ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ

Фомина А.В. 1
1ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет», Шуйский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современное общество невозможно представить без взаимодействия представителей противоположных полов, поэтому в настоящее время становится актуально развитие гендерной психологии. Данная отрасль психологической науки сравнительно новая: «у нее очень длинная предыстория и очень короткая история» (Т.В.Бендас), но очень востребованная в сложившейся в мире ситуации спора мужчин и женщин за главенствующую роль в разных сферах жизни общества. В сфере коммуникации представители обоих полов сталкиваются с идентичными ситуациями, но проявляют свои способности по-разному. Особенно ярко это выражено в подростковый период, когда мальчики и девочки начинают осознавать различия между собой и противоположным полом. Поэтому проблемой нашего исследования стал поиск ответа на вопрос о специфике различий коммуникативных способностей мальчиков и девочек в подростковом возрасте.

Цель исследования: выявление гендерных различий коммуникативных способностей подростков

Объект исследования – коммуникативные способности подростков. Предмет исследования – гендерные различия коммуникативных способностей подростков.

Эмпирическое исследование проводилось на базе МКОУ Старогольчихинской основной общеобразовательной школы в Ивановской области.

Подростковый возраст – это период, когда организм ребенка претерпевает кардинальные физиологические и психические изменения. В российской психологии подростковым считается возраст от 9-11 до 14-15 лет, но важно отметить что, временные границы возраста индивидуальны для каждого ребенка. «Американская психология выделяет более продолжительный период – возраст тинейджеров, т.е. подростками считаются в 13-19 лет (числа с окончанием на - teen). Его называют пубертатным возрастом, т.е. возрастом полового созревания» [5, c. 201].

Новообразования данного возраста – это переходные пункты от ребенка к взрослому, охватывающие все стороны развития личности:

  • изменение ведущего вида деятельности. Учёба уходит на «второй план», уступая место социально – значимой деятельности;

  • появление чувства «взрослости», которое находит отражение в стремлении ребенка к самостоятельности;

  • половая дифференциация подростков;

  • интеллектуализация всего чувственного познания;

  • формирование самооценки подростка, наиболее влияющим на данный процесс фактором выступают отношения ребенка со сверстниками;

  • начало полового созревания, приводящее к формированию образа «Я» физического;

  • перерастание интересов подростка в увлечения, которыми он начинает заниматься профессионально. Интерес к той или иной деятельности сопровождается повышенной работой таких познавательных процессов, как память, внимание, восприятие;

  • расширение границ общения – взаимодействие со сверстниками выходит на первый план. Именно, общение со сверстниками становится одним из главных факторов развития личности подростка.

В подростковом возрасте половая дифференциация начинает активно влиять на процесс общения, важнейшей стороной которого выступает коммуникация, так как отвечает за обмен информацией, ориентированной на восприятие слушателем. Успех общения как у мальчиков-подростков, так и у девочек-подростков зависит от развития коммуникативных способностей, которые социально обусловлены и не являются генетически запрограммированными [2].

На развитие коммуникативных способностей подростков влияет речевая активность ребенка с раннего детства. Без достаточного коммуникативного опыта данные способности подростка будут развиты слабо. Гендерные различия коммуникативных способностей подростков обусловлены психологическими особенностями индивидов, разнообразием связей ребенка с социумом, влиянием мужских и женских стереотипов поведения на личность подростка. Различия в способностях представителей обоих полов по правильному произношению звуков, их подражанию, декорированию и пониманию речи, вербальному поведению, лингвистическим способностям в подростковом возрасте практически не наблюдаются [4].

Предпочтения при выборе собеседника между мальчиками и девочками не совпадают, но подростки будут охотнее идти на контакт: проявлять лидерские способности, раскрывать черты своего характера и т.д., если их круг общения будут составлять лица привлекающего их возраста, пола.

Характер взаимодействия девочек и мальчиков различен, способность решать поставленную цель в общении прослеживается в общении мальчиков, а детального анализа – у девочек.

В подростковом возрасте и у девочек, и у мальчиков в деятельности преобладает партнерское взаимодействие, но способность более активного, предметного, общения, ориентированного на взаимозависимость, была выявлена среди девочек. В данном сравнении проявляются различия регуляционно-коммуникативной стороны коммуникативных способностей подростков, которая, в большей степени, развита у девочек, т.к. они больше ориентированы на поддержку собеседника, а мальчики - на практический результат.

Ярко выражены гендерные различия подростков в способности воспринимать и использовать вербальные и невербальные сигналы. В процессе общения девочки-подростки больше доверяют невербальной информации, чем вербальной. Мальчики-подростки уступают противоположному полу в этих способностях, поэтому для них более значимым является вербальное общение [3] [1].

Эффективно-коммуникативная и информационно-коммуникативная стороны коммуникативных способностей у мальчиков и девочек проявляются по-разному, но подростки не уступают друг другу во владении данными видами способностей. Это обусловлено тем, что мальчики-подростки предпочитают быть сдержанными в своей речи, поэтому внешне девочки-подростки легче устанавливают эмоциональный контакт и грамотнее умеют использовать вербальные и невербальные средства.

Теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования показал, что коммуникативные способности подростков мужского и женского полов развиты в разной степени. Ярко проявляются различия таких коммуникативных способностей, как поддержка собеседника, концентрирование на цели беседы или подробный анализ деталей речи, а также использование вербальных и невербальных средств общения. Особенности развития способностей, связанных с биологическими задатками: понимание речи, произношение звуков, их подражание, незначительны. Случаев наличия способности у одного пола, и её отсутствие у другого не было выявлено, отличался лишь уровень владения этой способностью.

Эмпирическое исследование проводилось на базе МКОУ Старогольчихинской основной общеобразовательной школы в Ивановской области. В исследовании приняло участие 16 подростков в возрасте 13-14 лет: 8 девочек и 8 мальчиков (учащиеся 7-9 классов).

Цель эмпирического исследования – практическое изучение гендерных различий коммуникативных способностей подростков и разработка рекомендаций для педагогов по развитию данных способностей.

Для исследования гендерных различий коммуникативных способностей подростков использовалось методики:

1. Методика Мариона Снаудера «Оценка самоконтроля в общении» - тестирование, которое позволяет исследовать определённые психологические качества и свойства личности путем использования психологических тестов.

Цель – выявить различия подростков в способности самоконтроля в процессе коммуникации.

Данный тест помогает определить уровень контроля подростков при общении с другими людьми.

Анализ результатов показал, что в 7-9 классах способность самоконтроля мальчиков и девочек практически не отличается. Но девочек, у которых был выявлен высокий уровень развития данной способности, оказалось больше, чем мальчиков. Если рассматривать группу мальчиков и девочек отдельно, то в каждой из них большинство подростков имели средний уровень самоконтроля. Результатов, соответствующих минимальной (0) и максимальной (10) оценке теста не было зафиксировано.

2. Метод наблюдения, который позволяет зафиксировать необходимые данные в естественных условиях повседневной жизни подростка. Т.С. Бобкова отмечает, что наблюдение является самым эффективным методом изучения различий полоролевого поведения подростков.

Цель – проанализировать, как в ходе групповой работы будут проявляться коммуникативные способности учеников 7 - 9 классов.

Ученики были разделены на команды на 4 команды, в каждой из которых было два мальчика и две девочки. Подросткам было предложено разыграть сценку на тему «Наш любимый вид спорта», при этом постановка должна сопровождаться как речевым пояснением, так и разыгрыванием какого-либо действия.

В ходе наблюдения оценивались четыре показателя по трёхбалльной шкале:

  • Лидерство (инициативность), отражающий желание ученика быть задействованным в деятельности.

  • Умение слушать, отражающий способность подростка «слышать» точку зрения других.

  • Владение вербальными и невербальными сигналами, отражающий развитие способности по правильному использованию речи и визуальных средств коммуникации.

  • Эмоциональность, отражающий уровень владения и управления подростком своими эмоциями.

Сравнение по заданным критериям суммы баллов между мальчиками и девочками говорит о том, что в подростковом возрасте девочки превосходят мальчиков в умении слушать и брать на себя роль лидера в группе. Гендерные различия подростков в способности использования вербальных и невербальных средств коммуникации незначительны. Способность управлять своими эмоциями лучше развита у мальчиков-подростков. Наличие ответов, оцениваемых в 1 балл (минимальная оценка), было больше у мальчиков по критерию - умение слушать, и у девочек по критерию - умение контролировать свои эмоции. В ходе наблюдения ни у мальчиков, ни у девочек не было случая отказа ученика от задания.

Таким образом, на практике было выявлено, что гендерные различия коммуникативных способностей подростков несущественны. В ходе наблюдения и тестирования было замечено, что общие результаты подростков не превосходят половину возможно набранных баллов. Это подтверждает данные, полученные в ходе анализа научной литературы, о том, что подросток – это ещё не полностью сформированная личность, познавательные процессы которой ещё не закончили своё развитие.

Теоретическое и эмпирическое исследование показало, что при организации коммуникативного взаимодействия преподавателю следует учитывать гендерные особенности подростков. Поэтому, основываясь на результатах исследования, были составлены следующие рекомендации:

  • У девочек в подростковом возрасте способность брать на себя лидерские роли в общении развита лучше, чем у мальчиков, поэтому необходимо при организации деятельности предлагать представителям сильного пола ведущие роли, для развития их лидерских способностей.

  • Мальчики в подростковом возрасте в коммуникативном взаимодействии со взрослыми и сверстниками лучше управляют своими эмоциями, поэтому в постановке коммуникативных задач для девочек целесообразно использовать тренинги, игровые проблемные ситуации, игры, которые направлены на развитие способности управления своими эмоциями: в нужный момент уметь эмоционально реагировать и гасить эмоциональные всплески.

Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы при составлении плана урока, направленного на развитие коммуникативных способностей подростков, учитывая их гендерные различия.

Список литературы

  1. Бендас Т.В. Гендерная психология: учебное пособие / Т.В. Бендас. - СПб.: Питер, 2006. - 431 с.

  2. Булыгина Л.Н. Формирование коммуникативной компетентности подростков / Л.Н. Булыгина // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2014. - №3. - С. 23-27.

  3. Воронко Е.В. Гендерные различия в коммуникативной сфере подростка как объект исследования. [Электронный ресурс]: Наука и технологии: шаг вперёд в будущее, 2007. - Режим доступа: http://www.rusnauka.com/5._NTSB_2007/Psihologia/19192.doc.htm

  4. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2012. – 576 с.

  5. Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие для вузов / Н.Н. Палагина. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. – 288 с.

Просмотров работы: 600