РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ: ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ АСПЕКТ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ: ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Крестниковская Е.Г. 1, Купцова М.А. 1
1ФГБОУ ВО "Ивановский государственный политехнический университет" Иваново, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Разработка стратегии развития строительной отрасли Ивановской области: организационно-технический аспект

Строительный комплекс относится к числу ключевых отраслей и во многом определяет решение социальных, экономических и технических задач развития всей экономики. Строительство как отрасль экономики участвует в создании основных фондов, их расширенном воспроизводстве для всех отраслей национального хозяйства, обеспечивая тем самым общее экономическое развитие страны и региона в частности.

Продукцией (товаром) в строительной отрасли являются законченные и введенные в эксплуатацию объекты, и предприятия: заводы и фабрики, железные и автомобильные дороги, электростанции, гидротехнические сооружения, порты, жилые дома и другие объекты, образующие основные фонды для всех отраслей национального хозяйства. Строительство естественным образом связано с остальными отраслями экономики не только участием в их развитии, но и потреблением их конечной продукции. Строительная отрасль призвана осуществлять обновление на современной технической основе производственных фондов, развитие, совершенствование социальной сферы, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение производства материальных благ.

Всё это обуславливает важность данной отрасли. Положительно развитие строительной отрасли будет благоприятно отражаться на экономике, обеспечивая приток финансовых средств. Поэтому необходимо создать условия для развития, а также поддержания состояния строительной отрасли на надлежащем уровне. Принятие решений должно осуществляться на основании актуальной информации о ситуации в регионе.

Разработка стратегии, содержащей анализ данных о состоянии строительства, а также информацию о существующих проблемах застройщиков, заказчиков, потребителей и других участников строительства, существенно облегчит выбор одного из предполагаемых путей развития, учитывая особенности региона и финансовое положение. На данном этапе уже создана стратегия, предполагающая развитие отрасли на федеральном уровне до 2030 года.

Стратегия инновационного развития строительной отрасли Российской Федерации до 2030 года разработана Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, национальных объединений в сфере инженерных изысканий, проектирования и строительства, научных и образовательных организаций в рамках исполнения пункта 2 протокола заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России от 4 марта 2014 года №2 в соответствии с законодательными актами и иными документами, приведенными в (Приложении А документа стратегии)

В результате которой должны быть достигнуты следующие результаты:

- создание безопасной и комфортной среды жизнедеятельности граждан Российской Федерации, обеспеченной высокими стандартами проживания, эффективными финансово-экономическими, техническими, организационными и правовыми механизмами;

- сохранение или увеличение доли строительной отрасли в валовом внутреннем продукте, федеральном и региональном выпусках товаров и услуг;

- увеличение производительности труда в строительной отрасли в два раза к 2030году;

- повышение интегрального индикатора результатов развития строительной отрасли - индекса качества градостроительной среды до среднеевропейского уровня;

- достижение всех целевых показателей развития строительной отрасли в Российской Федерации на долгосрочный период, предусмотренных Стратегией.

Строительная отрасль, как и российская экономика в целом находятся перед долговременными системными вызовами, отражающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития. Эти вызовы обусловили необходимость разработки стратегии развития строительной отрасли, включая ее инновационную составляющую на период до 2030 года.

Первый вызов - усиление глобальной конкуренции.

Второй вызов - новая волна технологических изменений, усиливающая роль инноваций. Формируется новая технологическая база, основанная, в том числе на использовании биотехнологий, информатики и нанотехнологий.

Третий вызов - возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития.

Четвертый вызов - исчерпание потенциала экспортно-сырьевой модели экономического развития России вследствие неустойчивой конъюнктуры мирового рынка энергоносителей, и необходимость переориентации финансирования с бюджетного на инвестиционное, включая, в первую очередь, привлечение средств населения.

В качестве пятого вызова необходимо учитывать наличие высоких административных барьеров, искусственный дефицит земельных участков недостаточное развитие транспортной и инженерной инфраструктур, а также дефицит квалифицированных инженерных и рабочих кадров.

Стратегия определяет приоритеты и основные направления государственной политики в строительной сфере (инженерные изыскания, проектирование и строительство), задачи, мероприятия и целевые показатели развития строительной отрасли в Российской Федерации на период до 2030 года, включая ее инновационную составляющую.

На основании вышеперечисленных проблем должна быть разработана стратегия на региональном уровне, учитывающая специфику региона и существующие в регионе проблемы. На данном этапе внедрения стратегии федерального уровня можно сказать, что не во всех областях были разработаны стратегии либо они уже устарели и требуют значительной доработки с учетом экономической ситуации. Что касается Ивановской области в целом то у нас существует стратегия развития строительной отрасли до 2010 года, которая уже не актуальна, так же существует Стратегии социально-экономического развития Ивановской области до 2020 года, которая описывает ситуацию в целом, поэтому возникает необходимость в подробном описании ситуации и проработка плана действий, приводящих в последствии к значительному прогрессу в отрасли строительства Ивановской области.

Согласно методическим рекомендациям по подготовке стратегий развития отраслей экономики существуют основные этапы создания стратегий (Слайд 2):

  1. Анализ текущего состояния отрасли экономики

  2. Определение целей и задач

  3. Определение направлений решения системной проблемы

  4. Определение и оценка рисков реализации направлений решения системной проблемы

  5. Определение последовательности решения задач, этапы и сроки реализации стратегии

  6. Определение перечня мероприятий для решения задач Стратегии

  7. Определение способов финансирования Стратегии

  8. Мониторинг и контроль реализации Стратегии

На основании этого перечня был произведен анализ на Макро- и Микро- уровнях.

Анализ финансово-экономического состояния строительного комплексаМакроэкономический анализ

В составе строительного комплекса Ивановской области работают более 2305 подрядных организаций, из них 47 крупных и средних, 165 малых и 2092 микропредприятия по данным на 1 января 2016 года.

Можно отметить, что количество строительных организаций в 2015 году увеличилось на 29,6% по сравнению с 2014 годом.

Объем инвестиций в строительный комплекс Ивановской области за последние 3 года сильно уменьшился, а именно с 214,8 до 21 млн. руб., а это 90% (данные на 2015г.). Так же и объем инвестиций в основной капитал в 2016 году в 2,43 раза меньше чем в 2014 году, что видно на диаграмме 1 и диаграмме 3.

Объем оборота строительных организаций. Состояние ОФ.

Оборот по совокупности всех видов экономической деятельности в Ивановской области в промежуток с 2012 по 2014 год стабильно увеличивался, однако в 2015 году объем средств стал меньше, при этом доля строительства в общем обороте 4% и на протяжении анализируемого периода колеблется в промежутке от 4,5 до 5%. Наибольшую часть ОФ строительных организаций составляют машины и оборудование, а именно 48% от общего количества организаций. На 2015 год износ основных фондов составляет больше половины - 56%. При этом наибольшую степень износа имеют транспортные средства, и на 2015 год составляют 65,3%, а так же машины и оборудование -64,9%.

С каждым годом процент износа по видам ОФ растет. Так по направлению транспортные средства степень износа к 2015 году снизилась, но составляет большую часть изношенных фондов. Удельный вес полностью изношенных основных фондов с каждым годом также увеличивается.

Объемы работ по строительству

В целом по Центральному федеральному округу наблюдается стабильное увеличение объемов работ. Данные статистики за 2016 показывают, что Ивановская область составляет 0,17% в общей доле объемов работ ЦФО.

Среди сравниваемых областей, а именно среди Костромской, Рязанской, Нижегородской, Ярославской и Брянской областями, Ивановская область занимает 5 место по объему работ, на первом месте – Ярославская область, с объемом работ вдвое большим. В период с 2012 по 2015 год наблюдался прирост, однако в 2016 показатель снизился и стал ниже, чем в 2014 году.

Предприятия стройиндустрии и промышленности строительных материалов

Анализ направлений обрабатывающих производств строительных материалов Ивановской области, показал, что наибольшее количество предприятий занято в области металлургического производства и производства готовых металлических изделий. В общем производство разделяется на 6 основных направлений. Строительная индустрия и промышленность строительных материалов – важнейшая подотрасль строительного комплекса, в нее входят около 154 предприятий. (Диаграмма 6.)

На 2014 год строительство находилось на 3 месте производства ВРП- 4,8%. Первое место занимали обрабатывающие производства, второе – оптовая и розничная торговля (15,4%). В 2015 году ситуация изменилась, и первое место заняла торговля – 25%, а строительство занимает 9 место, лишь 3% от всего ВРП региона.

За 2016 год в Ивановской области было построено 176,8 тыс кв. м жилых домов, из сравниваемых регионов – последнее место. В объеме ввода жилья доля Ивановской области за 2016 год составляет 0,74% в масштабе ЦФО и 0,23% в масштабе РФ. Лидирует Нижегородская область - 1271,7 тыс. кв.м. За период с 2012 по 2014 наблюдается незначительный прирост темпов ввода в действие жилых домов, в 2015 году наибольшее значение показателя, однако в 2016 году его значение увеличилось в 1,47 раза

Сравнительный анализ средней стоимости строительства 1 кв.м показал Нижегородская область лидирует не только по объему строительства жилых домов, но и по средней стоимости квадратного метра жилья. Данные по Ивановской и Брянской областям говорят о том, что стоимость строительства здесь самая низкая. По сравнению с РФ дешевле на 9296 руб, с ЦФО на 10131 руб.

На диаграмме 10 продемонстрировано ранжирование по убыванию стоимости строительства 1 кв. м в различных областях.

В течение анализируемого периода большая часть объема работ выполнялась частными подрядными организациями: в 2015 году объем выполненный ими увеличился в полтора раза по сравнению с 2012 годом.

В период 2012-2016 было построено и введено в эксплуатацию 991,7 км газопровода, 41,7 км водопроводной сети, 3,1 км канализации, 3,7 км теплоснабжающих сетей.

1.1.2.Жилищное строительство

  • Жилищный фонд Ивановской области составляет 25994 тыс. кв. м по данным на 2015 г. Структура жилищного фонда включает в себя: муниципальный — 8,32 %, государственный — 2,14%, частный — 89,5%.

  • Как на первичном, так и на вторичном рынке в анализируемый период заметен рост цен за 1 кв.м, причем наибольшее изменение цены происходит на вторичном рынке

Основная доля ввода в действие жилых домов приходится на г. Иваново, затем следует г. Кохма, наименьшая площадь ввода жилых домов в действие по г. Вичуга. Среди муниципальных районов лидирует Ивановский и Приволжский,

По данным на 2015 год 15858 семей нуждаются в улучшении жилищных условий, из них 65% состоят на учете более 10 лет. Число нуждающихся колеблется в пределах 15197-15858 семей, значительного улучшения этого положения не наблюдается. Диаграмма 12.

Наблюдается увеличение ветхого и аварийного жилого фонда.

В 2016 году площадь отремонтированных жилых помещений составила 162287,3 кв.м, из них отремонтированных квартир 3347 кв.м.

Количество многоквартирных домов, требующих капитального ремонта на конец 2016 г. – 319, количество граждан, улучшивших свои жилищные условия в результате капитального ремонта 2928 человек.

Жилищный фонд на конец 2016 составляет 26248 тыс. кв. м.

Строительная индустрия и промышленность строительных материалов – важнейшая подотрасль строительного комплекса, в нее входят около 154 предприятий.

Основной ассортимент производимой продукции в Ивановской области подразделяются на следующие категории, которые представлены в таблице 2. Здесь преимущественно наблюдается тенденция к увеличению производства. В 2015 году происходило снижение объемов производства по некоторым направлениям. Объем производства оконных и дверных блоков, снизился на 35,3%; конструкций и деталей сборных железобетонных снизился на 49.5%, а также снижение производства стеновых материалов на 7,6%.

Уменьшение объема производства конструкций и деталей сборных железобетонных, привело к повышению цены на бетон товарный на2.2%, повышению цены на цемент на 27,27%, при этом цена на раствор товарный снизилась на 10,9%и на песок на 15,5%.

Динамика изменения уровня цен промышленного производства в регионах:

На 2015 год Ивановская область занимает последнее место среди сравниваемых областей по изменению уровня цен промышленного производства, это значит, что цена на производство строительных материалов не только уменьшилась в 2015, но и была меньше по сравнению с другими областями. Самое дорогостоящее производство находится в Брянской области, за 2015 год его стоимость увеличилась на 11,4%, при том что в других областях произошло снижение цены либо незначительный рост.

Одним из результатов на данном этапе исследования состояния строительного комплекса Ивановской области является SWOT-анализ, который включает сильные и слабые стороны региона, а так же его потенциальные возможности. Анализ был составлен на основании сопоставления статистических данных по годам, а так сравнения с соседними областями. Так же учитывалась информация, полученная от крупных застройщиков на официальных совещаниях в департаменте строительства и архитектуры Ивановской области.

Сильные стороны

Слабые стороны

  1. Выгодное экономико-географическое положение Ивановской области

  1. Низкий уровень инвестиционной активности населения области- несоответствие уровня покупательной способности населения и ценовой политики рынка

  1. Научно-технический потенциал, наличие инжиниринговых центров. Высокий потенциал научно- исследовательской базы.

  1. Высокая степень износа основных фондов строительно-монтажных организаций и предприятий, производящих строительные материалы

  1. Программно-целевое финансирование.

  1. Дорогостоящее подведение коммуникаций к застраиваемым участкам.

  1. Совершенствование управления специальными жилищными программами с использованием ипотечного кредитования

  1. Дорогостоящие ипотечные кредиты для населения

  1. Подпрограмма Создание условий для развития рынка доступного жилья, развития жилищного строительства, в том числе строительства жилья экономического класса, включая малоэтажное строительство

  1. Недоверие дольщиков к застройщикам

 
  1. Наличие частного сектора в центре города

 
  1. Выпускники Ивановских ВУЗов по полученным специальностям более востребованы за пределами Ивановского региона

 
  1. Дефицит кадров рабочих специальностей

 
  1. Слабая заинтересованность работодателей в повышении квалификации работающих.

 
  1. Низкая инновационная активность предприятий

 
  1. отсутствие механизмов привлечения частных инвестиционных и кредитных ресурсов в строительство и модернизацию коммунальной инфраструктуры

 
  1. непрозрачные и обременительные для застройщика условия присоединения к системам коммунальной инфраструктуры.

 
  1. Недостаточное производство строительных материалов в области

 
  1. Преимущество привозных строительных материалов перед местными для застройщиков

 
  1. «Монополии» коммерческих ресурсоснабжающих организаций

Возможности (Слайд 19)

Угрозы

  1. Перенос частного сектора за пределы центра города

  1. Риск сокращения спроса на жилищное строительство и темпов его роста вследствие возможного ухудшения экономической ситуации.

  1. Обеспечение роста объемов жилищного строительства за счёт реализации

«Обеспечение доступным и комфортным жильем, объектами инженерной инфраструктуры и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Ивановской области»

  1. Риск потери конкурентоспособности и банкротства предприятий строительного комплекса.

  1. Увеличение покупательной способности граждан

  1. Угроза оттока и невосполнения численности подготовленных специалистов.

  1. Реализация среднесрочных и долгосрочных мероприятий стратегий развития отраслей экономики

Ивановской области, обеспечивающих рост спроса строительства.

  1. Резкое ослабление государственного регулирования инвестиционно-строительного процесса может привести к ухудшению качества строительства.

  1. Комплексное освоение территорий

  1. Риски снижения темпов роста экономики области, сокращение спроса предприятий и инвесторов на капитальное строительство.

  1. Перенятие опыта соседних регионов по внедрению различных механизмов приобретения жилья населением

  1. Уменьшение количества этапов при выдаче кредитов предприятиям

  1. Возможность деприватизации ресурсоснабжающих организаций, для упрощения и удешевления процедуры подключения к инженерным коммуникациям.

  1. Создание оператора, регулирующего отношения между застройщиками разных профилей для последующего создания полноценных районов со всеми видами инфраструктур

  1. Эффективное использование муниципальных земель, находящихся в черте города

  1. Изъятие из собственности нерационально использующихся (не по назначению) земельных участков и изменение их категории (при необходимости) для застройки

На данном этапе исследования можно сделать следующие выводы:

  1. Существует разрозненность данных статистики, отсутствуют некоторые показатели за 2015-2016 годы, что препятствует составлению точного описания ситуации на данный момент.

  2. Значительно снизился объем инвестиций в строительный сектор, что может быть связано с низкой инвестиционной привлекательностью региона, недоверием потенциальных потребителей продукций (низкая покупательная способность внутренних инвесторов, низкая активность инновационной деятельности)

  3. Основные фонды: ТС, оборудование и строительные машины имеют износ более 50%

и значение коэффициента обновления падает за исследуемый период.

  1. По сравнению с соседними регионами Ивановская область отстает как по общему объему работ по виду деятельности «Строительство» так и по строительству жилых объектов;

  2. Наблюдается существенное снижение производства строительных материалов в регионе в период с 2015 года.

  3. Экспорт товаров строительных материалов занимает 55,5% от общего объема экспорта продукции

  4. В период с 2013г. по 2016г., наблюдается рост предприятий в сфере промышленного производства, что свидетельствует о заинтересованности инвесторов в развитии данного направления.

Тем не менее у Ивановской области есть не реализованные на данный момент возможности, которые были представлены в свот-анализе.

На следующем этапе исследования будут предложены варианты дальнейших действий по улучшению состояния отрасли и расчет их экономической эффективности. А также более подробно проработана методология составления стратегий развития, понятийный аппарат.

Просмотров работы: 276