Дизайн, как и архитектура, заявил о себе, как не об изобразительном, а как о прикладном виде искусства. В переводе с английского языка слово "design" обозначает - проектировать, конструировать. Другими словами, суть этого термина состоит в проектировании, это процесс создания новых предметов, инструментов, оборудования, формирование предметной среды. Дизайн - новый вид художественно-конструкторской профессиональной деятельности, возникший в самом начале XX в. Его цель создание целостной эстетической среды жизни человека. Проектирование предметов, в которых форма соответствует их назначению, функциональна, экономична, удобна и при этом еще и красива, а предметом дизайнерской деятельности является создание гармоничной, содержательной и выразительной формы объекта, в которой отражается целостное значение его потребительной ценности.[4]Такое описание соответствует не только дизайну. Архитектура делает для человека то же самое, начиная с двадцатого века. До этого же экономичность и удобство было под вопросом. Вместе эти два вида искусства становятся автономными и им присваивают название – архитектонические искусства.
Архитектонические искусства существуют как самостоятельная группа искусств, служащих для удовлетворения эстетических запросов человеческого общества и ежедневных его потребностей. Это следует из самого понятия «архитектоника». Еще у древних греков– это строительное искусство, но в наше время термин претерпел изменения. Сейчас «архитектоника» – это построение художественного произведения, хоть данное определение часто применяют к слову «композиция».
Именно архитектоника формирует главное впечатление от восприятия объекта, а через цельность внешнего образа архитектоника выражает главную композиционную идею. Шопенгауэр писал: «Цель всех искусств одна – изображение идеи, и существенное их различие состоит лишь в том, какую степень объективации воли составляет изображаемая идея» [5]. А Власов Виктор Георгиевич в своих трудах написал следующее: «Можно представить себе человека, прекрасное тело которого – форма, в сиянии глаз – блеск души (все вместе – композиция), но в основе – скелет, каркас, функциональная структура (конструкция)» [1].
Таким образом, архитектоническая группа искусств наиболее приближена к человеку и выражает его духовные, культурные, эстетические и материальные запросы. В основе произведений архитектонических искусств лежат структура и строение, которые выражены в эстетическом, возведенном в художественный образ виде. Поэтому и архитектурное сооружение, и костюм, и интерьер, и предметы графического дизайна не могут быть истинно красивыми, если в них нарушена логическая связь между структурой, внешним видом и назначением.
Архитектоничность присуща всем видам искусствам, где пространственная структура образа несет хотя бы часть его архитектонической организованности. «В произведении живописи и скульптуры - пишет М.С. Каган - архитектоническая логика всегда подчинена логике изобразительной» [3]. В архитектуре и родственных ей искусствах архитектонический способ формообразования может выступать в «чистом» виде, без помощи изобразительных приемов, но может использовать элементы изобразительности (античная архитектура, ампирная мебель и прочее). Но в этом случае изобразительность подчиняется архитектурной форме. В сфере изобразительных искусств происходит похожее движение. Например, развитие живописи в конце XIX - начале XX веков: импрессионизм, постимпрессионизм, поп-арт и т. д. Нарастание декоративности в изобразительной знаковой системе приводит к совмещению изобразительных и неизобразительных знаков, т. е. к синтезу изобразительных и архитектонических искусств. Таким образом, строение пространственных искусств и изобразительных имеют одинаковую схему.
В середине 50-х гг. Вальтер Гропиус имел уже основания заключить: «Я думаю, нынешнюю ситуацию можно обобщенно выразить так: произошел разрыв с прошлым, сделавший нас свидетелями нового типа архитектуры, соответственно технической цивилизации того века, в котором мы живем».[2] Прежде архитектор был «мастером ремесел», сегодня он должен стать «художником-конструктором», своего рода дизайнером, ибо «понятие «дизайн» совокупно охватывает всю область искусственно создаваемых и зрительно воспринимаемых нами сооружений — от простых предметов повседневного пользования до сложного образования целого города...» Суть дела состоит именно в том, что «процесс проектирования большого здания отличается от проектирования простого стула своими параметрами, а не своими принципами». Дизайн как искусство, появившееся в результате технологического новаторства XX века, сумел соединить вечное стремление человека к красоте окружающих его вещей с производством, техническим прогрессом и технологиями, использование которых требовало новейшее время.
Конструкция была осознана как один из важнейших факторов дизайнерского (художественно-конструкторского) формообразования. Конструктивная форма утвердилась как эстетическая ценность, как выражение внутреннего содержания объекта. Такая точка зрения определила и профессиональное мировоззрение дизайнеров – конструкция как принцип формообразования и как главный способ решения конкретных проектных задач. Целью дизайн-деятельности и архитектуры, занимающихся созданием предметно-пространственной среды, является воздействие на восприятие человека конструктивных форм, т.е. образов. Тем более, что современные технические объекты допускают любой внешний вид, который не зависит напрямую от конструктивных связей и элементы конструкции могут быть без ущерба для конструктивной целостности изменены.
Таким образом, формообразующим принципом в дизайне является не конструктивное построение объекта само по себе, а смысл (образ), другими словами, конструкция должна выполнять функцию передачи смысла. Это значит, что структура объекта в дизайне строится не на реальных конструктивно-функциональных связях, а на художественно- композиционных принципах выразительности, подчиняясь законам психологии художественно-образного восприятия предметных форм. Конструкция, являясь неотъемлемой частью предметного содержания, должна рассматриваться как одно из средств создания выразительной художественно-образной формы.
В начале XXI века факт влияния дизайна на развитие предметного мира всей материально-художественной культуры, воспринимается как самый очевидный. Формируя предметную среду в разных сферах деятельности людей, дизайн влияет на изменение их ценностных ориентаций, установок, идеалов, что обусловлено активным воздействием вещей и предметной среды на человеческое сознание. Также дизайн способствует расширению области внедрения в человеческую бытовую среду и во многие области жизни общества эстетически и технологически хороших продуктов художественно-технического творчества. Поэтому именно дизайн служит одним из главных способов удовлетворения материальных и духовных потребностей человека.
Список источников:
В.Г. Власов, Архитектоническая форма в изобразительном искусстве, архитектуре и дизайне: единство методологии, типологии и терминологии // Электронный научный журнал «Архитектон: известия вузов». — УралГАХА, 2013. — № 43.
W. Gropius, The Formal and Technical Problems of Modern Architecture and Planning.— «The Journal of the Royal Institute of British Architects», London, 1934, 19 May.
Каган М.С. «Морфология искусства», М., 1972 г. – с. 366
Медведев В.Ю. «Дизайн в системе предметного мира культуры», Вестник СПГУТД 2(17)'2009 – раздел 1.2.
Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление / А. Шопенгауэр. – М., 1888. – С. 305.