ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ

Мартынова М.И. 1
1ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет», Шуйский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современном обществе каждый ребенок сталкивается с конфликтными ситуациями в школе. В последнее время конфликтное поведение становится часто встречающимся явлением в общении школьников с окружающими его людьми. На это указывают и информация в СМИ, и повышение числа запросов на работу психолога с трудными подростками.

Проблемой нашего исследования стал поиск ответа на вопрос: каковы психологические особенности поведения старших школьников в конфликтных ситуацияx?

Цель: изучить психологические особенности поведения подростков в конфликтных ситуациях.

Объектом исследования являются учащиеся подросткового возраста. Предмет исследования – психологические особенности их поведения в конфликтных ситуациях.

Рассматривая подходы к определению понятия конфликта, мы остановились на наиболее точном, на наш взгляд, определении А.Я. Анцупова и А.И. Шипилова: «Под конфликтом понимается наиболее острый способ развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающийся их негативными эмоциями по отношению друг к другу».

Конфликт, как и любой другой процесс, имеет свою структуру. К структурным элементам конфликта можно отнести:

  1. предмет (противоречие, в котором находит отражение стычка целей и интересов сторон);

  2. объект (причина, которой может стать какая-либо ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся обе стороны);

  3. участники конфликта и их действия;

  4. исход конфликта (результат).

Обычно конфликты возникают из-за тяги к удовлетворению своих интересов. Возникновение и развитие конфликтов предопределено воздействием четырех групп факторов: объективных и организационно-управленческих, которые носят объективный характер, и социально-психологических и личностных, носящих субъективный характер.

К объективным причинам относятся те, которые привели субъектов к стычке их мнений, интересов, желаний. Они формируют предконфликтную ситуацию.

Организационно-управленческие причины обусловлены созданием и функционированием организаций, коллективов, групп.

К третьей группе, социально-психологическим причинам, относятся те, для которых характерно непосредственное взаимодействие людей, фактор их включения в социальные группы

Личностными причинами возникновения конфликтов являются индивидуально-психологические особенности его участников.

Конфликт – явление динамичное, имеющее свое начало, фазу открытого конфликтования и завершение. Завершающий этап конфликта выражают термином «разрешение конфликта». По мнению А.Я. Анцупова и А.И. Шипилова, конфликт может завершиться несколькими способами. Соперничество характеризуется навязыванием наилучшего для себя решения, невозможностью дать оппоненту осуществить свои желания. Компромиссу свойственны частичные отказы от ранее предъявляемых требований и их признания противоположной стороной. Приспособление отличается необходимым отказом от своих позиций. Избеганию характерен уход от решения проблемы при минимальных затратах. Сотрудничество рассматривается как более действенное и результативное поведение, включающее в себя конструктивное обсуждение проблемы и общий поиск решения проблемы.

Рассматривая специфику протекания конфликтов в подростковом возрасте, мы обратили внимание на то, что ведущая роль в этом возрасте принадлежит не учебной деятельности, а налаживанию отношений с окружающими. Подростковый возраст характеризуется чередованием периодов «закрытости» и «открытости» в общении. «Закрытость» проявляется в стремлении подростка оградить свой внутренний мир. В периоды «открытости» подросток, наоборот, нуждается в беседе о себе, о своих проблемах, переживаниях, о происходящих в нем переменах. Особую значимость имеет общение со сверстниками, в процессе которого они осваивают приемы взаимоотношений. Общение подростка характеризуется частой изменчивостью настроения. Именно в подростковом возрасте отмечается повышение уровня конфликтности.

Исследование поведения старших школьников в конфликтах проводилось на базе МКОУ Пуреховская СШ (Нижегородская область, г.о. Чкаловск, с. Пурех). Выборку составили обучающиеся 9-11 классов в количестве 28 человек (в возрасте 15-17 лет).

Для выявления стиля поведения в конфликтных ситуациях был использован тест К. Томаса. Тест состоит из 30 пар суждений. Чтобы определить, к какому типу относится испытуемый, ему предлагается выбрать то, которое наиболее характерно для его поведения. Для того чтобы урегулировать или управлять конфликтной ситуацией, необходимо установить, какие формы поведения в конфликтах характерны людям.

К. Томас выделил пять способов регулирования конфликтов: соперничество, приспособление, компромисс, избегание, сотрудничество.

Полученные результаты были обработаны. Оказалось, что:

  • 25% (7 человек) опрошенных учащихся для разрешения конфликта выбирают компромисс;

  • 21,4% (6 человек) опрошенных учащихся для разрешения конфликта выбирают избегание;

  • 17,9% (5 человек) опрошенных учащихся для разрешения конфликта выбирают соперничество;

  • 17,9% (5 человек) опрошенных учащихся для разрешения конфликта выбирают приспособление;

  • 10,7% (3 человека) опрошенных учащихся для разрешения конфликта выбирают сотрудничество;

  • 7,1% (2 человека) опрошенных учащихся не определились с выбором метода разрешения конфликта.

Таким образом, четверть испытуемых для завершения конфликта выбирают компромисс, а чуть меньшее количество ребят выбирают избегание. Это характеризует их как людей, старающихся выйти из конфликтной ситуации с наименьшими потерями для себя.

Для определения уровня склонности к конфликтам была использована анкета «Конфликтная ли вы личность». Она состоит из 8 вопросов, где нужно выбрать один из трех вариантов, наиболее соответствующих предложенной ситуации. Оказалось, что склонными к конфликту в группе являются 7 человек, что составляет 25% испытуемых, а 14 человек (75% испытуемых) конфликтуют только тогда, когда нет другого выхода. Следовательно, большая часть испытуемых являются склонными к конфликту. Таким образом, больше половины испытуемых имеют склонность к конфликтам. Это характеризует их как эгоистичных, зацикленных на своем мнении, агрессивных людей. Они имеют отрицательную оценку со стороны окружающих.

Прогнозирование возможных вариантов развития событий позволяет результативно управлять ими, создает возможность применять эффективные меры по их предупреждению. Поэтому, основываясь на результатах исследования, были предложены следующие рекомендации предупреждения конфликтов.

  1. Умейте определять предконфликтную ситуацию, а в случае ее возникновения вернитесь к нормальному взаимодействию.

  2. Умейте понимать и уважать мнение собеседника.

  3. В процессе обсуждения не перебивайте собеседника.

Управление конфликтами в большинстве случаев осуществляется путем их профилактики. Но предотвратить все конфликты невозможно. Поэтому внимание стоит уделить и поведению в конфликтных ситуациях. Вот основные рекомендации поведения в конфликте:

  1. Справедливо и терпеливо относитесь к инициатору конфликтной ситуации.

  2. Не расширяйте зону конфликтной ситуации, т. е. рассматривать нужно только данный случай и только здесь и сейчас.

  3. Контролируйте свои эмоции, сдерживайте тон высказываний, сохраняйте спокойствие. Нужно говорить так, чтобы в голосе не были заметны гнев и раздраженность.

  4. Избегайте личных конфликтов, затрагивающих чувство самоуважения человека.

  5. Рассмотрите различные альтернативные способы завершения конфликта. Таковыми могут быть компромисс, сотрудничество.

Таким образом, мы выявили, что большинство подростков, несмотря на повышенный уровень своей конфликтности, выбирают альтернативные способы разрешения конфликтных ситуаций (компромисс, приспособление или избегание). Но также немалое количество выбирают соперничество, что плохо влияет на положительное завершение конфликта.

Следовательно, нужно помогать подросткам учиться управлять своими эмоциями, для того чтобы конфликтные ситуации разрешались мирным путем, без нанесения ущерба какой-либо стороне.

Просмотров работы: 433