ПОКАЗАТЕЛИ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ И ИХ АНАЛИЗ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПОКАЗАТЕЛИ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ И ИХ АНАЛИЗ

Егорова М.Е. 1, Широкова Н.П. 1
1Ивановский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Модернизация и развитие экономики предопределяют необходимость актуализации анализа финансовых результатов. Одним из главных качественных показателей, характеризующих финансовые результаты, является прибыль. Между тем цель финансово-хозяйственной деятельности организации заключается не только в получении прибыли, но и в обеспечении высокой рентабельности. В современных условиях без осуществления грамотного анализа рентабельности деятельности предприятия, а также выявления факторов, влияющих на ее величину, невозможно стабилизировать и тем более повысить уровень прибыли, получаемый организацией. Предприятие функционирует эффективно и рентабельно, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли. Поэтому одной из важнейших задач является не только повышение финансовых результатов деятельности организации, но и овладение руководителями и менеджерами практическими навыками управления формированием и распределением прибыли для обеспечения роста рентабельности субъектов рыночных отношений. Таким образом, рентабельность является одним из важнейших показателей, характеризующих финансовую деятельность предприятия.

Далее представлен анализ показателей прибыли и рентабельности за 2014 - 2016 года, проведенный на примере торговой организации ООО «Орион», расположенной в городе Иваново. Исходные данные и динамика показателей представлены в таблице 1.

Таблица 1 –Динамика показателей прибыли ООО «Орион»

Показатель

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Изменения, тыс. руб.

Темп роста (уменьшения), %

Сумма тыс. руб.

Сумма тыс. руб.

Сумма тыс. руб.

2015г к 2014г

2016г. к 2015г.

2015г к 2014г

2016г к 2015г

1

2

3

4

5

6

7

8

Продолжение таблицы 1

1

2

3

4

5

6

7

8

1.Валовая прибыль

 

87890

82889

 

-5001

 

94,3

2.Прибыль от продаж

 

4736

6874

 

2138

 

145,1

3.Фин. результат от прочей деятельности

-13

-1037

-3863

-1024

-2826

7976,9

372,5

4.Прибыль до налогообложения

 

3699

3011

 

-688

 

81,4

5.Чистая прибыль

84

2954

2407

2870

-547

3516,7

81,5

Подводя итог к таблице 1, мы видим, что на протяжении трех лет можно констатировать увеличение лишь прибыли от продаж, тогда как остальные показатели, существенно снизились, а расходы заметно возросли. Именно под воздействием данных факторов и складывался итоговый показатель деятельности организации, величина которого на протяжении трех лет была достаточно нестабильна. Так, величина чистой прибыли в 2015 г. по сравнению с 2014 г. возросла на 2870 тыс. руб. (3516,7%) за счет полноценной деятельности компании, открывшейся в октябре 2014 года, а также за счет малого количества дополнительных видов деятельности. В 2016 г. по сравнению с 2015 г. показатель сократился на 547 тыс. руб. (18,5%) за счет сокращения прибыли до налогообложения на 688 тыс. руб. (18,6%). Таким образом, величина рассматриваемого показателя свидетельствует об ухудшении финансово-хозяйственной деятельности рассматриваемого предприятия.

Более полную характеристику экономического положения предприятия позволит дать анализ показателя рентабельности продаж, который характеризует эффективность рыночной и операционной деятельности, поскольку зависит от ценовой политики и эффективности контроля за расходами. То есть путем расчета определяется норма прибыли на текущий момент, которая сравнивается со значениями прошлых лет, однако, за неимением таковых мы будем сравнивать величину данного показателя в рассматриваемой фирме за 2015-2016 года. Таблица 2 – Анализ рентабельности продаж

Показатели

2015 г.

2016 г.

Изменение

1

2

3

4

1.Выручка, тыс. руб.

852925

631364

-221561

2.Себестоимость продаж, тыс. руб.

765035

548475

-216560

3.Коммерческие расходы, тыс. руб.

83154

76015

-7139

3.Прибыль от продаж, тыс. руб.

4736

6874

2138

4.Рентабельность продаж, %

0,56

1,09

0,53

Основными факторами, влияющими на величину рентабельности продаж, являются себестоимость и выручка. Исходя из данных таблицы 2, мы видим, что увеличение рентабельности продаж произошло за счет уменьшения себестоимости продаж на 216560 тыс. рублей. Второй фактор, выручка от продаж, повлияла отрицательно на изменение исследуемого объекта, за счет уменьшения объема продаж на 221561 тыс. рублей.

Рассчитав рентабельность продаж на исследуемом предприятии, считаю уместным сравнить полученную величину с величиной рентабельности торговых предприятий Ивановской области за исследуемый период. Это позволит определить уровень, на котором находится ООО «Орион» по сравнению с другими предприятиями региона.

Рисунок 1 – Сравнительная характеристика рентабельности ООО «Орион» и прочих торговых предприятий Ивановской области. [4]

Исходя из данных, представленных в диаграмме 1 можно сказать, что уровень рентабельности рассматриваемой фирмы, составивший всего 1,09%, является результатом низкой конкурентоспособности организации, а также невостребованностью товаров, реализуемых ею. Однако рост рентабельности продаж в целом на 0,53% оценивается положительно, так как указанный факт свидетельствует о наличии благоприятных тенденций в деятельности предприятия: темпы роста прибыли превышают темпы роста выручки от продаж.

Определив величину рентабельности в нашем регионе, целесообразно обратить внимание на состояние данного показателя в соседних областях, для того чтобы выявить причины, в результате которых были достигнуты данные показатели.

Рисунок 2 – Сравнительная характеристика рентабельности проданных товаров (работ, услуг). [1, С. 114], [2, C. 252] [3, С. 220] [4]

По данным диаграммы 2, можно заключить, что наименьшей рентабельностью обладают торговые организации Ивановской области – 4,4%. Этот факт объясняется рядом причин, среди которых можно выделить то, что темпы инфляции в минувшем году существенно замедлились по сравнению с 2015 г., однако покупательная способность населения продолжила сокращаться. Уровень среднедушевых доходов населения и средней заработной платы демонстрируют отрицательную динамику. В Ивановском регионе в кризисные периоды обостряется проблема занятости населения, тогда как в Костромской и Ярославской областях данная проблема практически отсутствует. Помимо этого наблюдается «отток» специалистов на работу в соседние регионы с более высоким уровнем заработной платы. Кроме этого торговля является доминирующим видом деятельности Ивановской области, в связи, с чем конкуренция между организациями является существенной. Прямо противоположная ситуация складывается в соседних регионах, где основу составляет промышленное производство.

Таким образом, нашему региону есть к чему стремиться и над чем работать. Точно так же можно сказать и об исследуемом предприятии. Учитывая, что в ООО «Орион» наблюдается рост прибыли от продаж, который опережает рост издержек, можно рассчитать прогнозную рентабельность продаж организации за 2017 год. То есть предложим предприятию повысить уровень рентабельности за счет увеличения объема продаж. Основными направлениями будут выступать:

  1. увеличение объема продаж существующим клиентам. Данное явление возможно благодаря нестабильной экономической ситуации, сложившейся в нашей области, приводящей к закрытию предприятий-конкурентов;

  2. расширение рынков сбыта. А именно продажа производимой продукции не только в городе Иваново, но и таких городах как Пучеж и Наволоки;

  3. использование интернет – ресурсов для продвижения товаров:

  4. рассылка предложений потенциальным покупателям;

  5. создание сайта для коммерческих продаж.

Благодаря внедрению и осуществлению вышеперечисленных способов увеличения продаж объемы реализации продукции в рассматриваемом году увеличились на 9%, следовательно, выручка также возросла, составив 688187 тыс. рублей. Также возросла и прибыль от продаж, равная 13970 тыс. рублей. Исходя из имеющихся данных, рассчитаем прогнозную рентабельность:

13970/688187*100% = 2,03%

Для наглядности сравним фактическую и прогнозную рентабельность ООО «Орион»:

Рисунок 3 – Соотношение фактической и прогнозной рентабельности ООО «Орион»

Исходя из данных, представленных на рисунке 3 можно сказать, что, не смотря на множество негативных факторов, оказывающих губительное влияние на эффективность деятельности предприятий Ивановской области, в рассматриваемой организации прогнозируется повышение уровня рентабельности на 0,94%.

Таким образом, при выполнении ряда необходимых мероприятий и принятия грамотных управленческих решений ООО «Орион» способно успешно развиваться и получать большую прибыль. Учитывая, что все это будет происходить на фоне неблагоприятного экономического развития Ивановской области, рентабельность которой по сравнению с соседними регионами была самой низкой, можно считать, что рассматриваемое предприятие при сохранении положительной тенденции будет конкурентоспособным и сможет занять достойное место среди прочих организаций, осуществляющих схожую деятельность.

Список литературы:

1.Владимирская область: Краткий статистический сборник. – Владимир: Владимирстат, 2016 г. – 114 с.

2.Костромская область: Статистический ежегодник. – Кострома: Костромастат, 2016 г. – 252 с.

3.Ярославская область: Статистический сборник-ежегодник. – Ярославль: Ярославльстат, 2016 г. – 220 с.

4.Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ивановской области: [Электронный ресурс].URL: http://ivanovo.gks.ru. (Дата обращения 14.12.17)

Просмотров работы: 238