СТИЛЬ БИО-ТЕК В АРХИТЕКТУРЕ И ДИЗАЙНЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

СТИЛЬ БИО-ТЕК В АРХИТЕКТУРЕ И ДИЗАЙНЕ

Остальцева М.В. 1
1Ростов-на-Дону, Донской Государственный Технический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Био-тек — современный стиль в архитектуре и дизайне. Главной отличительной чертой этого направления является то, что все элементы архитектуры и декора по форме и линиям напоминают природные объекты. Но Био-тек не только повторят внешние природные образы, но и учитывает функциональные особенности живых организмов. Он предполагает создание объектов, которые являются непосредственным продолжением природы. Био-тек является одним из самых молодых стилей, который зародился благодаря интересу людей к существующим проблемам экологии.

Био-тек развился из прикладной науки – бионики, в которой задачи решаются путём наблюдения за природой. Так Леонардо да Винчи изучал строение и поведение птиц для конструирования первых летательных аппаратов. Но и до него, ещё в древности архитекторы в своих сооружениях прибегали к природным формам. Например, колонны и капители античных храмов, готические интерьеры.

Существует мнение, что в 1939 году американский архитектор Фрэнк Ллойд Райт сделал первые шаги в формировании стиля Био-тек. Он ввёл понятие «органическая архитектура» и считал, что здание напоминает живое существо, которое растёт по законам природы и гармонирует с окружающей средой. В современном понимании стиль Био-тек появился в конце XX — начале XXI веков и развивается до сих пор. В ХХ веке начал широко использовать биоформы в своих сооружениях испанский архитектор Антонио Гауди, который ассимилировал архитектурные природные формы, их развитие и применение. Он первый вышел за рамки привычной архитектуры, создавая невероятные сооружения, в которых прямые и чёткие линии заменены волнистыми кривыми.

Здания в стиле Био-тек создаются по принципам «зелёного строительства». Сооружения обычно асимметричны, выполнены в форме часто встречающихся в природе объектов – деревьев, коконов, пещер, раковин моллюсков, паутины, гнёзд. Природные формы заимствуются различными способами: создание материалов в виде природных структур: паутины, волокон, пузырей, пчелиных сот; организация пространства в виде форм неживых объектов природы (например, здание в виде яйца, выполненное по проекту архитектурной студии dmvA); повторение форм людей, животных и растений в архитектурных сооружениях (например, гостиница-медуза, спроектированная Майклом Соркиным).

Философская концепция стиля Био-тек — это создание нового пространства для жизни, являющегося творением природы, объединение архитектурных, биологических и инженерных принципов. Здания в стиле Био-тек часто становятся экологичными путём установки коллекторов по сбору дождевой воды и солнечных батарей, естественному освещению и открытым террасам с расположенными на них садами. Архитекторы также используют биоформы для того, чтобы решить сложные инженерные задачи не связанные с архитекрурой. Так, благодаря созданной форме острова Пальма-Джумейра в виде финикового дерева, достигается наилучшее соотношение длины берега и пути до самых дальних домов острова.

Наиболее выдающимися архитекторами стиля Био-тек являются: Норман Фостер, Майкл Соркин, Николас Гримшоу, Заха Хадид, Сантьяго Калатрава, Хавьер Сеносьяйн.

Одно из самых знаменитых сооружений Нормана Фостера – башня «Сент-Мэри-Экс, 30», которая за свою вытянутую округлую форму в народе получила имя «Корнишон». Это сорока этажное здание высотой 180 метров располагается в деловом центре Лондона. Помимо офисов в нём располагаются бары, рестораны и банкетные залы. Башня «Сент-Мэри-Экс, 30» стала первым экологичным офисным зданием в Лондоне. В башне установлены солнечные батареи, поэтому потребление электричества в ней в два раза меньше чем у аналогичных построений, а спиральные шахты распределяют естественное освещение и вентиляцию в здании.

Одним из наиболее известных представителей стиля Био-тек в архитектуре является Николас Гримшоу – архитектор из Англии, который с 2004 по 2011 год занимал должность президента Королевской академии художеств Великобритании. Главная особенность сооружений Гримшоу – гибкость. Он представляет здания в виде организмов, которые со временем подвергаются изменениям. Архитектор решает сложные задачи по защите окружающей среды путём разделения пространства и эксплуатации зданий. Гримшоу считает, что можно строить намного аккуратнее. В Великобритании все сооружения оцениваются по десяти «зелёным критериям» BREEAM. Самое выдающееся сооружение Николаса Гримшоу – Эдем. Цель его создания – организация склона долины, которая образовалась из-за добычи каолина в этой области. На территории высадили растения и построили лёгкие купольные сооружения, внутри которых были созданы зоны с разным климатом для выращивания лесов.

Другой выдающийся представитель стиля Био-тек – мексиканец Хавьер Сеносьяйн . Его наиболее выдающееся сооружение – «Наутилус» – уникальный дом в виде ракушки моллюска. На фасаде здания расположены округлые стёкла разных цветов, благодаря чему в помещения хорошо освещены, а стены украшают цветные блики. Пол в доме устлан травяным «ковром», поверх которого проложены каменные тропинки, ведущие в жилые комнаты. Кривые линии здания и овальные окна создают иллюзию, будто дом на самом деле является раковиной. Максимальное ощущение этого достигается в ванной с шероховатыми стенами голубого и песочного цвета. Наутилус не только оригинальный, но и очень безопасный и практичный дом. Он способен выдержать землетрясения и другие экстремальные погодные условия благодаря высокопрочным строительным материалам. Также жильё в Наутилусе очень экономично, так как для вентиляции помещений используются подземные воздуховоды, которые в летнее время охлаждают воздух с улицы, а в зимнее – нагревают.

Одним из грандиозных, но ещё неосуществлённых проектов является разработка острова-кита для чистки рек. Эта идея пришла в голову инженеру Винсенту Калбауту после того, как пару лет назад недалеко от Лондона в Темзе обнаружили живого кита. Спасателям не удалось вывести его в море, и кит умер от загрязнённой воды в реке. Но через несколько лет в реке Темза может появиться новый искусственный кит, который будет бороться с загрязнением воды. Электричество остров-кит будет получать от солнечных батарей, а его внешние части будут украшать различные растения. Плавучий остров сможет вмещать в себя около ста человек. На нём будут размещаться четыре тематических сада: сад воды, огня, земли и воздуха. Также на нём будет кафе, в меню которого входят только блюда из плодов, выращенных на плавучем острове.

Стиль Био-тек нашел отражение не только в архитектурных объектах, но и в дизайне интерьера. Для него характерно использование естественных, мягких цветов, благоприятно воздействующих на психическое состояние человека. Кроме зелёного, серого и песочного цвета используются жёлтые, оранжевые и розовые оттенки, напоминающие цветы. Интерьеры в стиле Био-тек наполнены любовью к природе. В комнатах помещают живые комнатные цветы и растения. В отделке и мебели отдаётся предпочтение естественным материалам: дереву, камню, натуральным тканям, ведь главная задача Био-тека – экологичность. Также формы и части интерьера часто имеют оригинал в природе. Украшением комнат могут послужить статуэтки различных животных и птиц.

Био-тек ярко проявляет себя и в дизайне одежды. Моде этого стиля характерна стилизация природных форм в одежде. Одним из представителей этого направления является Алиса Неоронова — художник по костюму, дизайнер и стилист, которая воплощает в своих коллекциях сказочные образы.

Стиль Био-тек – это современный стиль, который находится в процессе активного развития, из-за чего количество теоретических проектов преобладает над уже реализованными. Главным противоречием архитектуры Био-тека является то, что типичная прямоугольная планировка здания противостоит природным криволинейным формам. Вследствие чего, одна из главных задач стиля – экономичное и эстетичное решение данного противоречия.

Список использованных источников:

1. Bergeron Bryan. Biotech Industry. – Издательство: Gardners Books, 2004 . – 362с.

2. Katy Swon. В стиле Био-тек / Katy Swon – 2015. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://katyswon.wordpress.com/author/katyswon/ – Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 10.01.2017).

3. Био-тек [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tranio.ru/traniopedia/glossary/bio-tech/ – Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 10.01.2017).

4. Био-тек [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BA – Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 11.01.2017).

5. Био-тек [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://artishock.org/style_a/bio-tek– Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 11.01.2017).

Просмотров работы: 809