке МИГ -29. Рособоронэкспорт так же предоставляет возможность и готов предложить контракты ряду стран в Латинской Америки, и на новейший истребитель МиГ-35. На ряду с этим, Мексика готова приобрести партию вертолетов Ми-18 для своих внутренних структур. Так же было сделано предложение, касательно ударных вертолетов Ми-35 и Ми-28 НЭ, но в связи с столь неудачным расположением Мексики относительно США, вторые усердно стараются не допустить заключения данного контракта. Особо усердно США оказывает влияние на Саудовскую Аравию в вопросе выбора вооружений, не смотря на то, что саудиты являются давними их покупателями американской техники.

В 2017 году был заключен контракт о поставке Индонезии 8 истребителей Су-35, а так же поставке новейших фрегатов проекта 11356 в Индию. Так же в планах воплощения продаж 200 вертолетов Ка-226Т и 48 Ми-17В-5, двух самолетов радиолокационного обнаружения и управления на базе Ил-76. Но наиболее ярким контрактом является договор о поставке в Индию 108 истребителей пятого поколения FGFA – ПАК ФА, иными словами новейшего самолета СУ -57.

В потенциале обороны государства важную роль играет его военно-экономический потенциал (ВЭП). ВЭП государства определяется как максимальный уровень экономического обеспечения конкретных военных потребностей, подготовки и ведения войн, который может быть достигнут в определенные сроки при наиболее напряженном использовании производительных сил страны в военных целях и допустимо низком уровне удовлетворения гражданских потребностей.

Основными факторами роста военно-экономического потенциала являются:

этапы развития в области экономики, которые напрямую зависят от производительности труда и эффективности общественного производства;

ступень научно-технического прогресса в государстве и задействование его достижений в военный сектор экономики, что позволяет создавать в короткие сроки в необходимых количествах самые высокотехнологичные и современные средства вооружения и боевой техники;

текущий уровень хозяйственного механизма общества, важнейшим компонентом которого является контроль военной экономики;

рационализация средств, выделяемых на оборону страны.

Высокоэффективность и ликвидность военно-экономического потенциала проявляются в легко изменяющейся перестройке экономики на производство и доставку на рынок продукции военного назначения, высоких темпах производства наиболее важных образцов вооружения и военной техники, в скорейшем внедрении в производство серийных образцов оружия.

Из этого следует нужда необходимость развития современной составляющей экономической безопасности РФ при участии оборонно-промышленного комплекса , вследствие чего нужно внесение корректировок в экономическую политику страны.

Усиление ключевых позиций ОПК в контексте инновационного развития возможно на основе:

развития современной и перспективной системы ОПК;

увеличения высокотехнологичности в области российской экономики;

поиска и создания прочного центра ее национальной инновационной системы с целью создания и развития долговечных основ конкурентоспособности, в том числе и на мировом рынке технологий.

Важнейшим условием эффективной деятельности по поддержанию военно-экономической безопасности на требуемом уровне является создание механизма осуществления военно-экономической безопасности. Этот механизм должен включать систему показателей-индикаторов, критериев и пороговых значений уровня военно-экономической безопасности, которые должны гармонично вписываться в систему показателей экономики национальной безопасности.

Библиографические ссылки

1 Гордиенко Д. Военно-экономическая безопасность государства Аналитический доклад. [Электронный ресурс] URL: http://csef.ru/media/articles /2242/2242.pdf

2. Мармузов П.А. Оборонно-промышленный комплекс в системе экономической безопасности России. [Электронный ресурс] Автореферат дис. на соискание ученой степени канд. эконом. наук.Санкт-Петербург, 2011.– 23 с. URL: http://economy-lib.com/oboronno-promyshlennyy-kompleks-v-sisteme-ekonomicheskoy-bezopasnosti-rossii

3. И.Терехов Вывод ОПК из кризиса. Необходимость и возможности. [Электронный ресурс] URL: http://observer.materik.ru/observer/N07_00/07_11.HTM

4. SIPRI: Экcпорт вооружений из России сокращается [Электронный ресурс] URL: http://www.bbc.com/russian/business/2017/02/160218_sipri_report_arms_trade

Просмотров работы: 303