ПОДХОДЫ К ОПТИМИЗАЦИИ РАБОТЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ПРЕДПРИЯТИЙ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПОДХОДЫ К ОПТИМИЗАЦИИ РАБОТЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ПРЕДПРИЯТИЙ

Шендрик С.В. 1
1Сибирский Федеральный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Деятельность любой коммерческой и некоммерческой организации имеет основной производственный цикл с точки зрения описания бизнес-процессов. Все процессы в организации движутся от этапа к этапу, изменяются и в конце этого цикла организации получают итоговый продукт.

Для того чтобы добиться получения на выходе продукта нужного нам качества, необходимо иметь понимание технологии того что мы хотим произвести. Направить поток частиц в нужной последовательности и сделать так, чтобы потоки не перемешивались.

Для этого важно разложить технологию на составляющие этапы, шаги. Мы назовем эти шаги процессами. И описать каждый процесс от начала до конца, когда мы получим продукт. Частицы входят в организацию, претерпевают изменения и выходят из нее.

Одним из важных процессов в цепочке получения качественного продукта любой организации несомненно является грамотное и качественное ведение и сопровождение договорно-правовой деятельности организации.

Ответственность за качественное завершение данного процесса лежит на ряде соответствующих структурных подразделениях организации, их способностях своевременно реагировать на конъектуру рынка, умение выбрать нужного ответственного договорного контрагента, умении требовать от выбранного контрагента качественного и своевременного выполнения взятых им на себя договорных обязательств, и, в свою очередь исполнять собственные договорные обязательства, а также взаимодействие структурных подразделений при нарушении контрагентом исполнения условий договора и принятия соответствующих мер реагирования на выявленные нарушения, вплоть до судебного урегулирования спора при необходимости.

Вопрос эффективной организации работы юридической службы заслуживает своего внимания, так как роль юридической службы в компании в реалиях современного бизнеса неуклонно растет. Этому способствует ряд факторов, в том числе и финансовый кризис, который вынудил собственников компании более внимательно относиться к расходам в своей организации. Как известно, услуги юридических фирм обходятся дорого. Поэтому собственнику компании интереснее, в том числе и в экономическом смысле, организовать или усилить внутри компании собственную юридическую службу, которая будет выполнять поставленные перед ней задачи, нежели тратить солидные денежные отчисления на услуги юридической фирмы, не всегда отвечающие на 100% ожиданиям заказчика.

Немаловажным фактором изменения вектора внимания бизнеса в сторону собственной юридической службы также является тот факт, что юридическая фирма прежде всего ориентирована на свой бизнес, т.е. на финансовую стоимость обращения заказчика, а во вторую очередь на интересы заказчика. Что касается юридической службы компании, то здесь ситуация иная. Юридическая служба ориентирована в первую очередь на решение вопросов, возникающих в компании, и во вторую очередь на финансовое вознаграждение специалистов юридической службы.

Проблема надлежащего исполнения договорных обязательств в настоящее время стоит необычайно остро. Об этом свидетельствует богатая и разнообразная арбитражная практика. Для того чтобы работа юридической службы была эффективной, а наличие в штате компании юристов было оправданным, и юристам, и бизнес-сообществу необходимо по-новому взглянуть на роль юридической службы в компании, ее цели, задачи, на способы организации юридической службы и уровень квалификации каждого юриста в службе. Традиционный подход к пониманию роли юридической службы лежит в том, что юридическая служба или юрист компании защищает интересы компании тогда, когда эти интересы под угрозой.

Но обращение в суд и взыскание по исполнительному листу – это последние этапы борьбы за восстановление своих нарушенных прав. Разумнее начинать защиту своих интересов, не дожидаясь, когда их нарушат, т.е. в процессе разработки и подписания договора.

В современных компаниях встречаются, как правило, два подхода в организации юридической службы: функциональный и проектный.

Функциональный подход характерен тем, что юристы должны работать по конкретным продуктам или типам клиентов. Таким образом, достигается глубина понимания, а не широта знаний, которая обеспечивается набором специалистов - их сферы компетенции редко пересекаются. Соответственно, распределение текущих задач происходит по умолчанию в зависимости от специализации сотрудников в службе.

Современный этап развития российского бизнеса предполагает высокую проектную составляющую. Большинство компаний, включая лидеров российской промышленности, растут во многом не вследствие плавного технологического совершенствования, а за счет качественных проектных скачков. Корпоративные юристы, конечно, не могут, игнорируя это, продолжать заниматься выдачей доверенностей, "визированием".

Поэтому необходимо тщательно проанализировать ежедневны текущие задачи юридической службы и трансформировать ее в некие, возможно некрупные, но все-таки проекты. Проектный подход требует создания новой "идеологии", которая основана на отказе от пассивного "визирования" документов. Юрист становится активным (и часто ключевым) участником рабочей группы, он отвечает за успех проекта, а не просто за правильно составленный меморандум о его рисках.

В смысле организации работы юридической службы проектный подход важен и интересен тем, что при этом подходе работа юристов концентрируется на конечном результате от реализации проекта. То есть не на проверке документов, а на оценке юридических рисков всего проекта и разработке или проверке документов, касающихся всего проекта. При таком подходе юрист не может сказать, что он документ подготовил в соответствии с действующим законодательством, и не его проблема, что в рамках всего проекта есть юридические риски, которые могут ухудшить экономику всего проекта. Безусловно, принятие бизнес-решения всегда за первым лицом компании, это его зона ответственности, но лицо или орган управления компании, принимающий решение, должен иметь полную информацию о юридических рисках в данном проекте.

Соединяя функциональный и проектный подходы в организации работы юридической службы, достигается основная цель создания службы в компании, а именно оказать правовую поддержку в коммерческой деятельности компании и упредить события, несущие негативные последствия для бизнеса компании и для компании в целом.

Просмотров работы: 784