Психику и поведение человека невозможно понять без значения его природной и социальной сущности. Из-за этого изучая психологию, предполагается знакомство с особенностями биологии человека, знанием строения и функционирования его центральной нервной системы.
Сам термин «психология» впервые появился в XVI веке. Изначально он был прикреплён к науке, занимающейся изучением, называемых в то время душевными, или психическими явлениям, которые индивид осознавал в результате самонаблюдений. Психология переводится с древнегреческого, как "psyche" - душа, "logos" - наука, учение, то есть психология - это "наука о душе". С начала XVII-XIX веков сфера исследований психологии значительно увеличивалось, теперь она включала в себя деятельность человека и неосознаваемые психические процессы, т.е. бессознательное.
И только с XIX в. психология стала позиционировать себя как самостоятельную и экспериментальную область научных знаний. Со временем психологические исследования увеличили область своего изучения. В связи с этим термин «психология» отчасти утратил свой первоначальный, достаточно узкий смысл.
Область изучаемая психологией охватывает разнообразные процессы, свойства и состояния индивида, которые имеют разные степени сложности — от элементарного несоответствия отдельных признаков объекта, воздействующих на органы чувств, до борьбы мотивов личности. Некоторые из этих явлений на сегодняшний день достаточно хорошо исследованы, а изучение других сводится лишь к простой фиксации наблюдений. Некоторые утверждают, что абстрактное и обобщенное описание изучаемых явлений и их связей - это уже и есть теория. Однако на этом теоретическая работа не заканчивается, она включает также интеграцией и сопоставлением накопленных знаний, их систематизацию и многое другое. Конечной целью изучения является раскрытие сущности изучаемых явлений полностью.
В настоящее время прослеживается активное развитие психологической науки, изучающее огромное количество практических и теоретических задач, встающихся перед нею. За последнее десятилетие значительно увеличился фронт психологических исследований, образовались новые научные дисциплины и направления. Сменились понятия психологической науки, постоянно появляются новые концепции гипотезы, в психологии появляются новые эмпирические данные. Б.Ф. Ломов в книге «Методологические и теоретические проблемы психологии», давая определение современному состоянию науки, указывает, на то, что сегодня резко возрастает потребность в дальнейшей (и более глубокой) разработке методологических проблем психологической науки и ее общей теории.
Психологическая наука разделяется на множество отраслей, являющихся относительно самостоятельно развивающимися направления научных исследований. Кроме того их также можно разделить на прикладные и фундаментальные, специальные и общие. Можно выделить основные и часто встречаемые отрасли психологии: общая, социальная, инженерная, военная, юридическая, генетическая, медицинская, педагогическая, психодиагностика, психотерапия, возрастная, психология труда, психология управления психофизиология, дифференциальная патопсихология и прочая.
Общая психология дает научное объяснение общих методов и важнейших теоретических принципов психологии, характеризует основные научные понятия психологии. Именно результаты ее исследования в области общей психологии - являются фундаментальной основой развития всех разделов и отраслей психологической науки.
Интенсивно развивающейся областью человеческого знания является современная психология, т.е. тесно взаимодействующая с другими науками. Генетическая психология исследует наследственные механизмы поведения и психики, их зависимость от генотипа. Дифференциальная психология прослеживает и изучает индивидуальные различия способностей, поведения, деятельность людей, предпосылки данных различий и способы их организации.
Онтогенез разнообразных психологических качеств и психических процессов личности изучает возрастная психологи, которая так же делится на детскую психологию, психологию подростка, юности, взрослого и пожилого человека и геронтопсихологию.
Если изучать генетическую, дифференциальную и возрастную психологию вместе, то они являются научной основой для понимания законов психического развития ребенка.
Педагогическая психология исследует психологические закономерности воспитания и обучения. Медицинская психология объединила в себе целый ряд отраслей психологии. Отрасли, которые имеют дело с отклонениями от нормы в поведении и психике индивида. Она разделена на патопсихологию, которая изучает психические заболевания; нейропсихологию, которая изучает соотношение психических явлений с физиологическими мозговыми структурами; психофармакологию, которые изучают влияние лекарственных веществ на психическую деятельность человека; психотерапию, которая изучает и использует средства психического воздействия для лечения больного; психогигиену и психопрофилактику.
Практическое применение психологии огромное, в нее входят задачи разного масштаба - от рассмотрения личностных особенностей в быту, до коллективного бессознательного. Психологические аспекты, как и в любых глобальных проблемах, можно выявить в современности (борьба за сохранение мира, охрана окружающей среды, освоение космоса и прочее.) и в вопросах повседневной жизни людей (преодоление межличностных конфликтов, снятие эмоциональной напряженности и прочее).
Психология все еще молодая наука, которая активно развивается, имея за собой 1000-летнее прошлое, и, тем не менее, она вся еще в будущем. Существование психологии как самостоятельной науки начисляет лишь десятилетия, но ее основная проблематика известна еще от философской мысли со времен зарождения философии. Психология является переходом от неограниченного и разнородного описания явлений и их точному предметному определению, к возможности методической регистрации, экспериментального установления причинных связей и закономерностей, обеспечению преемственности своих результатов. Именно это делает ее обязательным элементом процесса дизайнерского проектирования.
Список источников
Ждан А.Н. История психологии. От античности до наших дней. - М., 2002.
Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. - М.: Академия, 2003.
Немов Р.С. Психология. - М., 1998.
Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии. - М., 2001.
Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии. - СПб., 2000.