АРТ-ДИЗАЙН КАК ФЕНОМЕН ИТАЛЬЯНСКОГО ДИЗАЙНА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

АРТ-ДИЗАЙН КАК ФЕНОМЕН ИТАЛЬЯНСКОГО ДИЗАЙНА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Арт-дизайн является молодым направлением дизайнерской деятельности. Его история начинается в 60–х годах прошлого века, когда в Западной Европе произошла смена эстетической парадигмы в условиях формирования культуры постмодерна. Его родиной считается Италия, в которой эстетические традиции всегда активно влияли на все сферы общественной жизни. В итальянском дизайне слом традиционной системы дизайнерского производства интенсивно выразился в 70–х годах. Он стал результатом глобальных изменений и переоценки духовных ценностей современного общества. Именно тогда и началась эра постмодернизма.

Демократическое равноправие пришло на смену строгой иерархии модернистского мироустройства. Постмодернизм собрал в себе множество мнений и вкусов, невиданное расширение границ дизайнерского творчества, предоставляя дизайнеру право на своеобразие и индивидуальность, а также право на экспериментирование в области формообразования.

Новое мировоззрение изменяло потребности общества. Раньше для общественного потребления хватало того, чем массовое производство снабжало население - привлекательными изделиями стандартизированного характера. Это связано с тем, что в целом изменяются критерии потребления. Такое значение «субъективного фактора» было воспринято итальянскими дизайнерами, и новые постиндустриальные тенденции были использованы в дизайне [1].

Термин арт-дизайн возник с появлением миланской группы «Алхимия» в 1976 году. Её создателями и активными членами были известные дизайнеры-экспериментаторы А. Мендини, А. Гуэррьеро, Э. Соттсасс, прославившиеся созданием выставок, где экспонировались эпатирующие публику своей необычностью интерьеры, мебель, светильники, объекты полиграфии. Представители группы «Алхимия» продвигали идею в развитии экспериментаторского подхода в дизайне, а именно превращения товаров обихода в объекты с эстетической нагрузкой. Итальянские дизайнеры обсуждали возможность перенесения в дизайн творческих принципов «высоких» искусств, возрождение так долго отвергавшегося декора.

Именно тогда сформировались отличительные черты арт-дизайна, к которым относятся:

- эклектичное и ироничное смешение различных стилей в одном объекте;

- неожиданные комбинации цвета и света с акцентом на яркие нарочито «вульгарные» цвета;

- применение признаков экзотических традиционных культур, ранее в дизайне не применявшихся;

- использование нестандартных материалов, в частности, недорогого пластика;

- высокое качество композиции, построенное на принципе преобладания технологии hand-made(сделано вручную) при создании объекта дизайна.

Феномен арт-дизайна является удивительным взаимодействием дизайна и искусства. Объекты арт-дизайна гармонично впитываются в художественное пространство, их показывают публике на мировых ярмарках современного искусства, так же становятся предметами коллекционирования и аукционных торгов и появляются в музеи дизайна, где выставляются дизайнерские объекты, как произведения искусства. Подтверждение этого утверждения можно найти в высказывании отечественного искусствоведа О. Вощук: «…воплощение средствами дизайна задачи искусства – такова суть бинома арт-дизайна. Важно отметить, что два основных ингредиента арт-дизайна - дизайн и искусство - не механически совмещаются, а взаимодействуют концептуально» [2].

Иными словами, арт-объекты живут на стыке дизайна и искусства, сочетая в себе два этих явления. Уникальность такого, бесспорно, художественного явления как арт-дизайн состоит в том, что объекты, формируются под влиянием изобразительного искусства, однако, не теряют своего утилитарного назначения.

Исследователи считают, что предшественником арт-дизайна был дадаизм и его лидер М. Дюшан. В начале прошлого века он начал развивать мысль о союзе искусства и рядовой бытовой вещи. Дадаизм повседневную вещь в насмешку общепринятым принципам создавал в жанре эпатажа. Это был очень смелый для того времени художественный жест. Следующим шагом в формировании арт-дизайна стало течение Ар Деко, популярное в 20-30-х годах. Ар Деко синтезирует множество стилей, таких как конструктивизм, модерн, футуризм, кубизм. Это стилевое направление создало девиз «искусство ради искусства».

Вместе с тем, арт-дизайн подражал поп-арту 50-х годов. Поп-арт продолжал эстетизировать внешний мир, поэтому в этом направлении из обыденных предметов создавались художественные произведения. Так обычные предметы превращались в символ, фетиш, обожествленный образ. Благодаря этому «переосмотру» предметы массового потребления стали считаться художественными. Именно поэтому теоретики поп-арта утверждали, что «…в определенном контексте каждый предмет теряет свое первоначальное значение и становится произведением искусства» [3].

Подводя итоги, хочется сказать, что арт-дизайн выступает, как некое переосмысление пространства. Современное искусство и арт-дизайн идут бок о бок друг с другом. Для арт-дизайна характерно создание исключительных произведений, проектирование образно-пластической художественной формы, претендующей на эксклюзивность. Арт-дизайн разрушает стереотипы, и обыденный классический образ становится произведением искусства. В результате появляются функциональные объекты, обладающие реальной художественной ценностью. Замечательный дуэт авангарда и промышленного дизайна создает феномен арт-дизайна.

Список литературы:

  1. Борев Ю.Б. Эстетика [Текст]: в 2-х т./ Ю.Б. Борев. - Смоленск : Русич, 1997 -Т2. - С.397

  2. Вощук О. «Постмодернисткая интерпретация арт-дизайна» / О. Вощук (http://www.artmechanics.com/articles.php?lng=ru&pg=34&ecran=1)

  3. Лаврентьев А.Н. История дизайна[Текст] / А. Н. Лаврентьев.- М.: Гардарики, 2006 - С. 260 - 261

Просмотров работы: 494