ПРОИЗВОДСТВО ИМПОРТОЗАМЕЩАЮЩИХ ПРОДУКТОВ – МЯСО КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА (ПАРНОЕ, ОСТЫВШЕЕ, ОХЛАЖДЁННОЕ) В РФ С 2010 ПО 2016 - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРОИЗВОДСТВО ИМПОРТОЗАМЕЩАЮЩИХ ПРОДУКТОВ – МЯСО КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА (ПАРНОЕ, ОСТЫВШЕЕ, ОХЛАЖДЁННОЕ) В РФ С 2010 ПО 2016

Касумаев Б.А. 1
1БУ ВО ХМАО-Югры СурГПУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На данный момент экономика Российской Федерации переживает не самые лучшие времена. На примере развитых стран можно сделать выводы о том, что продовольственная безопасность имеет важнейшее значение в их экономике. США, Китай и Канада наиболее близки к показателям продовольственной безопасности (удельный вес отечественной сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов внутреннего рынка, в %: по зерну не менее – 95; по сахару не менее – 80; по растительному маслу не менее – 80; по мясу и мясопродуктам (в пересчете на мясо) не менее – 85; по молоку и молокопродуктам (в пересчете на молоко) не менее – 90; по рыбе и рыбопродуктам не менее – 80; по картофелю не менее – 95; по соли пищевой не менее – 85.

Сегодня мы далеки от таких показателей, но государство кардинальным образом решило поменять стратегию развития импортозамещения. На это повлияло множество различных факторов, основным из которых являются экономические санкции, которые коснулись различных сфер деятельности. Для того, чтобы устранить эту проблему и выйти на динамичный и устойчивый экономический рост требуется масштабное увеличение и расширение рынков для товаров и услуг национальных производителей, привлечение инвестиций для активизации национального производства. В этой связи политика развития импортозамещения представляется нам как наиболее правильная и эффективная для текущего состояния российской экономики.

Ограничение доступа к мировым рынкам, технологиям, финансовым ресурсам, а также большая вероятность дальнейшего расширения санкций могут привести к тому, что технологическое отставание России от западных стран будет нарастать. Для преодоления этих тенденций России предстоит создать новые механизмы повышения национальной, в том числе и продуктовой безопасности. Официальная статистика производства импортозаменяющей продукции представлена в отчётах ФСГС России (Росстата).

На официальном сайте Росстата представлены показатели, характеризующие импортозамещение в России (таблица 1 составлена по данным Росстата).

Таблица 1

Производство мяса крупного рогатого скота (парное, остывшее, охлаждённое), направленное на импортозамещение в РФ за период с 2010 по 2016 годы

Год

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

Производство мяса крупного рогатого скота (парное, остывшее, охлаждённое), направленное на импортозамещение, тыс.тонн

220

190

178

199

185

203

195

За период с 2010 по 2016 гг. объем производства мяса крупного рогатого скота (парное, остывшее, охлаждённое), направленное на импортозамещение, снизилось на 25 000 тонн. В среднем за год объем производства мяса крупного рогатого скота (парное, остывшее, охлаждённое), направленное на импортозамещение, составляет 195 714 тонн. Отмечается значительное снижение объема производства мяса крупного рогатого скота (парное, остывшее, охлаждённое), предназначенного для импортозамещения, минимальное значение которого пришлось на 2012 год и составляло 178 000 тонн, тогда как в 2010 году наблюдался самый высокий объем производства, составивший 220 000 тонн. С каждым годом объем производства мяса крупного рогатого скота (парное, остывшее, охлаждённое), направленное на импортозамещение, снижается в среднем на 4 166 тонн, что составляет 6 % от объемов базисного года и 2016 года. С каждым процентом объем производства мяса крупного рогатого скота (парное, остывшее, охлаждённое), направленное на импортозамещение, снижается на 250 тонн.

Трендовый анализ, выполненный на основе изучения временных рядов, дает графическую интерпретацию ряда (рис. 1).

Рис.1 Трендовый анализ уровня безработицы в Уральском Федеральном округе за период с 2010 по 2018 гг.

Представленный трендовый анализ производился по значениям показателей, представленных в таблице 1. Коэффициент аппроксимации при данном анализе должен стремиться к 1, так в анализируемом случае коэффициент аппроксимации в экспоненциальной модели равен 0,046, в линейной модели равен 0,0565, в логарифмической 0,0566, в полиномиальной 0,4418, в степенной 0,0461. Для прогнозирования линии тренда была выбрана модель с наивысшим коэффициентом аппроксимации 0,4418, которая описывается следующим уравнением:

y = 2,2619x2 - 9107,9x + 9E+06. Коэффициент аппроксимации 0,4418 свидетельствует о том, что точность прогнозирования данным методом составляет 44,18 %. По данным уравнения тренда ожидается повышение объемов производства мяса крупного рогатого скота (парное, остывшее, охлаждённое), направленного на импортозамещение в РФ. В 2017 году этот объём снизится до 201 318 тонн, в 2018 году увеличится до 212 108 тонн.

В ходе проведенного анализа, была выдвинута гипотеза, что чем больше производство основных продуктов животноводства, тем больше производство импортозамещающего мяса крупного рогатого скота. Для подтверждения или опровержения поставленной гипотезы применяем методы стохастического анализа, которые начинаются с проверки наличия или отсутствия связи между признаками. Для того чтобы выявить связь между производством мяса крупного рогатого скота (парное, остывшее, охлаждённое), направленного на импортозамещение и производством основных продуктов животноводства был применен метод сопоставления параллельных рядов (Таблица 2).

Таблица 2

Метод сопоставления параллельных рядов (объемов производства импортозамещающих продуктов мяса крупного рогатого скота парное, остывшее, охлаждённое в РФ и объемов Производство основных продуктов животноводства в РФ)

Производство основных продуктов животноводства в РФ, тыс. тонн (X)

Производство импортозамещающих продуктов мяса крупного рогатого скота (парное, остывшее, охлаждённое) в РФ, тыс.тонн (Y)

2827

195

2876

203

2888

190

2909

199

2911

185

2912

178

3053

220

По результатам сравнения наблюдаем прямую связь изучаемых признаков.

Расчет коэффициента корреляции (Таблица 3) (R = 0,59) показал, что связь между признаками средняя, прямая. Вместе с тем, рассматриваемый фактор оказывает наиболее значительное влияние на объем производства мяса крупного рогатого скота (парное, остывшее, охлаждённое) направляемого на импортозамещение по сравнению с прочими проверяемыми факторами, такими как: ВВП, Баланс ресурсов и использования мяса и мясопродуктов по Российской Федерации, стоимость кормовой базы, стоимость горючего топлива, стоимость условного (минимального) набора продуктов питания. Положительный коэффициент говорит о том, что между признаками связь прямая, т.е. с ростом одного фактора, второй тоже растет.

Таблица 3

Данные для нахождения коэффициента корреляции, регрессии и детерминации

№ наблю-дения

Производство основных продуктов животноводства в РФ, тыс.тонн Х

Производство импортозамещающих продуктов мяса крупного рогатого скота парное, остывшее, охложденое в РФ, тыс.тоннY

Xi-Xcp

Yi-Ycp

(Xi-Xcp)22

(Yi-Ycp) 22

(Xi-Xcp)* (Yi-Ycp)

1

3053

220

142,1

24,3

20204,6

589,8

3452,0

2

2888

190

-22,9

-5,7

522,4

32,7

130,6

3

2912

178

1,1

-17,7

1,3

313,8

-20,2

4

2909

199

-1,9

3,3

3,4

10,8

-6,1

5

2911

185

0,1

-10,7

0,0

114,8

-1,5

6

2876

203

-34,9

7,3

1215,0

53,1

-254,0

7

2827

195

-83,9

-0,7

7032,0

0,5

59,9

Итого

20376,0

1370,0

         

Среднее значение

2910,9

195,7

   

28978,9

1115,4

3360,7

Коэффициент корреляции = 3360,7/√(28978,9*1115,4) = 0,59

Для того чтобы определить процент влияния фактора на результирующий признак, т.е. влияние основных продуктов животноводства в РФ на объем производства мяса крупного рогатого скота (парное, остывшее, охлаждённое), направленное на импортозамещение, был произведен расчет коэффициента детерминации. Коэффициент показывает, что объём импортозамещения по данному виду продукта в РФ на 35% зависит от производства основных продуктов животноводства в РФ, и на 65% от других факторов: ВВП, баланс ресурсов и использования мяса и мясопродуктов по Российской Федерации, стоимость кормовой базы, стоимость горючего топлива, стоимость условного (минимального) набора продуктов питания и другие.

При расчете коэффициента регрессии было получено то, что с увеличением производства основных продуктов животноводства в РФ на 1 тыс.тонн, импортозамещение производства мяса крупного рогатого скота (парное, остывшее, охлаждённое) возрастает на 0,12 тыс.тонн.

В заключение всей работы необходимо отметить то, что объем импортозамещения производства мяса крупного рогатого скота (парное, остывшее, охлаждённое) с течением лет остается неизменным и не наблюдается значительного его повышения, несмотря на то, что Правительство приняло к реализации программу Импортозамещения. Это говорит о том, что, несмотря на актуальность и важность проблемы импортозамещения этот процесс идет очень медленно. В связи с чем, была разработана доктрина продовольственной безопасности, которая была составлена еще в 2010 г. В последующем она не раз подвергалась доработке, но общий смысл оставался прежним. Он заключается в создании условий на отечественном рынке, при которых российские производители смогут укрепить свои позиции, а экономика отрасли будет менее зависима от зарубежных товаров. В некотором роде импортозамещение отрасли сельского хозяйства стало инструментом достижения задач доктрины. Также государство ведет политику по сокращению импорта и были введены следующие документы и мероприятия в отрасли сельского хозяйства: госпрограмма развития с/х на 2013–2020 (пост. правительства №717 от 14.07.12, разработка Минсельхоза), запрет на ввоз сельхозпродукции до 06.08.16 (указы президента №560 от 06.08.14 и №320 от 24.06.15), план мероприятий по содействию импортозамещению в с/х на 2014–2015 (распоряжение правительства №1948-р от 02.10.14), снижение ввозных пошлин. Госпрограмма развития с/х на 2013–2020 (пост. правительства №717 от 14.07.12, разработка Минсельхоза) включает следующие цели:

  1. Обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации с учетом экономической и территориальной доступности продукции агропромышленного комплекса (индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) в 2020 году составит 108,6 - 110,8 процента к 2015 году);

  2. Достижение значения произведенной добавленной стоимости, создаваемой в сельском хозяйстве, в 2020 году в объеме 3890-4050 млрд. рублей;

  3. Темп роста экспорта продукции агропромышленного комплекса;

  4. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства в 2020 году составит 111,3-113,1 процента к 2015 году;

  5. Достижение объема располагаемых ресурсов домашних хозяйств (в среднем на 1 члена домашнего хозяйства в месяц) в сельской местности в 2020 году в размере 17900-18300 рублей.

На мой взгляд, необходимо учитывать, что внешне ориентированная импортозамещающая политика способствует структурным сдвигам в общественном производстве, которые в свою очередь будут способствовать вытеснению с внутреннего рынка импортной продукции, что способно обеспечивать не только экстенсивный экономический рост, но и качественное обновление российской экономики. Таким образом, разработка и реализация политики импортозамещения позволит достичь следующих результатов: повысить конкурентоспособность отечественных предприятий; увеличить доходы и благосостояние населения; решить проблему критической зависимости от импорта продукции; создать новые рабочие места для населения; стимулировать приток иностранных инвестиций.

Список литературы

  1. Арутюнов С. Импортозамещение, как оно есть // Практика управления. 2015. № 4. С. 6–19.

  2. Федеральная служба государственной статистики. Режим доступа: http://www.gks.ru. (Дата обращения: 28.11.2017).

  3. Пост. Правительства №717от 14.07.12, разработка Минсельхоза (Госпрограмма развития с/х на 2013–2020)

  4. Указы президента №560 от 06.08.14 и №320 от 24.06.15 (Запрет на ввоз сельхозпродукции до 06.08.16)

  5. Демиденко С.В. Импортозамещение: опыт Азии // Практика управления. 2015. № 4. С. 20–24.

Просмотров работы: 204