ОПЕРАТИВНЫЙ КОНТРОЛЛИНГ: МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОПЕРАТИВНЫЙ КОНТРОЛЛИНГ: МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ

Семеленова Л.О. 1
1Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Оперативный контроллинг координирует процессы оперативного планирования, контроля, учета и отчетности на предприятии при поддержке современной информационной системы.

Основным направлением оперативного контроллинга является предоставление методической, информационной и инструментальной поддержки руководителям предприятий для достижения запланированного уровня прибыли, рентабельности и ликвидности в краткосрочном периоде [1].

Инструменты оперативного контроллинга.

  1. ABC-анализ - помогает сравнивать показатели в натуральном и стоимостном выражении. Деятельность менеджеров на всех уровнях должна быть исследована с использованием анализа - ABC. В этом анализе предполагается, что время, затраченное на работу, не соответствует значимости этой работы.

ABC-анализ с точки зрения оценки важности задач приведен на рисунке 1.

A-задачи – самые важные и срочные. Эти задачи необходимо решать немедленно и только тем лицом, которого они косаются. A-задачи тесно связаны с другими задачами, поэтому неспособность выполнить эти задачи вовремя приведет к провалу других. Ранг этих задач является самым высоким.

B-задачи – так же имеют высокий уровень важности и срочности. Их следует решать сразу после выполнения A-задач, но их выполнение уже можно передать компетентным сотрудникам.

C-задачи – представляют повседневную работу. Эти задачи вносят незначительный вклад в достижение целей предприятия. C-задачи должны быть делегированы, чтобы иметь больше времени для важных задач.

Рис. 1 – График зависимости

А — наиболее важные, 75 % — значимости; 5 % — время выполнения

В — средняя важность, 20 % — значимости; 20% — время выполнения

С — наименее важные, 5 % — значимости; 75 % — время выполненияВ зависимости от цели анализа может быть выделено произвольное количество групп. Чаще всего 3, редко 4-5 групп.

  1. XYZ-анализ – лучший инструмент принятия решения в области закупок (дает информацию о материалах, классифицированных по структуре потребления).

Информацию можно представить в виде графиков.

Рис. 2- График XYZ-анализа

Результатом XYZ—является группировка ресурсов по трем категориям [3].

Таблица 1-XYZ-анализ структуры потребления

Материал

Структура потребления

X

Потребление постоянного характера

Y

Тенденция к повышению или понижению потребления, либо оно сезонно

Z

потребление разового характера

Таблица 2-Мероприятия по закупке

Материал

Условия закупки

X

Синхронно по процессу изготовления

Y

Создание запасов

Z

Индивидуальные заказы по закупке

Таблица 3–XYZ-анализ по точности прогноза.

Материал

Точность прогноза

X

Высокая

Y

Средняя

Z

Незначительная

  1. Функционально-стоимостной анализ (ФСА) – исходя из правил инновационного процесса, подходит для решения сложных экономических и технических проблем. Он направлен на изучение функций определенных объектов (товаров и процессов) с целью снижения затрат и получения эффективности.

  2. Анализ безубыточности (маржинальный анализ). Точка безубыточности - минимальный уровень производства или другой вид экономической деятельности, при котором сумма выручки от продажи произведенного продукта, услуги равны производству и обороту этого продукта. Анализ значений в точке безубыточности нацелен на определение критического значения, которое показывает, когда доход покрывает общие затраты предприятия.

  3. Бюджетирование. Его можно определить как процесс разработки оптимальных направлений использования доходов и расходов в рамках текущей финансово-хозяйственной деятельности и рассчитанных на определенный период времени. В то же время бюджетирование охватывает разработку бюджетов, организацию его прогресса и мониторинг его реализации. В основе бюджетирования лежит общий бюджет, который является планом работы, координируемым во всех подразделениях компании в целом. Он состоит из операционного и финансового бюджетов, состав которых определяется компанией. Рассмотрим, что можно включить в эти бюджеты.

Операционный (текущий) бюджет:

  • Бюджет продаж;

  • Производственный бюджет;

  • Бюджет производственных запасов;

  • Бюджет закупок: бюджет общепроизводственных расходов;

  • Финансовый бюджет: бюджет капитальных затрат (инвестиционный бюджет);

  • Бюджет движения денежных средств;

  • Прогнозный баланс.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что составление бюджета является очень важным инструментом оперативного контроллинга, поскольку позволяет нам заранее оценить эффективность управленческих решений, оптимальное распределение ресурсов и сравнить затраты при разработке инновационного проекта.

  1. Анализ сумм покрытия [2].

При вычислении сумм покрытия различаются переменные и постоянные затраты. Переменные в связи с производством и сбытом продукции. Эти затраты могут быть списаны на продукцию в соответствии с принципом причинности.

Постоянные затраты - это издержки на обеспечение готовности к производству. Они появляются независимо от того, был ли произведен продукт и в каком количестве. Поэтому невозможно включить фиксированные затраты на готовые изделия.

Переменные затраты зависят от объема выпуска и прямо пропорциональны изменению загрузки производственных мощностей. Постоянные затраты, на оборот, не учитываются как затраты на продукцию.

Размер покрытия - разница между доходами от продаж и переменными расходами. Прибыль возникает в случае, когда накопленные суммы покрытия по всей проданной продукции больше, чем постоянные затраты фирмы.

Можно сделать вывод о том, что для проведения оперативного контроллинга на предприятие, есть множество инструментов, которые обеспечивают менеджеров фирмы той информацией, которая способствует достичь запланированных целей.

Список литературы:

  1. Банникова Н.В. Основы организации контроллинга на предприятии [Электронный ресурс] : учебное пособие / Н.В. Банникова, О.М. Лисова, Д.О. Грачева. — Электрон. текстовые данные. — Ставрополь: Ставропольский государственный аграрный университет, 2013. — 64 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/47329.html

  2. Буреш О. В., Гербеева Л. Ю., Солдатова Л. А., Чигрова Н. В. Бизнес-Контроллинг [Электронный ресурс]. — Электрон. текстовые данные. — Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2013. — Режим доступа: http://www.rumvi.com/products/ebook/бизнес-контроллинг

  3. Жакевич А. Г. Формирование эффективной системы контроллинга в промышленных организациях. [Электронный ресурс]. — Электрон. текстовые данные. — Москва : Международный институт экономики и права, 2016. — Режим доступа: http://www.ipr-ras.ru/theses/zhakevich/thesis-zhakevich.pdf

Просмотров работы: 419