ИНВЕСТИЦИИ В ОБРАЗОВАНИЕ КАК ГЛАВНЫЙ ФАКТОР СТОИМОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ИНВЕСТИЦИИ В ОБРАЗОВАНИЕ КАК ГЛАВНЫЙ ФАКТОР СТОИМОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Кретова О.О. 1
1БУ ВО ХМАО-Югры СурГПУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Среди множества факторов стоимости человеческого капитала одним из, наиболее важных, является образование. Очевидно, что образование оказывает существенное влияние на формирование человеческого капитала,так как существует высокая зависимость между стоимостью полученного образования и стоимостью человеческого капитала [2], и, как следствие, на уровень доходов населения. Как правило, чем выше уровень образования населения, тем выше уровни его занятости и дохода. По свидетельству государственной статистики, наиболее высок уровень образования в следующих отраслях экономики: финансы и кредит, управление, культура и искусство, наука, образование и, в меньшей степени, в промышленности (рис 1.) [3].

Рис 1. Средняя заработная плата работников в зависимости от уровня образования в отраслях национальной экономики по статистическим данным за 2005 г.

Вместе с тем, если в сфере финансов и кредита заработная плата превышает среднюю по экономике почти в 3 раза, а в науке и научном обслуживании — в 1,2 раза, такие сферы, как культура, искусство и образование, отнюдь не принадлежат к высокооплачиваемым — средняя заработная плата здесь не превышает 2/3 от среднероссийской. И, напротив, такие отрасли, как строительство, транспорт и связь, где заработки, примерно, на 20% выше средних по экономике, не характеризуются высокой долей занятых с высшим образованием. Это говорит о том, что связь уровня образования работников и уровня их доходов опосредуется отраслью, к которой принадлежит их рабочее место [4,5,6].

Тем не менее, образование представляет собой один из важнейших факторов, определяющих доходы трудящихся. Рассмотрим динамику развития зависимости уровня дохода от уровня образования с 2005 года по 2015 в РФ (рис. 2) [3].

Как видим, уровень заработной платы работников, имеющих высшее образование, занимает высокие позиции в течение всего исследуемого периода. В то время, как заработная плата работников, не имеющих основного общего образования, занимает самые низкие позиции, что говорит о необходимости повышения уровня образования для дальнейшего роста уровня заработной платы.

Рис.2 Уровень зависимости заработной платы от уровня образования

Также мы рассмотрели изменение заработной платы по каждому уровню образования в течение всего анализируемого периода времени с2005 по 2015 год (рис. 3) [3].

Рис.3 Изменение уровня заработной платы в зависимости от уровня образования

На рисунке явно прослеживается рост заработной платы работников, имеющих высшее образование с 2005 года по 2015 год. Если в 2005 году работник, имеющий высшее образование зарабатывал в среднем 10 000 тыс. руб., то в 2015 году его заработная плата поднялась выше 40 000 тыс. руб., что связано с общим повышением доходов всего населения.

Ниже представлены показатели расходов на образование (периодически обновляемые) разных стран и территорий мира, в процентах от ВВП. Данные представлены на 2010–2012 годы (табл. 1) [7].

Таблица 1

Рейтинг стран мира по уровню расходов на образование по состоянию на 2010-2012 гг.

Место

Страна

Расходы (%)

Место

Страна

Расходы(%)

1

Тимор-HYPERLINK "http://gtmarket.ru/countries/east-timor/east-timor-info"Лешти

14.0

67

Испания

5.0

2

Лесото

13.0

68

Сербия

5.0

3

Куба

12.9

72

Канада

4.8

6

Дания

8.7

73

Колумбия

4.8

7

Мальдивы

8.7

74

Италия

4.7

32

Южная Африка

6.0

81

Чехия

4.5

33

Нидерланды

5.9

82

Чили

4.5

34

Франция

5.9

83

Беларусь

4.5

40

Словения

5.7

98

Россия

4.1

41

Эстония

5.7

104

Япония

3.8

42

Латвия

5.7

107

Таиланд

3.8

43

Бразилия

5.7

108

Египет

3.8

45

ВеликоHYPERLINK "http://gtmarket.ru/countries/united-kingdom/united-kingdom-info"британия

5.6

119

Грузия

3.2

52

СоедиHYPERLINK "http://gtmarket.ru/countries/united-states/united-states-info"нёнHYPERLINK "http://gtmarket.ru/countries/united-states/united-states-info"ные Штаты Америки

5.4

120

АзербайHYPERLINK "http://gtmarket.ru/countries/azerbaijan/azerbaijan-info"джан

3.2

57

Украина

5.3

125

КазахHYPERLINK "http://gtmarket.ru/countries/kazakhstan/kazakhstan-info"стан

3.1

62

Австралия

5.1

127

Индия

3.1

63

Венгрия

5.1

128

ИндоHYPERLINK "http://gtmarket.ru/countries/indonesia/indonesia-info"незия

3.0

64

Польша

5.1

132

Турция

2.9

Расходы на образование считаются одним из ключевых показателей социального развития, так как отражают степень внимания, уделяемого государством и обществом образованию граждан. Инвестиции в образование не только важный способ увеличения человеческого капитала страны и улучшения перспектив экономического развития, они имеют и собственную ценность, поскольку образование расширяет кругозор людей, обеспечивает им возможность самореализации, способствует их материальному благополучию и здоровому образу жизни.

Следует учитывать, что относительно высокие позиции ряда слаборазвитых стран связаны, как правило, с программами ликвидации массовой неграмотности, финансируемыми международными институтами и благотворительными организациями в этих государствах. Поэтому данный рейтинг рекомендуется анализировать совместно с рейтингом стран мира по уровню образования (табл. 2) [7].

Таблица 2

Рейтинг стран мира по индексу уровня образования по состоянию на 2010-2012 гг.

Рейтинг

Страна

Индекс

Рейтинг

Страна

Индекс

1

Австралия

0.939

39

КазахHYPERLINK "http://gtmarket.ru/countries/kazakhstan/kazakhstan-info"стан

0.805

2

Дания

0.923

40

Украина

0.803

8

СоедиHYPERLINK "http://gtmarket.ru/countries/united-states/united-states-info"нёнHYPERLINK "http://gtmarket.ru/countries/united-states/united-states-info"ные Штаты Америки

0.900

43

Грузия

0.794

9

Нидерланды

0.897

45

Чили

0.784

10

ВеликоHYPERLINK "http://gtmarket.ru/countries/united-kingdom/united-kingdom-info"британия

0.896

48

Куба

0.779

12

Канада

0.890

55

Сербия

0.760

13

Словения

0.886

64

АзербайHYPERLINK "http://gtmarket.ru/countries/azerbaijan/azerbaijan-info"джан

0.723

15

Чехия

0.878

75

Южная Африка

0.705

16

Эстония

0.877

87

Бразилия

0.681

20

Польша

0.852

92

Турция

0.668

22

Япония

0.842

106

Таиланд

0.641

24

Франция

0.839

109

Колумбия

0.630

25

Латвия

0.835

113

ИндоHYPERLINK "http://gtmarket.ru/countries/indonesia/indonesia-info"незия

0.622

26

Беларусь

0.834

120

Египет

0.601

27

Венгрия

0.834

125

Мальдивы

0.561

33

Испания

0.818

131

Индия

0.535

34

Россия

0.816

139

Лесото

0.503

35

Италия

0.814

142

Тимор-HYPERLINK "http://gtmarket.ru/countries/east-timor/east-timor-info"Лешти

0.494

Таким образом, можно заметить, что, не смотря на высокое вложение в образование страны Тимор-Лешти, их уровень до сих пор находится на 142 месте, по сравнению с той же Турцией, которая вкладывается гораздо меньше, а уровень образования находится на более высоком уровне.

Детальное изучение с помощью метода рядов динамики позволило выявить закономерности изменения уровня заработной платы (Таблица 3).

Таблица 3

Динамика уровня заработной платы в РФ c 2005 по 2015 гг.

Показатель/Период

2005

2007

2009

2011

2013

2015

Средний уровень номинальной среднемесячной заработной платы работников, руб.

7847

12132

15423

19655

21480

24414

За период с 2005-2015 уровень заработной платы увеличился более чем в 3 раза или на 16 567 руб. Минимальное значение заработной платы наблюдалось в 2005 (7847), а максимальное в 2015 (24 414), из чего можно сделать вывод, что наблюдается прирост уровня заработной платы в среднем на 17%.

На основе имеющихся данных был составлен прогноз методом экстраполяции исходного динамического ряда (рис. 4). Коэффициент аппроксимации указывает на точность выбранной модели прогнозирования.

Рис.4 Средняя заработная плата работников, имеющих высшее образование на период 2005-2019 гг.

Получаем линейную модель тренда, описывающаяся следующим уравнением: y=3239,4x-6E+06. Коэффициент аппроксимации: R² = 0,9975, говорит о точном совпадении выбранной модели прогнозированию с фактическими данными временного ряда.

Метод экстраполяции дает возможность продлить тенденцию изменения уровня заработной платы на два предстоящих года. По данным графика мы видим, что можно ожидать рост заработной платы работников, имеющих высшее образование. В 2018 году значения показателя могут достигать 47 848 рублей, в 2019 – 52 932 рублей.

Для того чтобы оценить влияние уровня развития образования разных стран на уровень, сложившейся в этих странах, средней заработной платы, мы использовали методы выявления связи между признаками и рассчитали коэффициенты корреляции и регрессии (рис.5).

Рис.5 Корреляционное поле точек, характеризующих связь между уровнем образования различных стран и их средним уровнем заработной платы

Результаты графического метода позволяют предположить наличие прямой связи между факторным и результирующим признаками, этот же вывод подтверждает метод сопоставления параллельных рядов изучаемых признаков (таблица 4).

Таблица 4

Выявление связи между признаками методом сопоставления параллельных рядов

Признак

/Страна

Турция

Бразилия

Азерба-йджан

Куба

Украина

Россия

Франция

Япония

Великоб-ритания

США

Уровень образования (индекс)

0,668

0,681

0,723

0,779

0,803

0,816

0,839

0,842

0,896

0,9

Средняя заработная плата (в руб.)

26691

55800

13950

527

10850

23560

88195

111600

71393

127100

На основании данных таблицы 4 был рассчитан коэффициент корреляции, устанавливающий степень тесноты связи между изучаемыми признаками:

Х

Х^2

Y

Xi-Xср

Yi-Yср

(Xi-Xср)^2

(Yi-Yср)^2

(Xi-Xср) *(Yi-Yср)

X*Y

1

0,668

0,45

26691

-0,13

-26275,6

0,016

690407155,4

3329,12

17829,59

8

0,681

0,46

55800

-0,11

2833,4

0,013

8028155,56

-322,16

37999,8

2

0,723

0,52

13950

-0,07

-39016,6

0,005

1522295076

2797,49

10085,85

10

0,779

0,61

527

-0,02

-52439,6

0,0002

2749911648

823,30

410,53

5

0,803

0,64

10850

0,01

-42116,6

1773807996

1773807996

-349,57

8712,55

4

0,816

0,67

23560

0,02

-29406,6

0,0005

864748123,6

-626,36

19224,96

9

0,839

0,70

88195

0,04

35228,4

0,002

1241040167

1560,62

73995,61

3

0,842

0,71

111600

0,05

58633,4

0,002

3437875596

2773,36

93967,2

7

0,896

0,80

71393

0,10

18426,4

0,0102

339532217

1866,59

63968,13

6

0,9

0,81

127100

0,11

74133,4

0,011

5495760996

7806,24

114390

Итого

7,947

6,38

529666

0

0

1773807996

18123407128

19658,64

440584,21

Сред.

0,7947

0,64

52966,6

0

0

177380799,6

1812340713

1965,86

44058,421

Полученное значение коэффициента корреляции оказалось положительным (R = 0,60), что указывает на прямую среднюю связь между фактором и результатом.

Коэффициент детерминации (R2 = 0,35) отражает долю вариации результирующего признака, объясненную с помощью уравнения регрессии. Коэффициент детерминации означает, что уравнением регрессии объясняется 35% дисперсии результирующего признака, а прочими, не учтенными в модели факторами — 65%. Т.е. уровень заработной платы на треть (35%) зависит от рейтинга стран в уровне образования.

Полученное уравнение регрессии y= 4791 + 6320,8 * x, позволяет сделать вывод о том, что с увеличением индекса уровня образования на 0,1 заработная плата в среднем возрастает по стране на 632,1 руб.

В целом, инвестиции в образование являются основными и наиболее распространенными и глубоко исследованными направлениями инвестиции в человеческий капитал [8]. Более образованный человек получает более высокое вознаграждение за труд, так как обучение повышает квалификацию и производительность работника, вырабатывать специальные навыки, знания и привычки. Более высокий уровень образования свидетельствует о более высоких способностях, которые сами по себе делают работника более полезным работодателю [9].

На сегодняшний день правительство нашей страны в целях реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации, совершенствования содержания и технологий образования, развития системы обеспечения качества образовательных услуг, повышения эффективности управления и совершенствования экономических механизмов в сфере образования утвердила Федеральную целевую программу развития образования на 2006 - 2010 годы. Основная стратегическая цель программы - обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования, обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного образования. Стратегическими задачами программы являются: совершенствование содержания и технологий образования; развитие системы обеспечения качества образовательных услуг; повышение эффективности управления в системе образования; совершенствование экономических механизмов в сфере образования [10].

В конечном итоге будет обеспечено выравнивание доступа к получению качественного образования за счет:

распространения различных моделей образования детей старшего дошкольного возраста с целью обеспечения равных стартовых возможностей для обучения в начальной школе, профильного обучения;

создания общероссийской системы оценки качества образования и системы непрерывного профессионального образования;

опережающего развития общенациональных университетов и системообразующих вузов как центров интеграции науки и образования для подготовки высокопрофессиональных кадров [10]. Что непременно приведет к сокращению расслоения работающего населения по уровню получаемой заработной платы.

Исходя из трактовки понятия человеческого капитала, как совокупности знаний, умений и навыков, можно заметить, что для его развития необходимы соответствующие вложения. Это может происходить через создание комфортных условий для жизни: рост доходов, хорошие дороги, благоустроенные дворы, современные медицинские и образовательные услуги, а также культурная среда.

На основе проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы относительно влияния образования на дифференциацию доходов:

• люди с невысоким уровнем образования проявляют более низкую экономическую активность, их шансы попасть в число занятых в экономике также ниже, они чаще работают в отраслях с низкой заработной платой и занимают невысокие позиции в должностной иерархии;

• в России выросла отдача от образования в последние годы по сравнению с серединой 90-х годов. Различия в заработках людей с разным уровнем образования весьма существенны;

• значительна зависимость уровня душевых доходов от образования и занятости. Как данные госстатистики, так и микроданные, показывают, что среди малоимущего и особенно среди крайне бедного населения преобладают люди с невысоким уровнем образования (по сравнению со всем населением), а наличие высшего образования является определенным гарантом обеспеченности;

• вложения в образование — эффективная мера, направленная на снижение бедности [11].

Список литературы:

1. Беккер Гэри. Экономика семьи и макроповедение // США: экономика, политика, идеология. - 2002. - N 2-3.

2. Нестеров А.К. Человеческий капитал // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru - http://odiplom.ru/lab/chelovecheskii-kapital.html

3. Федеральная служба государственной статистики. Режим доступа: http://www.gks.ru. (Дата обращения: 26.12.2017).

4. Большакова Л.Г. Бурая Ю.С. Качественное образование как фактор стабильного социально-экономического развития страны. Электронный ресурс. (kirgteu.com›filemanager/download/899/)

5. Кумбс Филипп Г. Кризис образования в современном мире. Системный анализ. - М.: Прогресс, 1970.

6. Лукашенко М.А. Высшее учебное заведение на рынке образовательных услуг: актуальные проблемы управления. - М.: Маркет ДС. 2003.

7. Рейтинг стран мира по уровню расходов на образование. Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2006–2017 (последняя редакция: 05.12.2017). URL: http://gtmarket.ru/ratings/expenditure-on-education/info

8. Попов Е. Услуги образования и рынок // Российский экономический журнал. - 1992. - №6

9. Скоробогатова Ю.А. Экономика знаний: теоретические и прикладные аспекты спроса на образовательные услуги//Известия Иркутской государственной академии - 2009 - № 3

10. Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2005 г. N 803 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2006 - 2010 годы" (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // URL:http://base.garant.ru/189041/

11. Шиканов С.В. Конкуренция как многоуровневая система оценки состояния образовательного учреждения // Известия Томского политехнического университета. 2008. Т. 313. № 6

Просмотров работы: 327