ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ ПОДРОСТКОВОЙ ГРУППЫ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ ПОДРОСТКОВОЙ ГРУППЫ

Солоденов Г.А. 1
1Шуйский филиал Ивановского Государственного университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одна из актуальных проблем подросткового возраста – проблема взаимоотношений со сверстниками. Именно взаимоотношения со сверстниками находятся в центре внимания подростка, которые в дальнейшем влияют на развитие личностных качеств и социального определения. Для подростка важно занять значимое место среди сверстников, быть признанным в группе. Но не каждый подросток может этого добиться, потому что индивидуальные особенности подростков мешают занять высокое статусное место, утвердиться в той социальной группе, которая для них является желательной. Нередко это связано с тем, что подростки не могут правильно оценить себя, и поэтому не могут найти подходящую для себя группу.

В данной работе представлены результаты изучения структуры подростковых групп и взаимоотношения в этих группах. Объект исследования: подростковые группы. Предмет исследования: строение и взаимоотношения в подростковой группе.

В результате анализа и обобщения научной психологической литературы мы пришли к выводам о том, что подростковая группа выполняет определенные функции:

- помогает подростку отойти от взрослых, стать самостоятельным;

- утвердить себя как личность, научиться правильно себя воспринимать и оценивать, сохранять и укреплять положительное в своей личности, избавляться от недостатков и отрицательных эмоций;

- подросток встречается с ровесниками, которые являются для него основным источником духовной культуры;

- подросток в группе отрабатывает свои коммуникативные умения и навыки.

Все члены группы имеют свой статус. Это звезды, лидеры, предпочитаемые, принятые, непринятые, пренебрегаемые, изгои. Но подросток принадлежит не только классу, как формальной организации, но и другим коллективам/группам. Коллектив становится для подростка положительной группой, если он хочет быть в этом классе, а класс его принимает. В противном случае подросток уходит в другие группы, в том числе и асоциальные.

В классе дети подразделяются, в основном, на высокостатусных, среднестатусных и низкостатусных. Звезды, отвергаемые и изгои – это единицы. Основную роль в классе играют среднестатусные подростки. Они занимают особую позицию в неформальной власти ученической группы. Именно среднестатусные подростки адекватно оценивают и осознают свою позицию в эмоциональной структуре группы. Они обеспечивают и себе и другим членам класса поле для эмоционального фона всей группы. А фон они могут создавать как положительный, так и отрицательный. Среднестатусные подростки по сравнению с высоко и низкостатусными заинтересованы в получении информации об отношении к себе всех без исключения категорий одноклассников. Среднестатусные подростки в меньшей степени, чем другие статусные категории ориентированы на статус сверстников при построении своих взаимоотношений в группе. Адекватно оценивая свое положение в группе и личностные особенности одноклассников, именно среднестатусные подростки способны сплотить класс. При этом высокостатусные и низкостатусные стремятся к идентификации в рамках группы именно со среднестатусными одноклассниками. Высокостатусные и низкостатусные в своем поведении всегда «оглядываются» на средних, которых, как правило, большинство. Среднестатусные подростки составляют наиболее активную категорию лиц в классе, они являются связующим звеном между лидерами и аутсайдерами, среднестатусные ученики способствуют стабильности эмоциональных отношений в классе и его сплоченности.

Полученные по итогам работы с научной литературой выводы мы проверили на практике. Исследование проводилось с обучающимися 9-го класса МОУ гимназии №1 г. Шуя Ивановской области.

Для определения статуса учеников в классе мы выбрали социометрическую технику (Дж. Морено). Учащимся раздаются бланки, на которых написано 2 вопроса: «Кого бы ты взял с собой в самый трудный поход?» и «Кого бы ты не взял с собой в самый трудный поход?». На этих бланках учащиеся пишут тех, кто им действительно дорог и с кем им хотелось разделить эти сложности, и тех, кто им не особо важен.

По результатам методики мы выяснили, какое же положение занимают учащиеся. Из 30 человек – 3 «звезды»; 10 «предпочитаемых»; 12 «принимаемых»; 5 «изолированных».

Коэффициент удовлетворенности отношениями в классе зависит от количества взаимных выборов. Коэффициент удовлетворенности высчитывается по формуле: КУ=(число детей, имеющих взаимные выборы)/(общее число всех детей класса) *100%. Количество взаимных выборов в классе 11, поэтому коэффициент составляет 37%. Это коэффициент относится к среднему уровню удовлетворенности взаимоотношениями. Коэффициент изолированности высчитывается по формуле: КИ= (число изолированных детей)/(общее число всех детей класса)*100%. Изолированных в классе пятеро, поэтому коэффициент изолированности составляет 17%. Это большой процент.

Для улучшения статусного положения некоторых подростков мы предложили психологические упражнения. Всего нами были предложены восемь упражнений: «Передай хорошее настроение», «Снежный ком», «Торжественная атмосфера», «Доверие», «Сплочение», «Доверительный контакт», «Считалка до», «Солнце дарит радость тем…». Данные упражнения были нацелены на налаживание взаимоотношений в классе, сплочение коллектива класса. Создания условий для проявления учащимися самостоятельности, ответственности и максимального сближения интересов детей.

После проведения упражнений мы провели повторный опрос. По результатам повторного опроса мы выяснили, какое же положение занимают обучающиеся сейчас. Из 30 человек – по-прежнему 3 «звезды»; 10 «предпочитаемых»; 13 «принимаемых»; 4 «изолированных.

Мы видим, что результаты мало изменились. «Звезд» в классе по-прежнему 3, «предпочитаемых» 10, а вот количество «принимаемых» и «изолированных» изменилось, соответственно 13 и 4. Коэффициент удовлетворенности взаимоотношениями в классе остался прежним 37%, т.к. количество взаимных выборов осталось прежним – 11 пар. Изменился только коэффициент изолированности. Он стал составлять 13%, т.к. количество изолированных уменьшилось с 5 до 4 учащихся.

Можно сделать вывод о том, что подростковые группы представляют собой достаточно устойчивые образования со сложившейся структурой. Для того чтобы произошли изменения в этих группах, нужна длительная работа с подростками.

Просмотров работы: 442