ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Котельникова Е.Е. 1, Бушуева М.А. 2
1ивановский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова
2Ивановский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Необходимость определения стратегии развития предприятия вызвана современными рыночными отношениями, при этом перспективу развития для любого предприятия вне зависимости от его отраслевой принадлежности чаще всего делят на среднесрочную и долгосрочную. В перспективном финансовом менеджменте предприятия инвестиционная стратегия является наиболее эффективным инструментом, направленным на реализацию долгосрочных целей его развития.

Инвестиционная стратегия - это процесс формирования системы долговременного развития, который основывается на выработанных предприятием целях и выборе эффективных путей их достижения на базе прогнозирования условий осуществления этой деятельности, конъюнктуры инвестиционного рынка, как в целом, так и на отдельных его сегментах [1, с. 170].

Процесс разработки инвестиционной стратегии включает:

  • определение задач инвестиционной деятельности, ее приоритетных направлений;

  • поддержание взаимоотношений с внешней инвестиционной средой;

  • постановку целей, выработку инвестиционной политики по аспектам инвестиционной деятельности;

  • определение методов реализации инвестиционной стратеги;

  • оптимизацию структуры инвестиционных ресурсов и их распределения;

  • разработку критериев эффективности и методов контроля реализуемой инвестиционной стратегии.

При этом инвестиционная стратегия реализуется в рамках общей стратегии развития и находится в определенной соподчиненности с другими элементами стратегического выбора предприятия.

Процессный подход ориентирован, в первую очередь, не на организационную структуру предприятия, а на процессы инвестиционной стратегии, конечными целями, выполнения которых является создание продуктов или услуг, представляющих ценность для внешних или внутренних потребителей. Корпоративные решения, направленные на повышение эффективности процессов инвестиционной стратегии за счет, их реструктуризации, требуют вложения капитала и вопрос об инвестировании должен рассматриваться с точки зрения конкретных финансовых результатов, сроков и возможных рисков. Таким образом, мероприятия по реструктуризации процессов инвестиционной стратегии обязаны обеспечить ту эффективность, которая устраивает конечного инвестора при допустимом уровне риска.

Ситуационный подход в инвестиционной стратегии предприятия – моментное, разовое принятие решений, вызванное возникающими потребностями, изменениями внутренних или внешних условий, требующих адекватного реагирования со сто­роны руководства. Эти решения принимают на основе:

  • ситуационного анализа, предполагающего подготовку резервного арсенала аналитических методов, приемов и механизмов инвестиционной стратегии при изменении условий в перспективе;

  • возникновения новых, отличающихся от основного прогноза ситуаций, бифуркаций, с целью иметь инструмент их решения в соответствующий момент.

Системный подход, в отличие от ситуационного, предполагает управление инвестиционной деятельностью как совокупностью взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. Систематизация элементов проводится на основе изучения их взаимосвязи и взаимообусловленности, т.е. рассмотрения отдельных подразделений организации, направлений анализа, показателей, факторов, комплексного выявления резервов по отдельным и общим показателям инвестиционной деятельности организации. Это позволяет построить модель изучаемого объекта, определить его главные компоненты, функции, иерархию элементов системы; раскрыть логико-методологическую схему анализа, соответствующую внутренним связям изучаемых показателей.

Сценарный подход позволяет с определенным уровнем достоверности вы­явить возможные тенденции развития событий, взаимосвязи между действующими факторами, сформировать карту состояний, к которым может прийти ситуация под влиянием тех или иных неблагоприятных воздействий. В процессе планирования на предприятии, как правило, разрабатываются три сценария:

  • пессимистический (пассивный, инерционный);

  • реалистический (средний, мобилизационный);

  • оптимистический (эффективный, сценарий реа­лизации эффективных инвестиционных проектов).

Сценарный подход дает хорошие результаты в условиях высокой неопределенности, т.е. там, где традиционные методы прогноза дают ошибки, поскольку процесс составления сценариев включает оценку неопределенностей и рисков.

Таким образом, инвестиционная стратегия перестает быть жестким планом и приобретает необходимую гибкость для того, чтобы деятельность предприятия оставалась успешной при различных вариантах развития будущего.

Традиционно выделяют три типа инвестиционной политики:

  1. агрессивная инвестиционная политика - направлена на инвестирование объектов с повышенной прибыльностью при наличии возможности минимизировать потери;

  2. консервативная – нацелена на минимизацию потерь при обеспечении запланированного инвестиционного результата;

  3. умеренная (компромиссная) – основана на выборе таких объектов инвес­тирования, по которым отклонения от плановых величин и уровень прибыльности усреднены в соответствии с характерными для рыночной экономики величинами.[2]

Каждый вид инвестиционной деятельности имеет свою специфику и соответственно отличается инвестиционными стратегиями. Так, применительно к портфельным инвестициям, указанные типы стратегий будут адаптированы следующим образом:

  1. агрессивная инвестиционная стратегия будет заключаться в приобретении высокодоходных и высокорисковых ценных бумаг; обычно в рамках осуществления данной стратегии требуется постоянная помощь профессиональных консультантов в области финансового рынка;

  2. консервативная инвестиционная стратегия заключается в подборе в портфель высоколиквидных ценных бумаг, то есть ценных бумаг так называемых «голубых фишек», государственных ценных бумаг и акций широко известных компаний, чья высокая ликвидность является обратной стороной низкой доходности и невысокой степени риска. Чаще всего консервативная стратегия предполагает пассивную работу с ценными бумагами, которые обеспечивают невысокий стабильный доход и используются как «стратегический запас» на случай кризиса и рыночной нестабильности;

  3. умеренная инвестиционная стратегия является компромиссом между предыдущими типами и основана на диверсификации портфеля ценных бумаг, который формируется из ценных бумаг, обеспечивающих устойчивость портфеля как по критерию доходности, так и по критерию риска[3].

Инвестиционные стратегии портфельного инвестирования можно классифицировать в зависимости от целей и поведения инвесторов (табл. 1).[4]

Таблица 1 – Виды инвестиционных стратегий

Вид стратегии

Суть стратегии

Стратегия эффективного собственника

Получение доступа к определенным видам продукции и обеспечении долгосрочного дохода, а также и в повышении научно-технического и производственно-сбытового потенциала предприятия-эмитента.

Стратегия спекулятивного слияния, или поглощения

Приобретение контрольного пакета акций для обеспечения доступа к дефицитным видам продукции, финансовым ресурсам либо в целях получения в распоряжение выгодных объектов имущественных и неимущественных прав.

Аукционная стратегия

Приобретение акций в момент их первичной продажи на аукционах, проводимых в процессе приватизации.

Оптимизационная стратегия

Приобретение инвестиционного портфеля и построение экономико-математических моделей на основе моделей Марковица, Шарпа или Тобина для оптимизации дохода от портфеля.

Рейтинговая стратегия

Формирование инвестиционного портфеля и его обновление на основе результата построения рейтинговой таблицы, при этом расчет рейтинга осуществляется по группам показателей, характеризующих основные инвестиционные предпочтения участника.

Стратегия «гибкого реагирования»

Активное реагирование на действия крупных иностранных или отечественных инвесторов для купли-продажи ценных бумаг, отвечающим необходимым для инвестора качествам

Стратегия «рыночного опережения»

Прогнозирование инвестором будущего состояния рынка и использование прогнозных значений для получения предпринимательского дохода.

Для предприятия деятельность в области реальных инвестиций является приоритетной, так как обеспечивает реальное развитие предприятия, его материально-технической базы, положение на рынке. Для реальной инвестиционной деятельности видами инвестиционных стратегий являются:

  1. стратегия ограниченного роста – предполагает инвестирование в собственное производство; используется предприятиями, имеющими уверенное положение на рынке и выпускающими уникальную продукцию при практическом отсутствии конкурентов, либо предприятиями с ограниченными ресурсами, вынужденными проводить политику самоограничения;

  2. инвестиционная стратегия ускоренного роста – основана на инвестировании в новые технологии в производстве, организации и управлении предприятием, продвижении продукта на рынок и т.п.; выбирается при инновационном подходе к развитию предприятия;

  3. инвестиционная стратегия инерционного роста используется предприятиями при завершении инвестиционного проекта или при ликвидации предприятия;

  4. комбинированная инвестиционная стратегия - применяется крупными предприятиями, имеющими разветвлённое дерево инвестиционных целей и реализующими одновременно несколько инвестиционных проектов или программ.

Формирование эффективной инвестиционной стратегии предприятия предполагает следование определенным постулатам, а именно:

  • реализация инвестиционных программ с максимальной опорой на собственные ресурсы предприятия;

  • контроль за эффективностью использования всех видов инвестиционных ресурсов;

  • высокая скоординированность работы всех задействованных в реализации инвестиционной программы структур

  • комплексная и системная аналитическая работа, включающая перспективное планирование и прогнозирование, а также разработку альтернативных вариантов инвестиционных решений;

  • адаптивность принимаемых инвестиционных решений к быстроменяющейся внешней среде[5].

Инвестиционная стратегия предприятия должна обеспечивать баланс между традиционным и инновационным поведением инвестора. Следование традиционным принципам, использование апробированных надежных способов, форм, направлений и инструментов инвестирования позволит существенно снизить риск инвестиционного проекта или программы, а использование инновационных разработок повысит конкурентоспособность предприятия на рынке.

Разработке инвестиционной стратегии предприятия сопутствует ряд специфических трудностей.

1) Высокая интенсивность изменений факторов внешней инвестиционной среды. Она включает быструю динамику основных макроэкономических показателей, связанных с инвестиционной активностью предприятий, высокие темпы технологического прогресса, частые колебания конъюнктуры инвестиционного рынка и т. д. В этих условиях отсутствие разработанной инвестиционной стратегии, адаптированной к возможным изменениям факторов внешней инвестиционной среды, может привести к тому, что инвестиционные решения отдельных структурных подразделений предприятия будут носить разнонаправленный характер, приводить к возникновению противоречий и снижению эффективности инвестиционной деятельности в целом.

2) Предстоящий переход к новой стадии жизненного цикла. Каждой из стадий жизненного цикла предприятия присущи характерные ей уровень инвестиционной активности, направления и формы инвестиционной деятельности, особенности формирования инвестиционных ресурсов. Разрабатываемая инвестиционная стратегия позволяет заблаговременно адаптировать инвестиционную деятельность предприятия к предстоящим кардинальным изменениям возможностей его экономического развития.

3) Кардинальное изменение целей операционной деятельности предприятия, связанное с открывающимися новыми коммерческими возможностями. Реализация таких целей требует изменения производственного ассортимента, внедрения новых производственных технологий, освоения новых рынков сбыта продукции и т. п. В этих условиях существенное возрастание инвестиционной активности предприятия и диверсификация форм его инвестиционной деятельности должны носить прогнозируемый характер, обеспечиваемый разработкой четко сформулированной инвестиционной стратегии.

Таким образом, разработка инвестиционной стратегии играет большую роль для эффективного развития предприятия, а именно: обеспечивает механизм реализации долгосрочных общих и инвестиционных целей предстоящего экономического и социального развития предприятия в целом и отдельных его структурных единиц; позволяет реально оценить инвестиционные возможности предприятия; обеспечивает возможность быстрой реализации инвестиционных возможностей, возникающих в процессе динамических изменений факторов внешней среды.

Список литературы

  1. Островских Т.И. Формирование инвестиционной стратегии промышленного предприятия// Научно-технические ведомости. – 2009. - № 1. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/formirovanie-investitsionnoy-strategii-promyshlennogo-predpriyatiya (дата обращения: 20.12.2017)

  2. Анисимова В.Ю. Проблемы инвестиционной политики промышленных предприятий в современных экономических условиях // Вестник самарского государственного университета. - 2015. - № 2 (124). - Режим доступа https://cyberleninka.ru/article/v/problemy-investitsionnoy-politiki-razvitiya-promyshlennyh-predpriyatiy-v-sovremennyh-ekonomicheskih-usloviyah (дата обращения 23.12.2017).

  3. Клитина Н.А. Формирование портфелей ценных бумаг для различных типов инвесторов// Инвестиционная политика. ­ 2011. ­ № 65. ­ Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/v/formirovanie-portfeley-tsennyh-bumag-dlya-razlichnyh-tipov-investorov (дата обращения 18.12.2017 )

  4. Себекина Т.И. Виды инвестиционной стратегии предприятия и этапы разработки// Символ науки. – 2016. - № 3. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/vidy-investitsionnoy-strategii-predpriyatiya-i-etapy-ee-razrabotki (дата обращения: 22.12.2017).

  5. Храбрых С.А. Особенности формирования инвестиционной стратегии // Управление. ­ 2009. ­ № 5­ Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/osobennosti-formirovaniya-investitsionnoy-strategii (дата обращения: 23.12.2017)

Просмотров работы: 220