ПРОГРАММА СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ В МЕДИЦИНСКОМ КОЛЛЕДЖЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРОГРАММА СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ В МЕДИЦИНСКОМ КОЛЛЕДЖЕ

Храмцова Е.В. 1
1ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет», Шуйский филиал Шуя, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Выбирая учебу в медицинском колледже, молодые люди, наверно, не всегда понимают сущность этой сложной и многогранной профессии. Современному поколению подростков присущ разумно-практический взгляд на жизнь, самостоятельность и большая независимость. Становится актуальным вопрос о том, кем быть и каким быть. Ситуации, в которых приходится действовать специалисту медицинского профиля, часто требуют высокого сознания моральной ответственности, принципиального определения нравственных позиций, своего отношения к людям и духовно-нравственным ценностям [1]. И ребята, пришедшие постигать основы этой профессии, должны отдавать себе отчет в том, что выбрав эту стезю, легко не будет. На период ранней юности, а это именно тот период, когда подростки из средней школы приходят в колледж, приходится становление нравственного самосознания. Адаптироваться к профессии медицинского работника должна помочь разработанная нами программа психолого-педагогического сопровождения становления профессионально-значимых личностных качеств студентов-медиков. Программа была апробирована на базе Шуйского филиала Ивановского медицинского колледжа. Студенты в количестве 72 человек (две группы) приняли участие в проведенном исследовании. Со студентами второго курса мы провели тестирование, которое позволило нам выявить исходные профессионально-значимые личностные качества студентов-медиков и составить программу психолого-педагогического сопровождения становления личности студентов – будущих медработников.

Для решения задач диагностического плана и выявления личностных особенностей студентов мы использовали метод тестирования и следующие методики:

  1. Методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко.

  2. Методика диагностики уровня толерантности В.В.Бойко.

  3. Методика диагностики доброжелательности по шкале Кемпбелла.

  4. Методика диагностики профессионального типа личности Дж.Холланда (в модификации Г. В. Резапкиной).

По результатам проведенного исследования мы выявили проблему развития эмпатии, т.к. при исследовании был получен заниженный уровень эмпатии у 78 % испытуемых. Одним из наиболее важных факторов развития и изменения характеристик эмпатии является система личных взаимоотношений. Эмпатийность человека проявляется изначально симпатией к окружающим, а для этого должны возникнуть отношения в группе, которые к этому располагают. По результатам диагностики уровня толерантности никто из испытуемых высокую степень нетерпимости к окружающим не показал, на основании этого можно сделать вывод о том, что высокая предубежденность и стереотипизация не свойственна студентам, выбравшим профессию медицинского работника. Из диагностики уровня доброжелательности видим, что студенты, выбравшие профессию медицинского работника, готовы уважать другого человека, готовы прийти на помощь, выполняя свои функциональные обязанности, делать для блага пациента максимально возможное. Проблема, выявленная данной методикой, – это наличие студентов с низким уровнем доброжелательности. Из диагностики выраженности профессионального типа личности видим, что наибольшее количество баллов набрали студенты с выраженным социальным типом личности (21,7%) и артистическим (23,2%). Исходя из методики, эти два типа очень близки друг другу по своей структуре. Люди, относящиеся к социальному типу, предпочитают профессиональную деятельность, связанную с обучением, воспитанием, лечением, консультированием, обслуживанием. Люди этого типа гуманны, чувствительны, активны, ориентированы на социальные нормы, способны понять эмоциональное состояние другого человека. Для них характерно хорошее речевое развитие, живая мимика, интерес к людям, готовность прийти на помощь. Материальное благополучие для них обычно не на первом месте. Люди артистического типа оригинальны, независимы в принятии решений, редко ориентируются на социальные нормы и одобрение, обладают необычным взглядом на жизнь, гибкостью мышления, эмоциональной чувствительностью. Отношения с людьми строят, опираясь на свои ощущения, эмоции, воображение, интуицию. Проведенная нами диагностика позволила нам сформировать уровни развития профессионально-значимых качеств личности студентов.

Выраженность показателей уровней развития профессионально-значимых качеств студентов, будущих медицинских работников

Уровни развития

Эмпатия

Толерантность

Доброжелательность

Кол-во студентов по уровню развития

Заниженный

56

-

-

-

Низкий

8

-

2

10

Средний

8

45

48

40

Высокий

-

27

22

22

Из таблицы видим, что большее количество студентов находится на среднем уровне, и нашей задачей становится улучшение этого показателя, т.е. мы предполагаем, что применив программу психолого-педагогического сопровождения, мы сможем повысить уровни развития профессионально-значимых качеств студентов, будущих медицинских работников.

Далее мы провели формирующий этап, на котором и реализовали программу психолого-педагогического сопровождения становления профессионально-значимых качеств студентов, будущих медицинских работников. Цель формирующего эксперимента – сформировать навыки профессионально-личностной культуры:

- взаимодействия с разными людьми;

- проявления и сдерживания в нужный момент эмоций;

- управления стрессовыми ситуациями.

Нами были определены цель и направления программы, формы и методы работы с субъектами сопровождения. Цель программы психолого-педагогического сопровождения – создание условий для активного становления профессионально-значимых личностных качеств студентов-медиков. Для достижения поставленной цели нужно решить ряд задач:

-создание психолого-педагогических условий, наиболее благоприятных для личностного развития и профессиональной адаптации каждого студента в течение всего срока обучения;

-психологическое обеспечение индивидуально-дифференцированного подхода в образовательном процессе;

-содействие созданию благоприятного социально-психологического климата в колледже;

-становление личности студента с профессионально-значимыми качествами личности, которые отвечают запросам современного здравоохранения.

Направления программы:

- диагностическое;

- психоконсультативное;

- коррекционно-развивающее;

- психолого-просветительское.

Этапы программы:

1 этап программы (второй год обучения в колледже):

-изучение личностного потенциала студентов (методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко; методика диагностики уровня толерантности В.В.Бойко; методика диагностики доброжелательности по шкале Кемпбелла; методика диагностики профессионального типа личности Дж.Холланда (в модификации Г. В. Резапкиной); методика «Определение направленности личности»; Тест Айзенка; тест на тревожность Спилбергера Ханина (методика оценки тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина; методика «Интеллектуальная лабильность», разработанная В.Т. Козловой).

Второй год обучения в колледже является самым ответственным и важным для становления профессионально-значимых качеств студента-медика среднего звена, т.к. происходит интеграция в среду лечебно-профилактических учреждений, непосредственное взаимодействие с пациентами, с будущими коллегами.

Основная задача первого этапа программы: определить необходимые личностные качества, которыми должен обладать медицинский работник среднего звена, выявить эти качества у студентов, оказать психологическую поддержку при ознакомлении с будущей профессиональной деятельностью специалиста.

2 этап программы (третий годы обучения в колледже):

- личностно-профессиональное развитие студентов (тест В. Ф. Ряховского (оценка уровня общительности), проведение тренингов «Эмоции в жизни человека», «Преодолей стресс», «Пойми меня», методика диагностики тактики поведения в конфликтной ситуации К. Томаса (в адаптации Н. В. Гришиной); проведение деловых игр на развитие партнерского общения, проведение мастер-классов, встреч со специалистами и т.д.).

На этом этапе студенты начинают практические занятия, и здесь будет важным формирование личностной, социально-психологической готовности к овладению профессией, формирование коммуникативной культуры, поддержка в решении личных профессиональных и других проблем, разработка рекомендаций по развитию личностных и профессионально-значимых качеств, психопрофилактика поведения в конфликтной ситуации.

На третьем курсе у многих студентов происходит переоценка жизненных, в том числе профессиональных ценностей в связи с тем, что студенты уже смогли увидеть во время производственной практики многие реалии профессиональной жизни в больнице. Главной функцией сопровождения становится помощь в определении жизненных ориентиров и профессиональных перспектив, помощь в профессиональном и личностном самопознании и самосознании, и выборе специализации.

На каждом этапе проводится оказание психологической поддержки личности с целью сохранения ее индивидуальности, осуществляемой на основе совместной деятельности психолога, классных руководителей, преподавателей, администрации и др. специалистов. Повышение психологической компетентности всех участников образовательного процесса и их психологическое консультирование. Программа психолого-педагогического сопровождения рассчитана на 2 года.

Нами были проведены формирующие мероприятия по улучшению развития профессионально-значимых качеств, а именно тренинги:

- «Пойми меня»;

- «Эмоции в жизни человека»;

«Стрессы в профессиональной деятельности»;

- Деловая игра «Тактика ведения переговоров».

После реализации формирующего этапа нами был проведен контрольный этап, целью которого явилось выявление сформированности уровня профессионально-значимых личностных качеств студентов-медиков.

Для решения задач диагностического плана и выявления личностных особенностей студентов мы использовали метод тестирования и методики, используемые на констатирующем этапе. В результате проведенной диагностики видим, что у экспериментальной группы (ЭГ) после проведенного формирующего этапа распределение по каналам выросло на 2-3%, по сравнению с констатирующим этапом. Т.е. качества, способствующие пониманию другого человека, готовность к сопереживанию стали более ярко выраженными. Это говорит о том, что произошли изменения на качественном уровне. появился высокий уровень эмпатии, уменьшились низкий, средний и заниженный уровни в ЭГ, из этого следует, что формирующий этап был проведен успешно, и студенты правильно ориентированы на профессию медработника. Из диагностики уровня толерантности видим, что средний уровень выраженности толерантности к профессионально-значимым личностным качествам (толерантность) уменьшился, соответственно вырос высокий уровень, соответственно, поставленная нами в ходе формирующего этапа эксперимента задача по улучшению навыков общения и взаимодействия в группе выполнена. Благодаря этому студенты-медики смогут в дальнейшей профессиональной деятельности успешнее использовать социально-толерантное отношение к пациентам. По результатам диагностики доброжелательности видим, что у ЭГ отсутствует низкий уровень доброжелательности и вырос высокий уровень. В контрольной группе (КГ) результаты остаются на прежнем уровне. Таким образом, поставленная в ходе констатирующего эксперимента задача по повышению у студентов уровня доброжелательности с помощью тренингов общения выполнена. Результаты диагностики профессионального типа личности показывают, что выраженный социальный тип личности и артистический находятся примерно в одном количественном соотношении, т.к. они очень близки друг другу по своей структуре. Это доказывает, что студенты, выбравшие профессию медицинского работника в ЭГ и КГ очень схожи по профессиональному типу личности, а это значит, что они осознанно пришли учиться в медицинский колледж.

Результаты, полученные в ходе контрольного этапа исследования, подтвердили успешность организации психолого-педагогического сопровождения процесса становления личности студентов - будущих медработников. Мы также можем отметить, что у студентов произошли и качественные изменения в ходе эксперимента. Заметно улучшение общения как в группе, так и с пациентами, студенты стали доброжелательнее, более открытыми, лояльнее относятся друг к другу, успеваемость в группе повысилась, благодаря успешному взаимодействию как между собой, так и с педколлективом.

Для обработки полученных данных мы использовали метод статистической обработки данных t-критерий Стьюдента для несвязных совокупностей. Он направлен на сравнение средних значений двух независимых между собой выборок, которые находятся по формуле:

,

Таким образом, мы нашли, что для показателя уровня эмпатии t-эмпирическое имеет значение равное 3,1 и находится в зоне значимости оси, это значит, что эмпирическое значение больше критического. Для показателя уровня доброжелательности t-эмпирическое имеет значение равное 4,6 и находится также, в зоне значимости оси. А показатель для толерантности равен 5,1, также, в зоне значимости оси. Ось значимости представляет собой три зоны: «зона значимости», «зона неопределенности», «зона незначимости». В зависимости от того, куда попадает точка координаты t-эмпирического, будет зависеть и доказанность или недоказанность гипотезы. В нашем случае все точки находятся в зоне значимости, соответственно можно говорить о доказанности выдвинутой нами гипотезы о том, что психолого-педагогическое сопровождение процесса становления профессионально-значимых качеств личности и применение разработанной нами программы становления личности студентов колледжа на основе изучения их личностных качеств, таких как эмпатия, толерантность, доброжелательность, коммуникабельность и профессиональная компетентность эффективно. И только благодаря тесному взаимодействию с педагогами, межличностному и межгрупповому общению студентов в колледже, взаимодействию студентов и наставников в лечебно-профилактическом учреждении, и, наконец, профессиональному общению с пациентами на практике будет формироваться на протяжении всего учебного процесса личность медицинского работника, отвечающая современным запросам медицины [2].

Список литературы

  1. Игнатьева Т.С. О проблеме развития нравственной культуры у студентов медицинских вузов://Сибирский педагогический журнал. 2012, № 5. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/o-probleme-razvitiya-nravstvennoy-kultury-u-studentov-meditsinskih-vuzov (дата обращения 27.10.2017)

  2. Храмцова Е.В, Пшеничнова И.В. Формы и методы формирования нравственного поведения студентов-будущих медицинских работников.// Наука, образование и культура. Сборник научных статей. Отв.ред. К.Е. Романова. – Шуя, Изд-во Шуйского филиала ИвГУ, 2017. – С. 146-150

Просмотров работы: 217