ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ

Агишина Д.А. 1
1СИ ЭУиП ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современных условиях эволюции национальной и мировой экономики, когда ужесточается конкурентная борьба, ограничивается доступа к ресурсам и капиталу на мировых рынках, возрастает значимость стратегического управления компанией. Ключевой элемент механизма стратегического управления финансами организации – это прогнозирование финансовых показателей, которое позволяет оценить перспективы деятельности, отобрать наиболее оптимальные способы достигнуть цели, сформировать обоснованную стратегию управления финансами и установить подходящие границы, в рамках которых будут реализовываться финансовые планы предприятия.

Малый бизнес выступает в качестве одновременно важнейшего элемента как социальной, так и экономической среды. Развитие малого бизнеса оказывает воздействие на различные сферы экономики и, через цены и тарифы на услуги и товары, оказывает влияние на структуру денежных расходов населения, формирует тем самым, масштабы и структуру рынка потребительских товаров и услуг. Поэтому, актуальность выбранной темы исследования обусловлена рядом факторов:

- высокая теоретическая и практическая значимость проблемы повышения эффективности стратегического управления финансами предприятия на основе научной методологии прогнозирования финансовых результатов;

- необходимость разработки и внедрения современных, адекватных текущей экономической ситуации, методик и моделей прогнозирования финансовых результатов;

- отсутствие комплексных исследований по данному вопросу, что не позволяет получить полное представление о прогнозировании финансовых показателей как составном элементе системы стратегического управления финансами предприятия.

Формирование и реализация финансовой стратегии на основе новейших научных методов финансового прогнозирования и моделирования играют важную роль в обеспечении эффективного развития предприятия любой отрасли. Согласно законодательству РФ, прогнозированием является деятельность участников стратегического планирования, направленная на разработку научно обоснованных представлений о рисках социально-экономического развития, об угрозах национальной безопасности Российской Федерации, о направлениях, результатах и показателях социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Финансовые прогнозы дают возможность рассмотреть различные варианты развития финансов при оптимистическом, пессимистическом и усредненном сценариях развития экономики, конъюнктуры рынка.

Можно отметить следующие методические подходы, используемые при прогнозировании:

  • прогнозирование всегда ведется от настоящего в будущее посредством установленных причинно-следственных связей;

  • определение будущей цели и ориентиров движения от будущего к настоящему.

В настоящее время существует большое множество различных методов прогнозирования. На практике же, в качестве основных, используется лишь 15-20 методов. На рис. 1 приведена классификация методов прогнозирования финансовых показателей предприятия.

Рис. 1 Классификация методов прогнозирования финансовых показателей предприятия

Таким образом, методы прогнозирования - это совокупность приемов и способов мышления, позволяющих на основе анализа ретроспективных данных, экзогенных (внешних) и эндогенных (внутренних) связей предприятия, а также их измерений в рамках рассматриваемого процесса вывести суждения определенной достоверности относительно будущего развития предприятия.

Базой проведенного исследования стало общество с ограниченной ответственностью «НИДИ» (ООО «НИДИ»). Общество с ограниченной ответственностью «НИДИ» является юридическим лицом, которое действует на основании устава и законодательства страны. На 1 января 2017 года в организации ООО «НИДИ» работает 16 человек.

Цель деятельности – продажа автомобильной продукции, пользующейся спросом среди частных автовладельцев, транспортных организаций и промышленных предприятий. Общество осуществляет следующие основные виды деятельности:

– продажа масел (моторных, трансмиссионных, индустриальных);

– продажа пластичных (консистентных) смазок;

– продажа автохимии; охлаждающих жидкостей (антифризов) для автомобильной техники и систем отопления;

– продажа шин для грузовой, сельскохозяйственной и специальной техники, и их обслуживание;

– продажа аккумуляторов для всех видов техники.

ООО «НИДИ» является официальным представителем торговых марок:

• «Sintoil» (масла);

• «Sintec» (антифризы);

• «RUNWAY» , «Sapfire» (автохимии);

• «Аком», «Орион» (аккумуляторы);

• «Big», «MANN» (фильтры);

• «PHANTOM» (аксессуары).

ООО «НИДИ» имеет высокую деловую репутацию среди клиентов и поставщиков, а также обширную сбытовую сеть. ООО «НИДИ» располагает собственной сетью розничных автомагазинов, что позволяет ей анализировать и изучать рынок автомобильной продукции, предлагать новые методы работы и товары, пользующиеся спросом среди конечных потребителей.

Основная миссия предприятия – поставка качественной продукции и построение эффективной, устойчивой системы продаж, ориентированной на удовлетворение нужд розничного сегмента, отраслей промышленности, автотранспортных и аграрных предприятий. Система работы описывается следующей последовательностью действий:

Торговый представитель еженедельно в соответствии с маршрутом посещает торговые точки. Он формирует заявку, которая в течение 5 секунд поступает в центральный офис.

Оператор получает заявку, обрабатывает ее и отправляет на склад, где товар резервируется и собирается для отправки клиенту. Отгрузки со склада осуществляются ежедневно. Клиент получает товар в течение 24 часов.

Экономическая работа в ООО «НИДИ» осуществляется финансовым отделом, в сферу ведения которого входят: финансовое планирование, оперативная работа, контрольно-аналитическая работа.

Планирование финансовых результатов – достаточно значимый участок финансово-экономической работы на предприятии. Основным направлением стратегического планирования на анализируемом предприятии является составление плана доходов и расходов денежных средств.

Анализируя процесс стратегического планирования в ООО «НИДИ», необходимо отметить, что на предприятии используется расчетно-аналитический метод планирования. Планирование на предприятии осуществляется по доходам и расходам, связанным с основной деятельностью.

Анализируя эффективность стратегического финансового планирования на предприятии за период 2014 – 2016 гг., рассчитаем отклонения плановых показателей стратегического финансового плана от фактических в 2014 – 2016 гг. Для осуществления анализа составим таблицу (табл. 1).

Таблица 1

Показатели выполнения плана финансовых результатов

ООО «НИДИ» за 2014 – 2016 гг.

Показатель

2014 г.

2015 г.

2016 г.

План

Факт

Откл., %

План

Факт

Откл., %

План

Факт

Откл., %

Общая сумма доходов от реализации, тыс. руб.

55270

53605,8

96,99

68255

67543,3

98,96

73122

72946,4

99,76

Общая сумма расходов по реализации, тыс. руб.

51345

52696,4

102,63

62378

66347,3

106,36

69255

71232,1

102,85

Рис. 2 Показатели выполнения плана доходов от реализации ООО «НИДИ» за 2014 – 2016 гг.

Как следует из данных табл. 1 и рис. 2, план доходов от реализации за рассматриваемый период не выполнялся. В 2014 г. значение показателя составило 53605,8 тыс. руб., что на 3 % меньше планового значение, в 2015 г. 67543,31 тыс. руб., что меньше планового значения, на 1,04 %. В 2016 г. расхождение с плановым показателем менее 1 %.

Общая сумма расходов по реализации в 2015 г. составила 66347,27 тыс. руб., что на 6,36 % больше планового значения показателя. В 2016 г. показатель равен 71232,11 тыс. руб., это на 2,85 % превышает плановое значение.

Делая общий вывод по стратегическому финансовому планированию в ООО «НИДИ» в 2014 – 2016 гг., отметим, что на предприятии достаточно эффективно осуществляется планирование затрат и конечного финансового результата деятельности предприятия. Однако имеются некоторые расхождения показателей с плановыми.

Оценим эффективность планирования прибыли ООО «НИДИ». Оценка осуществляется по пятибалльной системе и рассчитывается как среднеарифметическое значение баллов по указанным выше критериям к общему количеству критериев:

- до 3 баллов - низкоэффективная;

- от 3,1 до 4 баллов - среднеэффективная;

- от 4,1 до 5 баллов – высокоэффективная.

Для критериев оценки эффективности финансового планирования в ООО «НИДИ» автором совместно с руководителем финансового отдела была разработана следующая бальная система:

Таблица 2

Критерии оценки эффективности финансового планирования

в ООО «НИДИ»

Наименование критериев

Оценка

5 баллов

4 балла

3 балла

2 балла

1 балл

Степень выполнения плана доходов

100 – 97 %

96 – 90 %

89 – 80 %

79 – 70%

< 70 %

Степень выполнения плана расходов

100 – 97 %

96 – 90 %

89 – 80 %

79 – 70%

< 70 %

Степень выполнения плана по финансированию

100 – 97 %

96 – 90 %

89 – 80 %

79 – 70%

< 70 %

Степень выполнения плана по прибыли

100 – 97 %

96 – 90 %

89 – 80 %

79 – 70%

< 70 %

Эффективным считается такое планирование, при котором расхождения между фактическими данными и запланированными минимальны. Определим, насколько эффективным является планирование в ООО «НИДИ» (табл. 3).

Таблица 3

Оценка эффективности финансового планирования в ООО «НИДИ»

Наименование критериев

Значение показателя, %

Баллы

Степень выполнения плана доходов (ПД)

99

5

Степень выполнения плана расходов (ПР)

97

5

Степень выполнения плана по валовой прибыли

94

4

Степень выполнения плана по чистой прибыли (ПП)

96

4

Рассчитаем показатель качества планирования деятельности предприятия:

КД= ПД * 0,3 + ПР * 0,3 + ПФ * 0,2 + ПП * 0,2 = 5*0,3 + 5*0,3 + 4 * 0,2 + 4 * 0,2 = 4,6.

В целом по проведенному анализу и оценив критерии эффективности планирования можно сделать вывод, что на предприятии финансовая служба достаточно эффективно планирует формирование финансовых результатов предприятия. Далее перейдем непосредственно к прогнозированию результатов деятельности ООО «НИДИ» на 2017 г.

Для прогнозирования результатов деятельности ООО «НИДИ» воспользуемся методом процента от доходов от реализации. Общая сумма доходов от реализации в 2016 г. составила 72946,44 тыс. руб. В основу прогноза положим увеличение суммы доходов от реализации на 20 %. Рассчитаем процент от суммы доходов для финансовых показателей 2016 г. (табл. 4)

Таблица 4

Расчеты процента от суммы доходов от реализации для финансовых показателей 2016 г.

Показатель

Расчет

Результат

Общая сумма расходов по реализации, %

71232,1 / 72946,44 * 100 %

97,65

Дебиторская задолженность, %

4189 / 72946,44 * 100 %

5,7

Исходя из показателей, методом процента от доходов от реализации, получили результат, благодаря которому, известна общая сумма расходов предприятия, а также, дебиторская задолженность. Данные понадобятся нам в дальнейших расчетах прогнозных значений показателей на 2017 г. (табл. 5)

Таблица 5

Расчет прогнозных значений основных показателей деятельности

ООО «НИДИ» на 2017 г.

Показатель

Расчет

Результат

Общая сумма доходов от реализации, тыс. руб.

72946,44/100 * 120

87535,73

Общая сумма расходов по реализации, тыс. руб.

87535,73 / 100 * 97,65

85478,64

Дебиторская задолженность, тыс. руб.

87535,73 / 100 * 5,7

4989,54

Показатели предыдущей таблицы позволили расчитать величин прогнозируемых доходов и расходов предприятия, при его дальнейшей стабильной работе. Результаты расчетов сведены в таблицу (табл. 6). Как Общая сумма доходов от реализации в 2017 г. составит 87535,73 тыс. руб. Остальные финансовые показатели увеличатся в среднем на 20 %. Так, общая сумма расходов в 2017 г. составит 85478,64 тыс. руб.

Таблица 6

Прогноз доходов и расходов ООО «НИДИ» на 2017 г.

Показатели

2016 г., тыс. руб.

Процент от продаж

2017 г., тыс. руб. (Прогноз)

Изменение (+-), тыс. руб.

Темп изменения, %

Общая сумма доходов от реализации

72946,44

100

87535,73

14589,29

120,00

Общая сумма расходов по реализации

71232,11

97,65

85478,64

14246,53

120,00

Дебиторская задолженность

4189

5,7

4989,54

800,54

119,11

Таким образом, финансовое прогнозирование является:

- эффективным инструментом, позволяющим принимать научно обоснованные управленческие решения; необходимым составным элементом системы стратегического управления в компании; ключевым процессом при разработке и реализации финансовой стратегии;

- одним из основных условий эффективного финансового планирования.

В работе определено, что финансовое прогнозирование представляет собой научное исследование перспектив и путей развития финансов компании, носящее вероятностный, многовариантный, но достаточно достоверный характер для принятия стратегических управленческих решений.

Результатом процесса финансового прогнозирования является научно обоснованный финансовый прогноз, который представляет собой выраженное в словесной, математической, графической или другой форме суждение о возможном состоянии финансов компании в будущем или альтернативных путях достижения этого состояния. На практике финансовый прогноз - это документ, фиксирующий возможную степень достижения тех или иных целей субъекта хозяйствования в зависимости от принятой стратегии.

Список использованных источников
  1. Афонина, И.А. О роли стратегического планирования в повышении конкурентоспособности промышленных предприятий / И.А. Афонина // Микроэкономика. - 2012. - № 2. - С.60-64.

  2. Вечканов, Г. Планирование как система и метод управления / Г. Вечканов // Экономист. - 2012. - № 12. - С.3-16.

  3. Кеменов, А.В. Теоретические проблемы управления денежными потоками организации в кризисной ситуации / А.В. Кеменов // Финансы. - 2014. - № 11. - C.63-66.

  4. Меркулова, Ю. Стратегическое планирование на макро и микроэкономическом уровне для решения задач повышения эффективности хозяйствования / Ю. Меркулова // Общество и экономика. - 2011. - № 6. - С.29-76.

  5. Рыжакина, Т. Интегрированные инструменты планирования на предприятии / Т. Рыжакина // Пробл. теории и практики управл. - 2013. - № 1. - С.134-142.

  6. Садков В. О формировании системы антикризисного управления в России / В.Садков, М.Мельникова // Общество и экономика. - 2013. - N 9. - С.73-85.

  7. Салимова, Т. Стратегическое планирование в системе менеджмента качества / Т. Салимова, Е. Савелова // Пробл. теории и практики управл. - 2012. - № 3. - С.70-74.

Просмотров работы: 315