Активно влиять на жизнь общества и его благополучие научно-технический прогресс начал во второй половине XIX века. По сути своей он выражал собой переход к качественно новой высшей ступени машинного производства [2]. Переход к новому способу производства бытовых предметов и оборудования потребовал создание новых форм.
В этот период практически наугад велись поиски «целесообразной красоты» для станков и сделанных на станках предметов. Украшения производимых машинами вещей брали из классических орнаментов, традиционно присутствовала орнаментальная тема растительного и животного мира. Гигантские гидравлические прессы были покрыты листьями аканта, ананасами, стилизованными колосьями пшеницы [1].
Вещи, созданные по новым технологиям, значительно уступали в эстетическом плане предметам кустарного производства. Образ ремесленного производства, сложившийся в сознании человека, не мог привыкнуть к холодной точности машины. Машина лишила продукцию индивидуального почерка, изготовлявшего ее мастера [3]. На тот момент времени в сознании общества сложился эмоциональный образ машины-чудовища. Возникали движения «за разумный дизайн» или «за реформу дизайна», вдохновленные произведениями и учением Уильяма Морриса в Англии и Элберта в Америке. Однако остановить научно-технический прогресс было не возможно.
Фрэнк Ллойд Райт говорил уже в 1894 году, что «машины с нами навсегда» и что дизайнеру следует «использовать это обычное орудие цивилизации оптимальным образом, вместо того чтобы профанировать его, как это делалось до сих пор, воспроизводя с убийственным размахом формы, порожденные иными временами и условиями, которые машина может только разрушить» [4].
Промышленная революция XIX вв. положила начало изменению прежнего способа производства, при котором ремесленник соединял в себе качества конструктора и художника, проектировщика и непосредственного исполнителя своего замысла.
Массовое производство товаров, развитие техники и экономики внесли огромное значение в изменения общественной структуры и социально-бытовых условий жизни людей. Осваивались новые материалы, технические приемы и новые формы. Однако эпоха оказалась неспособной к самостоятельному художественному формообразованию и нуждалась в чем-то новаторском.
В середине XIX в. Англия была самым богатым государством мира и занимала первое место в мировой торговле. Первая Всемирная выставка открылась в 1851 г. в Лондоне, когда стали очевидными необходимость расширения рынка и поиск новых потенциальных потребителей продукции стремительно возрастающей промышленности [1].
Примерно за год до открытия выставки, в марте 1850 г. был объявлен конкурс на лучший проект выставочного павильона. К намеченному сроку архитекторами разных стран было представлено 245 проектов, но не один их них не был принят.
Позже со своим предложением выступил англичанин Джозеф Пакстон, управляющий садами в имении герцога Девонширского. Проект Пакстона имел конструкции из одного железа и стекла. Выставочный павильон получил название Кристалл-палас (Хрустальный дворец). По форме и по примененным в его сооружении материалам это здание было новаторским.
Менее развитые в индустриальном отношении страны не могли соперничать с Англией и представили на выставке более традиционные изделия. Франция представила севрский фарфор, лионские шелка и ковры, Россия - драгоценные меха и художественные изделия, Испания - вино, шерсть овец-мериносов и кинжалы, изготовленные ремесленниками из Толедо.
Технический прогресс способствовал появлению в выставочных стендах чертежей, таблиц, диаграмм и новейших изобретений - фотографию.
Всемирные промышленные выставки как своеобразная творческая лаборатория сыграли значительную роль в становлении и развитии дизайна. Прежде всего, значение этих выставок состояло в том, что здесь впервые были представлены промышленные изделия для всеобщего обозрения. Все основные эстетические недостатки первых технических изделий дали старт широким обсуждениям проблем формообразования и осознанию всей серьезности социально-эстетических аспектов создания предметной среды.
Список литературы:
Вахрушева Л.Л. История дизайна, науки и техники. Конспект лекций.
Веселовский О. Н. Шнейберг А. Я "Очерки по истории электротехники"
Ковешникова Н.А., Дизайн: история и теория : учеб. пособие для студентов архитектурных и дизайнерских специальностей. 5-е изд., стер. - М. : Издательство «Омега-Л», 2009. -224 с.
Папанек В. Дизайн для реального мира. 2004.