СИНТЕЗ НАУЧНОГО И ТВОРЧЕСКОГО ПОДХОДОВ В ДИЗАЙНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

СИНТЕЗ НАУЧНОГО И ТВОРЧЕСКОГО ПОДХОДОВ В ДИЗАЙНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Дизайн всегда был сложен в своей идентификации, история его исследований практики показывает, что дизайн всегда искали на границе сакрального и профанного, искусства и техники, богатства и бедности. Любопытное определение дал дизайну Стив Джобс: «Некоторые люди думают, что дизайн — это то, как что-то выглядит. Но, конечно же, если вы посмотрите глубже, дизайн — это то, как что-то работает» [5].

В словарях design переводится и как замысел, план, цель, и как, проект, чертеж, и как проектирование, конструирование как эскиз, рисунок, и даже произведение искусства. Емкость этого термина отражает обыденный и научный, технический и художественный аспекты значений данного термина. В нем отражен реальный синтез науки и практики, техники и искусств в разносторонней дизайнерской деятельности. Она, в свою очередь, состоит из научного, технического и художественного творчества, поэтому визуальный язык дизайнерской формы образовывается и развивается в процессе художественного и научно-технического творчества.

Художественное творчество в дизайне связано с рациональным, конструктивным творчеством. Хоть мера его составляющих различна, такое соотношение является определяющим. Продуктом дизайнерской деятельности становятся вещи, имеющие разный уровень художественной и практической ценности. Дизайнер разрабатывает визуальное решение формы. Таким образом его деятельность связана с образным мышлением. Это обуславливало переход дизайна к проектированию, он стремился к выработке строгости, высчитыванию дизайнерских решений, что противопоставляло дизайн искусству и сближало с техникой.

Традиционный дизайн трансформировался и активно развивался в условиях постоянных инноваций. Профессия переместилась из изобразительной сферы в мыслительную. Прогнозирование конкретных форм сменилось разработкой возможных сценариев развития общества. Более концептуальным стал характер представления информации, вплоть до имитации знакомых форм прошлого, хотя в абсолютно непривычных ситуациях. В наше время понятия «инновация» и «футуродизайн» стали синонимами. Дизайн не вещей, а мышления, создает не сам товар, а будущее.

Жизнь людей изменяют инновации, зарождаемые данным видом творчества, внедряя в нее новые тенденции и позволяя прогнозировать будущее и вносить в него перемены к лучшему. Благодаря работам функционалистов, за дизайном в первой половине второго тысячелетия, признается возможность переустройства мира посредством расчета. Развитием техники и появлением новых технологий было обусловлено профессиональное становление дизайна. Заговорить о дизайне, как о системном виде творческой деятельности, позволили особенности развития дизайна во второй половине XX века.

Основной целью которой служит функциональная организация внешней среды, в том числе предметной, коммуникативной, политической, эстетической и т п. Сам предметный дизайн образовывался поэтапно, где первый этап - развитие дизайна, этап привязанный к конкретным объектам (промышленным изделиям, книжно-журнальной продукции и т.п.), их созданию и применению. Дизайн межпредметной связи (нон-дизайн, системный дизайн, арт-дизайн) - второй уровень, включающий три составляющих технической эстетики, конструирование и проектирование. Синтезом научных и проектных исканий в этот период стало «проектное прогнозирование», предсказательная способность которого дополнила научное предвидение, а творческий потенциал обогатил проектную культуру. Появлению прогнозирования способствовали исследования общекультурных и социальных процессов, сосредоточенных на качественных изменениях жизни, и их влияние на развитие сферы дизайна. А вот продукты проектного прогнозирования этого периода были классифицированы по степени их научной обоснованности [1].

Одним из следствий развития прогнозирования стало особое направление творческой деятельности, определяющее возможные тенденции изменения потребительских качеств и визуальных образов объектов, перспектив развития образа жизни называющееся футуродизайном. Буквально он означает «дизайн будущего» и «разработка грядущего». Футуродизайн прогнозирует и стимулирует процессы развития технологий. Еще одним уровнем на который пытается выйти современный дизайн-мега дизайн человека. Потребность каким-либо образом стимулировать сбыт товаров способствовал возникновению направления.

Научно-технический прогресс обеспечивал удовлетворение потребностей человека, способствовал изменению цивилизации в обслуживание человека, дал возможность преобразовать весь производственный процесс и всю жизненную среду в средства общественного развития человека, в средства культивирования его способностей. [3]А в решении социально актуальных задач защиты окружающей природной среды (и самих людей) от последствий ее загрязнения отходами техногенной цивилизации и нарушения экологического равновесия в биотехносфере является экологический дизайн. Экологический дизайн – это создание экологически целесообразной среды обитания человека. «Сегодня «экологический» дизайн – это укрепление принципов экологической этики и настроенность на гармонизацию отношений человека с окружающим миром».

Любые предметы, которые связаны с деятельностью человека могут стать объектами дизайна. Новые технологии, решение технических и организационных вопросов, применение методов и средств экодизайна – путь к экологической устойчивости и повышению качества жизни. [4] Этому способствуют и эксперименты в области переработки дешевых и вторичных материалов, открывая новые горизонты для дизайнеров, стремящихся создать красивые, удобные и безопасные для экосистемы вещи [2]. Целенаправленным использованием в инновационном дизайн-проектировании закономерностей и методов эвристики, известен кибернетика-эвристический дизайн. Использование широких возможностей информационных технологий, соответствующей компьютерной техники и специфического дизайнерского программного обеспечения, направлено на развитие этого направление. Ориентирован на формирование качественно новых методов и средств развития творческой фантазии, изобретательности дизайнеров, обогащение их проектной культуры, расширение ее горизонтов в целях наиболее эффективного генерирования оригинальных и перспективных новаторских дизайн-концепций, и художественно-конструкторских предложений. [5,6]

В заключение необходимо отметить, что в XX веке художники формируют новое визуальное мышление, новое видение предметного мира. Искусство обогащает дизайнеров в творческом плане, способствует повышению их эмоционального заряда и дизайнерского мышления. Разнообразные направления искусства XX века, занимающиеся поиском новых форм освоения мира, оказывают влияние на развитие дизайна в области формообразования. Исследователи современного искусства и дизайна отмечают, что изменения в представлениях о картине мира, связанные с развивающейся наукой и техникой во втором тысячелетии, повлияли на пластические виды искусства, трансформировали изобразительную структуру.

Библиографический список.

  1. Эстетические проблемы дизайна: тезисы Всесоюзной конференции/ редактор Р.А. Колечко. - Свердловск: Уральский филиал ВНИИТЭ, 1977.

  2. Шитикова И.Б. Экологическая ориентация дизайна в перспективах развития современной науки и техники. /Современные наукоемкие технологии, 2007, № 1.

  3. Наука и жизнь. 2000, №5

  4. Визуальная культура и мышление в дизайне: методические материалы/ В.Ф.Колейчук [и др.]. – М.: ВНИИТЭ, 1990.

  5. http://cheloveknauka.com/dizayn-kak-faktor-nauchno-tehnicheskogo-progressa#ixzz4ynfJ7EmJ

  6. http://cheloveknauka.com/proektnoe-prognozirovanie-v-dizayne#ixzz4ynk4AHBd

Просмотров работы: 144