Согласно указу ЦК КПСС и СМ СССР от 20 марта 1967 г. «О срочных мерах по защите почв от ветровой и водной эрозии» на сельскохозяйственных территориях республики начинают внедрять поле- и почвозащитные лесные насаждения, в том числе и придорожные защитные лесные полосы (ПрЗЛП).
На сегодняшний день прошло несколько десятков лет с момента создания данных защитных насаждений. Многие полосы находятся в запущенном состоянии, расстроены, подвергаются незаконной вырубке, неоднократно были подвержены пожарам и утратили свои защитные функции.
Цель исследований – провести оценку санитарного состояния существующих придорожных защитных лесных полос, применительно к их структуре и составу.
Исследования проводились на территории Мамлютского и Кызылжарского административных районов Северо-Казахстанской области в пределах автодорог:
1. Трасса М51 «Челябинск-Новосибирск»1
2. Трасса А21 «Мамлютка-Костанай»2
3. Трасса А-12 «Петропавловск-Соколовка-граница РФ»3.
Известно, что данные автодороги были сданы в эксплуатацию в 1968 году, и вскоре началось создание системы ПрЗЛП вдоль этих магистралей.
Объектом исследований явились придорожные защитные лесные полосы. В основу исследований положен метод пробных площадей, которые закладывались с учетом теоретических положений лесной таксации и требований ОСТ 56-69-83 [1,2]. В ходе полевых исследований, на ранее подобранных участках, было заложено 15 пробных площадей (ПП). На данных ПП был проведен сплошной перечёт деревьев основного элемента леса (в нашем случае основных пород ПрЗЛП) с одновременной оценкой санитарного состояния по 11 категориям, согласно «Правилам санитарной безопасности в лесах…» [3]. В данной статье мы приводим данные оценки сан. состояния по 6 основным категориям, ветровальные, буреломные и аварийные деревья здесь не учитываются. Краткая характеристика пробных площадей представлена в таблице 1
Таблица 1
Характеристика пробных площадей и их санитарное состояние
№ ПП |
Порода |
Возраст, лет |
Индекс |
Состояние |
Трасса А-12 «Петропавловск-Соколовка-граница РФ» |
||||
6 |
Тополь бз. |
47 |
2,02 |
ослабл. |
7 |
Тополь бз. |
38 |
2,01 |
ослабл. |
8 |
Тополь бз. |
47 |
2,25 |
ослабл. |
9 |
Берёза |
27 |
1,67 |
ослабл. |
10 |
Берёза |
27 |
1,59 |
ослабл. |
11 |
Вяз кр. |
47 |
3,85 |
усыхающ. |
15 |
Тополь бз. |
47 |
2,13 |
ослабл. |
Трасса М-51 «Челябинск-Новосибирск» |
||||
1 |
Берёза |
57 |
1,90 |
ослабл. |
12 |
Берёза |
57 |
1,73 |
ослабл. |
3 |
Сосна |
47 |
2,32 |
ослабл. |
5 |
Клён яс. |
47 |
3,96 |
усыхающ. |
2 |
Тополь бз. |
47 |
2,57 |
с. осл. |
Трасса А-21 «Мамлютка-Костанай» |
||||
4 |
Тополь бз. |
47 |
2,10 |
ослабл. |
13 |
Вяз кр. |
47 |
2,67 |
с. осл. |
14 |
Вяз кр. |
47 |
3,13 |
с. осл. |
По данным таблицы видно, что большая часть защитных полос имеет одинаковый возраст, но при этом существенно разнится их балл санитарного состояния. По прошествии порядка 50 лет с момента посадки, большая часть насаждений находится в ослабленном состоянии.
По средневзвешенным индексам видно, что посадки, состоящие из вяза крупнолистного и клёна ясенелистного имеют наихудший балл состояния, который варьируется от 2,67 до 3,96. Такие показатели характеризуют данные насаждения как сильно ослабленные, и в ближайшей перспективе переходящими в категорию усыхающие (вяз) и сухостойные (клён).
Балл санитарного состояния по насаждениям из тополя бальзамического варьирует в пределах от 2,01 до 2,57, что позволяет их отнести к категории ослабленные. Стоит отметить тот факт, что придорожные полосы, состоящие из данной древесной породы, будучи примерно одного возраста, имеют варьирование от наименьшего индекса до наибольшего в пределах 0,5 балла, такое отклонение может быть обусловлено различными факторами.
Как показывают результаты исследований, наиболее устойчивой породой является берёза, взяв во внимание тот факт, что берёзовые посадки на ПП 1 и 12 по возрасту двукратно превышают аналогичные насаждения на ПП 9 и 10, балл санитарного состояния варьирует в пределах 1,59 – 1,90, что позволяет отнести их к категории ослабленных, хотя тут нужно отметить, что они расположены на разных трассах и имеют ряд различных конструктивных особенностей. Однако в целом, с учетом близости расположения автомагистрали и вследствие «нагрузки» на данные защитные насаждения, и в сравнении с другими породами, такое состояние берёзовых насаждений можно считать условно удовлетворительным.
Наглядно, результаты оценки санитарного состояния пробных площадей представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Санитарное состояние придорожных защитных лесных полос (по 6 категориям)
Проанализировав данные санитарного состояния придорожных ЗЛП, касательно их структуры и состава, можно сделать следующие выводы:
1. Все придорожные ЗЛП на территории районов исследования находятся в угнетенном состоянии, подтверждает это средневзвешенный индекс их состояния по каждой ПП.
2. Из всех древесно-кустарниковых пород, применяемых в защитном лесоразведении на территории районов исследования, наиболее устойчивыми оказались коренные виды, т. е. - берёзовые посадки.
3. К категориям «сильно ослабленные» и «усыхающие» относятся ЗЛП, состоящие из вяза крупнолистного и клёна ясенелистного, причем, в ближайшей перспективе (без проведения лесохозяйственных мероприятий) ПП 5 и 11 перейдут в категорию «сухостой», что в свою очередь приведет к их полному выпаду из агролесомелиоративного каркаса территории.
В связи с таким неудовлетворительным состоянием системы ЗЛП необходимо наметить комплекс мероприятий по реконструкции и сохранению данных насаждений.
Библиографический список
1. ОСТ 56-69-83 «Площади пробные лесоустроительные». – М.: Изд-во стандартов, 1983. – 20 с.
2. Нагимов З. Я. Таксация леса : учебное пособие / З. Я. Нагимов, И. Ф. Коростелёв, И. В. Шевелина. – Екатеринбург: УГЛТУ, 2006. – 300 с.
3. Правила санитарной безопасности в лесах (утв. приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 24 декабря 2013 г. № 613).