ПРОБЛЕМЫ ДОГОВОРА ПОСТАВКИ ТОВАРОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРОБЛЕМЫ ДОГОВОРА ПОСТАВКИ ТОВАРОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД

Матвеева Н.А. 1
1Владимирский государственный университет им. А. Г. и Н. Г. Столетовых
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На сегодняшний день договор поставки товаров для государственных нужд урегулирован, в первую очередь, Гражданским Кодексом РФ, а именно § 4 главы 301, помимо этого, действует также ряд федеральных законов, регулирующих данную сферу общественных отношений. К ним относятся, в частности, следующие правовые акты: Федеральный закон Российской Федерации «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»2 от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ, Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»3 от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Важно отметить, что последний Закон № 44-ФЗ заменил ранее действовавший ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 № 94-ФЗ4. Главным аргументом выступила необходимость устранитьᅟ недостатки старогоᅟзакона, которые заключалисьᅟв падении конкуренции заᅟ государственныеᅟ контракты. В то же время, далеко не все ученые-теоретики и практики, анализирующие подобные изменения в законодательстве РФ, выражают положительное мнение, в связи с чем необходимо разобраться, что же изменилось с начала XX в. в данной области правового регулирования.

Итак, говоря о понятии государственных нужд, необходимо подчеркнуть, что наиболее развернутое определение содержалось в ранее действовавшем Законе № 94: «обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников финансирования потребности РФ, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий РФ, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств РФ, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует РФ, либо потребности субъектов РФ, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов РФ, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ»5. В ныне действующем же законе данное понятие, в силу неясных причин, не определено. На наш взгляд, это первая важная проблема, ведь отсутствие такой легальной дефиниции, которая является базисной для последующей регламентации договора поставки для государственных нужд, может повлечь за собой неясность в регулируемых отношениях, а также обоснованную необходимость обращения к утратившему силу закону.

Помимо вышеуказанного, Закон №44 содержит еще ряд если не противоречий, то явных пробелов, требующих немедленного восполнения. Так, например, согласно п. 3 ст. 52 данного ФЗ, «Непосредственно перед вскрытием конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) открытием доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе … конкурсная комиссия объявляет участникам конкурса, присутствующим при вскрытии таких конвертов и (или) открытии указанного доступа, о возможности подачи заявок на участие в открытом конкурсе, изменения или отзыва поданных заявок на участие в открытом конкурсе до вскрытия таких конвертов и (или) открытия указанного доступа»6. Между тем, порядок изменения или отзыва поданных заявок не предусмотрен, таким образом, данная процедура просто не имеет возможности воплощения в жизнь. В связи с этим, на практике может возникнуть немало проблем при реализации данного полномочия участниками конкурса, поэтому необходимо принятие соответствующих мер: мы же, в качестве внесения изменений предлагаем в п. 3 ст. 52 ФЗ № 44 закрепить, что изменения в заявку и их отзыв могут вноситься в тех жеᅟформах, что и заявки на участие в конкурсе - путем составления нового документа с указанием причины, соответственно, изменения или отмены.

Как отмечает Л.М. Федина, анализируя структуру договорных связей, в данном случае можно говорить о простой и сложной структуре: при этом, простая структура договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд (заключение государственного (муниципального) контракта на поставку товаров между поставщиком (исполнителем) и государственным (муниципальным) заказчиком) характерна как для ранее действовавшего, так и для современного законодательства, тогда как сложная структура договорных связей в ранее действовавшем Законе № 94 четко прописывалась, «поставка товаров для государственных (муниципальных) нужд осуществляется на основании государственного (муниципального) контракта на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд и заключаемого в соответствии с ним договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд, при этом стороны контракта останутся теми же, а сторонами «дочернего» договора будут являться поставщик (исполнитель) основного контракта и покупатель», но отсутствует в ныне действующем законодательстве7. Таким образом, такая возможность лишь в общем плане описывается в соответствующих нормах Гражданского Кодекса РФ и ФЗ № 44. Безусловно, такой подход сужает рамки действия данных норм, у субъектов при реализации права может создаваться ощущение, что по новому закону действительна лишь одна, описанная выше схема. Так как это, безусловно, не является верным, необходимо четко регламентировать данный вопрос.

Подводя итог, необходимо подчеркнуть важность института поставки товаров для государственных нужд, в особенности для надлежащего выполнения государством своих функций. На сегодняшний день этот институт регулируется Гражданским кодексом РФ, а также несколькими федеральными законами. В последние зачастую вносятся изменения, что говорит о динамичности данных общественных отношений. В то же время имеется множество проблем, не получивших своего надлежащего разрешения, что позволяет говорить о необходимости совершенствования законодательства в данной сфере.

Список литературы:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, № 5, ст. 410.

2. О поставках продукции для федеральных государственных нужд Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 19.12.1994, № 34, ст. 3540.

3. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 08.04.2013, № 14, ст. 1652.

4. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ (утратил силу). // Российская газета, № 163, 28.07.2005.

5. Федина Л.М. Анализ структуры договорных связей в обязательстве, возникающем из договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд. // Наука России: цели и задачи. Сборник научных трудов по материалам II международной научной конференции. 2017. С. 42-45.

1 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, № 5, ст. 410.

2 О поставках продукции для федеральных государственных нужд Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 19.12.1994, № 34, ст. 3540.

3 О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 08.04.2013, № 14, ст. 1652.

4 О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ (утратил силу). // Российская газета, № 163, 28.07.2005.

5 О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ (утратил силу). // Российская газета, № 163, 28.07.2005.

6 О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 08.04.2013, № 14, ст. 1652.

7 Федина Л.М. Анализ структуры договорных связей в обязательстве, возникающем из договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд. // Наука России: цели и задачи. Сборник научных трудов по материалам II международной научной конференции. 2017. С. 43.

Просмотров работы: 171