ПОНЯТИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА И ПОСРЕДНИЧЕСТВА В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПОНЯТИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА И ПОСРЕДНИЧЕСТВА В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ

Бирюкова А.А. 1
1РЭУ им.Г.В.Плеханова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Институты посредничества и представительства появились в России достаточно давно, несколько веков назад. Оформляясь как правовые категории эти институты проходили длительное развитие. На протяжении всей истории становления указанных законодательных понятий, их сопровождали оживленные дискуссии в специализированной литературе по вопросам определения их правовой природы, конституирующих признаков, а также сравнительных аспектов соотношения. Нужно отметить, что именно российским законодателем впервые предпринимается попытка решения вопроса о соотношении понятий представительства и посредничества. На данный момент, в России на законодательном уровне произведено отграничение вышеназванных понятий и указан критерий их разграничения, которым является выступление лица от своего или от чужого имени. Однако, актуальность рассмотрения темы сравнительного анализа понятий представительства и посредничества и разграничения данных категорий по-прежнему актуальна. Это объясняется тем, что в действующем российском законодательстве не всегда соблюдается единство терминологии, термин "посредник" используется в различных значениях, в экономической и юридической литературе периодически осуществляются попытки подвести одно рассматриваемое понятие под другое или установить их частичное (а иногда и полное) тождество. Для успешного определения вышеуказанных понятий необходимо обратиться к истории. Цель данного обращения – проследить развитие понятий представительства и посредничества в России со времен Средневековья по сегодняшний день.

Итак, этап средневекового времени. Несмотря на то, что идея представительских отношений была распространена в данный исторический период, процесс формирования института представительства в России шел в рамках совершенствования законодательства и был неотделимо связан с развитием российской государственности. Только в условиях сильного централизованного государства стало возможным развитие общенационального товарного оборота, укрепление экономических связей и, как следствие, развитие гражданского законодательства и появление в нем норм, регламентирующих отношения представительства. Как институт гражданского права представительство нашло закрепление в отраслевой консолидации действовавших в России законов гражданско-правовой сферы - Своде законов гражданских 1832 г. Свод законов разрешал многие непонимания и неточности в гражданском праве того времени. Однако в силу низкого уровня законодательной техники легальное, единое определение представительства в законе отсутствовало, не была очерчена граница между уполномочием как односторонней сделкой представляемого и соглашением сторон, предшествовавшим уполномочию. Посредничество в тот период не имело такого распространения ни на практике, ни в документальных теоретических источниках. Оно было законодательно урегулировано лишь в сфере торговых отношений: посредники способствовали заключению биржевых сделок между сторонами и являлись должностными лицами бирж. Само же понятие посредничества оставалось незакрепленным в гражданском законодательстве. Более того, за пределами законодательного регулирования все еще оставались многие виды посреднических сделок, на практике имевших место и регулирующихся торговыми обычаями (договор частного маклерства, агентский договор). В дореволюционный периода понятие представительства являлось предметом обсуждений и диспутов практически в каждом учебнике по гражданскому и торговому праву, однако понятие посредничества в гражданском праве не получало должного внимания. Обычно фигура посредника рассматривалась в связи с отношениями представительства, и именно в противовес фигуре представителя. Многими авторами учебной и научной литературы того времени к торговым посредникам причислялись биржевые маклеры, торговые агенты и даже комиссионеры. Единого мнения о сущности посреднических отношений среди ученых людей не было. Посредничество понималось дореволюционными авторами либо слишком широко (в него входило и представительство) и являлось, скорее, экономическим понятием, нежели правовым, либо слишком узко: под посредничеством понималась только деятельность по оказанию фактических услуг обеим сторонам в форме "сближения" последних. В то же время под представительством, в общем смысле этого понятия, понималось правоотношение, в силу которого одно лицо (представитель) действует вместо другого лица (представляемого) от его имени и за его счет. В таком случае последствия этих действий непосредственно переносятся на представляемого. Вместе с тем ряд авторов трактовали понятие представительства расширенно, включая в него и отношения, в силу которых представитель действует и от собственного имени, но в интересах и за счет представляемого.

Обратимся теперь к послереволюционной российской действительности . В 1917 году Россия стала страной, в которой до основания было искорено право частной собственности на средства производства, свободное производство товаров и обращение было заменено централизованным учетом и плановым распределением всех производимых материальных благ. В таких условиях посредничество становилось уголовно наказуемым деянием. Легальным являлось только посредничество в форме деятельности специализированных организаций. Специальным организациям отводилась незначительная роль в организации хозяйственных отношений при перемещении излишних товарных запасов между социалистическими организациями. Деятельность указанных органов регламентировалась ведомственными или межведомственными нормативными актами, а не законодательными актами общесоюзного или республиканского значения, что подтверждает отсутствие значимости специальных организаций.

Наука гражданского права советского периода вопросы посредничества также освещала минимально. Чаще всего советские цивилисты отмечали лишь фактическую практическую сторону деятельности посредников. Они исходили из реально существовавших посреднических отношений в торговой сфере - с соответствующим кругом субъектов (государственные предприятия и организации) и жестко предъявляемыми посредническим организациям целями и задачами. В то же время некоторые ученые рассматривали понятие посредничества и в других аспектах, видели в нем не только оказание услуг не только фактического порядка, но и совершение юридическую сторону действий. В отличие от посредничества представительство как институт гражданского права последовательно развивалось, постепенно приобретая приближенную к современным реалиям форму. Однако само понятие представительства, несмотря на указание законодателем его конституирующих признаков, оставалось дискуссионным в юридической литературе.

Как уже было отмечено, с принятием ГК РФ 1994 г. впервые в кодифицированном акте страны появилось упоминание о посредниках. Законодателем в п. 2 ст. 182 ГК РФ указан главный квалифицирующий признак посреднической деятельности: выступление в чужих интересах от собственного имени. Таким образом, данный критерий (действие от своего или чужого имени) положен в основу разграничения понятий посредничества и представительства. Поскольку личность контрагента в большинстве случаев является определяющим фактором при заключении сделок, имя участника гражданского оборота позволяет четко идентифицировать субъекта конкретных гражданских прав и обязанностей и, соответственно, сторону договорного правоотношения. Признаком, сближающим в определенной степени отношения представительства и посредничества и делающим указанные понятия сравнимыми, является выступление лица (представителя, посредника) в чужих интересах. Каждый субъект гражданского права имеет свой интерес в достижении благ как осознанную социальную потребность. В п. 2 ст. 1 ГК РФ записано, что граждане (физические лица) и юридические лица приобретают свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Особенность применения категории "интерес" в рассматриваемых случаях заключается в том, что в отношениях с третьими лицами посредник и представитель всегда должны преследовать цели, удовлетворение своих потребностей (потребностей заинтересованного лица) и достижения благ, к которым оно стремится. При этом в случае выступления лица в чужих интересах на основании договора между ним и заинтересованным лицом (по поручению последнего) заинтересованное лицо обязано возместить понесенные первым расходы. В этом случае лицо, действующее в чужих интересах, выступает за счет заинтересованного лица.

Общим для отношений представительства и посредничества является также и то, что услуги и представителя, и посредника являются востребованными не только в предпринимательской, но и в общегражданской сфере. Вместе с тем основания возникновения представительства и посредничества не совпадают. Как правило, в юридической литературе отмечается, что основаниями возникновения представительства являются, во-первых, волеизъявление представляемого о предоставлении полномочия представителю, выраженное в договоре или доверенности; во-вторых, акт уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, предписывающий субъектам действовать в качестве представителя других лиц; в-третьих, факт, наличия которого в силу указания закона достаточно для возникновения полномочия одного лица быть представителем другого.

Вместе с этим, если говорить о первом из указанных выше факторов, нельзя не отметить, что одного только акта уполномочия со стороны представляемого недостаточно для возникновения отношений представительства. Наделение полномочием по своей правовой природе является односторонне-уполномочивающей сделкой и обязанности представителя действовать не влечет. При отсутствии согласия лица выступить в качестве представителя, воспользоваться правом на реализацию полномочий, очерченных, например, в доверенности, отношений представительства не возникнет. Поэтому, на наш взгляд, основанием возникновения так называемого добровольного (договорного) представительства является соглашение представителя и представляемого, содержащее волеизъявление представляемого о предоставлении полномочия представителю и волеизъявление представителя о принятии на себя обязанности по совершению определенных юридических действий. При этом волеизъявление представляемого в определенных законом случаях должно быть выражено в доверенности. Таким образом, под посредничеством следует понимать гражданское правоотношение, в силу которого одно лицо (посредник) за вознаграждение по поручению другого лица (клиента) от собственного имени, но в интересах и за счет клиента совершает двусторонние сделки (договоры) или содействует клиенту в их совершении.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что понятия представительства и посредничества являются сравнимыми. Вместе с тем каждое из них является обособленным и автономным. На сегодняшний день законодателем в п. 2 ст. 182 ГК РФ совершенно обоснованно зафиксирована граница между рассматриваемыми понятиями и установлен критерий их разграничения. Это позволяет устранить их смешение, ошибки в толковании понятий и путаницу в рассуждениях. В силу изложенного выше, попытки отдельных авторов подвести одно понятие под другое, найти тождественные элементы в них неоправданны.

Просмотров работы: 382