ОСОБЕННОСТИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОСОБЕННОСТИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В последние годы в нашей стране наблюдается тенденция к увеличению числа детей с нарушениями развития речи и интеллекта.

Умственная отсталость - стойкое и необратимое нарушение познавательной деятельности, возникшее в результате органического поражения центральной нервной системы.

Катаева А.А. и Стебелева Е.А. считают, что эти нарушения связаны, прежде всего, с неблагоприятными условиями окружающей среды, различными инфекциями. Наиболее важной причиной роста является высокий процент детей с неблагополучным здоровьем. Многие дети в дошкольном возрасте, сталкиваются с проблемами, связанными с координацией движений, особенно мелких движений рук и, в частности, пальцев (ребенок испытывает затруднения при завязывании шнурков, пуговиц, кнопок и так далее.) Проблема детей с ограниченными интеллектуальными возможностями становится все более актуальной.

Мелкая моторика – это способность человека выполнять мелкие и точные движения рук и пальцев рук и ног в результате скоординированных действий трех систем: нервной, мышечной и скелетной. Развитие мелкой моторики у детей имеет важное значение.Область мелкой моторики руки охватывает много различных движений. Хорошие моторные навыки помогают нам делать примитивные жесты (например, взять в руку вещи), и довольно мелкие и сложные движения (например, запись). От степени развития мелкой моторики, зависит какой почерк человека.

Развитие мелкой моторики у детей напрямую определяет качество жизни. Огромное количество внутренних действий из-за мелкой моторики: пристегнуть и зашнуровать ботинки, вдеть нитку в иголку. Кроме того, исследователи установили связь между развитием мелкой моторики рук и развитием речи, так что развитие мелкой моторики у детей помогает им быстрее и лучше говорить.

Известно, что отставание в моторном развитии часто сопровождается отставанием в развитии интеллекта и речи. В настоящее время речевая патология рассматривается как комплексный синдром центрального органического генеза, что проявляется в симптомах неврологических, психологических и речевых. Двигательные расстройства характеризуются мышечной дистонией, общей двигательной неловкостью, отсутствием дифференцированных тонких движений пальцев рук и лицевых мышц.

Результаты экспериментальных исследований указывают на тесную связь между функциями руки и речи, на основе данных электрофизиологических экспериментов, М. М. Кольцова [7, с.23] пришла к выводу, что морфологические и функциональные области формирования речи происходят под влиянием кинестетических импульсов от мышц рук. Автор особо подчеркивает, что импульсы воздействия в мышцах руки наиболее ярко выражены у детей, когда происходит образование области моторной речи. Систематическое обучение упражнениям, направленным на развитие мелкой моторики, оказывает стимулирующее влияние на развитие речи и, по словам М. М. Кольцовой, выступает как «мощный инструмент для повышения эффективности коры головного мозга» [6, с.19].

Указывая на важность изучения и улучшения двигательной сферы детей, нуждающихся в особом корректирующем обучении, Л. С. Выготский [3, с.184] писал, что, как относительно независимая, независимая от высших интеллектуальных функций и легко практикуемая, моторная сфера предоставляет богатую возможность для компенсации интеллектуального дефекта.

Состояние психомоторики позволяет предвидеть возможные трудности в учебной деятельности в общей двигательной активности детей старшего дошкольного возраста. Диагностика уровня развития мелкой моторики проводилась на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного типа «Космос» в Сургуте.

В общей сложности в обследовании приняли участие 10 детей с ограниченными интеллектуальными возможностями. Исследование включало семнадцать последовательных экспериментальных задач и проводилось в форме индивидуального эксперимента. Все упражнения были проведены после демонстрации. В протоколе отмечены: точное, плавное и одновременное выполнение тестов, жесткость, прочность движения, нарушение темпа при выполнении движений (не за счет взрослого), невыполнение, наличие феномена леворукости.

Для диагностического обследования выбрали следующие методики: методология исследования произвольной моторики пальцев Г. А. Волковой, техника «Дорожки» (Л. Венгер), диагностические задачи С.Е. Гавриной, Н. Л. Кутявиной, а также тесты диагностики мелкой моторики рук С. Е. Большаковой [2, с.92]. Исследование тонких моторных навыков у детей с умственной отсталостью включает в себя изучение случайной моторики пальцев; изучение координации движений пальцев и кистей рук (зрительно-моторную координацию, динамический (кинетический праксис) и кинестетический праксис), точность определения движений пальцев.

Исследование произвольной моторики пальцев (как описано в методике Г. А. Волковой) показало, что 40% детей имеют низкий уровень развития мелкой моторики, 60% - средний. Высокий уровень развития мелкой моторики отсутствует.

Исследования координации движений пальцев и кистей рук показали следующие результаты: 50% детей имеют низкий уровень развития мелкой моторики, 50% - средний. Высокий уровень развития мелкой моторики отсутствует.

Использование методом диагностики «Дорожки» (Венгер Л.А.), позволило нам провести качественный анализ исследования на уровне точности движений пальцев. Вышеуказанный метод показал, что у 60% детей низкий уровень точности движений пальцев, 40% соответствует высокому уровню.

Недостаточность мелкой моторики у детей, с нарушением интеллекта сказывается в учебной деятельности, в частности при овладении письмом. У большинства старших дошкольников с нарушением интеллекта недостатки движений проявляются в виде нарушения пространственной ориентации и регуляции, произвольного темпа деятельности, нечеткой регуляции нажатия ручкой на бумаге. Такие дети недостаточно двигают пальцами и чрезмерно напрягают мышцы руки.

Опираясь на научные исследования и наблюдения, а также практический опыт, можно выделить две группы детей. К первой принадлежат дети, которые совсем не могут выполнить дифференцированные движения пальцами. Ко второй группе принадлежат те дошкольники, которые не могут свободно выполнять активные изолированные движения одновременно обеими руками и без контроля зрением. Причиной этого недостатка есть несовершенство регуляциипроизвольных движений, а также отсутствие у детей практического опыта выполнения действий пальцами.

Для каждого ребенка работа по развитию мелкой моторики строится с учетом индивидуального подхода. Для детей с интеллектуальными нарушениями целесообразно сочетать упражнения лечебной гимнастики с медикаментозным лечением и физиотерапевтическими процедурами, совершенствованием произвольной регуляции движений.

В целом, дети по результатам констатирующего этапа исследования показали значительную задержку в развитии мелкой моторики, что говорит о необходимости коррекционно-педагогической работы, которая будет направлена на преодоление нарушений.

Список литературы

1. Выготский, Л.С. Основы дефектологии: учебник для вузов. – СПб.: Лань, 2003, с. 654.

2. Гаврина, С.Е Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать / С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В., Щербинина.-Ярославль: Академия развития, 2010, с. 92.

3. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.- 4-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2011, с.184.

4. Специальная психология / под ред. Л.М. Шипициной. – СПб.: Речь, 2016. – 287с.

5. Нечипоренко В. Комплексная реабилитация детей - инвалидов / В.Нечипоренко // директор шк.- 2008.-No 17. - С.41-45.

  1. Тимофеева, Е.Ю., Чернова Е.И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. 2-е изд. — СПб.: КОРОНА-Век, 2007, с.19.

7. Супрун Т. Развитие моторной активности у детей 5 – 7 лет //дефектолог. - 2008. - No4, с.23.

Просмотров работы: 431