РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ОНР НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗКУЛЬТУРОЙ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ОНР НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗКУЛЬТУРОЙ

Фадеева В.С. 1
1БУ ВО «Сургутский государственный педагогический университет», г. Сургут, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Гуманизация процесса образования выдвигает на первый план проблему изучения и оптимизации развития потенциальных возможностей каждого ребенка. В свете этого возрастает роль и значение этих возможностей в коррекционном обучении как важном средстве успешной адаптации и социализации детей с отклонениями в развитии. Решение данной проблемы представляется актуальной в связи с увеличением количества детей с недоразвитием речи.

В современной коррекционной педагогике характерной особенностью учебно-воспитательного процесса является не пассивное приспособление к слабым сторонам детей, а принцип активного воздействия на их развитие в целях максимального использования потенциальных возможностей каждого.

Учеными доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук [4].

В разработке методики обследования мелкой моторики у детей с ОНР мы исходили из положения теории физического воспитания о наличии у человека пяти основных двигательных качеств – силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости [6], [12]. В основе развития перечисленных двигательных качеств лежат двигательные способности человека, уровень которых зависит как от генетического фактора, так и от условий, в которых эти способности могут реализоваться [11]. Научно обоснованные методические рекомендации по развитию у детей с ОНР проприоцептивной и тактильной чувствительности к настоящему времени не разработаны, мы считали целесообразным проведение обучающего педагогического эксперимента для обоснования таких рекомендаций.

В констатирующем эксперименте нами было выявлено, что дети с ОНР существенно и достоверно уступают своим нормально развивающимся сверстникам по уровню развития мелкой моторики, а также проприоцептивной и тактильной чувствительности.

Рука ребенка должна быть готова к выполнению тонких и точных движений при письме, на уроках труда. Поэтому задачей олигофренопедагогов является развитие имеющихся у детей двигательных способностей до уровня, обеспечивающего успешную школьную адаптацию и последующую устойчивую физическую работоспособность на уроках.

Нами выявлена тесная корреляционная связь между моторикой и тактильной и проприоцептивной чувствительностью, то есть было установлено, что уровень развития мелкой моторики находится в прямой зависимости от уровня этих двух видов чувствительности. Это дало нам основание полагать, что при специально организованном и систематическом педагогическом воздействии, стимулирующем формирование и совершенствование проприоцептивной и тактильной чувствительности у детей с ОНР, можно повысить показатели их мелкой моторики до необходимого уровня.

Основными коррекционными средствами развития проприоцептивной и тактильной чувствительности являются специальные упражнения. Нами были отобраны и систематизированы соответствующие специальные упражнения.

Их выбор диктовался необходимостью развития ловкости, быстроты, координации, равновесия, ориентировке в пространстве, то есть тех показателей моторики, низкий уровень которых был нами выявлен в констатирующем эксперименте. Кроме того эти упражнения должны формировать и совершенствовать проприоцептиную и тактильную чувствительность и быть доступными для детей.

Выбор упражнений основывался на принципе педагогического оптимизма [10, с.16], который, в свою очередь, реализовывался с учетом таких педагогических принципов как: коррекция и компенсация, постепенность и доступность, развивающего характера обучения; учета актуального уровня и потенциального уровня, то есть зоны ближайшего развития ребенка [5, с.12].

Для использования в обучающем эксперименте были отобраны для занятий физической культурой экспериментальной группы детей с ОНР следующие упражнения, направленные на стимуляцию проприоцептивной чувствительности:

Основные движения:

− Различные варианты ходьбы: ходьба с изменением характера поверхности (подьем и спуск с наклонной поверхности, лестницы, поролоновых подушек), ходьба в колонне по одному, по два, по три и в рассыпную; ходьба со сменой темпа, прохождение с закрытыми глазами, ходьба по линии спиной вперед, ходьба по шнуру с мешочком на ладонях.

− Различные варианты бега: бег широким шагом, бег в колонне по одному, врассыпную, бег по холмистой местности (бег на горку и с нее), бег змейкой между деревьев, бег с различными заданиями (догонять друг друга, обегать предметы и др.), бег с прыжками.

− Различные варианты лазания: перелезать через бревно, ползать по наклонной доске (вверх и вниз) на четвереньках, ползать по поролоновым подушкам, висы.

− Различные варианты прыжков: прыжки далеко и близко; прыжки высоко и низко; ходить по доске до конца, остановиться, присесть и легко спрыгнуть; прыгать через веревку, приземляясь на слегка согнутые ноги; прыгать в геометрические фигуры; прыгать в длину с места на 40-50см. прыжки спиной вперед; прыжки на батуте.

− Различные варианты метания: катание, прокатывание мяча из разных исходных положений: сидя на полу, сидя на стуле, стоя. Сначала дети катают мяч двумя руками, потом одной – как правой, так и левой. Метание на дальность мешочков с песком и в цель, находящуюся на полу на расстоянии 1 метра; прокатывать мячи между кеглями, метание в горизонтальную и вертикальную цель предметов разного веса, правой и левой рукой.

Прикладные упражнения. Ритмические упражнения и упражнения для развития целенаправленности движений:

Ритмические упражнения проводили с музыкальным сопровождением. Музыкальный ритм изменяет деятельность нервной системы, вызывает рефлекторное усвоение ритма, растормаживает моторные центры, создает бодрое, радостное настроение, воспитывает активное внимание и торможение.

− Похлопывание или отстукивание простого ритмического рисунка.

− Ускорение и замедление ходьбы при соответствующем изменении звучания барабана.

− Выполнение движения в заданном темпе по прекращении подсчета или музыки.

− Ходьба по ориентирам, начерченным на гимнастической скамейке.

− Прыжок в длину с места в обозначенный ориентир и воспроизведение его без зрительного контроля.

− Шаг вперед, назад, вправо, в обозначенное место с открытыми и закрытыми глазами.

− Изменение направлений лазанья по определенным ориентирам.

− Подбрасывание мяча вверх до определенного ориентира.

− Выполнение исходных положений рук по словесной инструкции педагога.

− Поднимание прямых рук вперед, в стороны до определенной высоты и воспроизведение упражнения без контроля зрения.

Кроме вышеперечисленных нами были подобраны дополнительные к программным прикладные упражнения на развитие проприоцептивной чувствительности:

− После произведенного прикосновения (надавливания) найти участок тела, к которому было произведено прикосновение.

− Сортировка различных по тяжести предметов на группы

− Перетягивание каната.

− Скакание на деревянной палочке-лошадке, в среднем темпе, потом в быстром, затем опять в среднем.

− Имитация передвижения различных животных.

− Напряжение и расслабление тела: - сделать руки прямыми и твердыми, как палочки, а затем расслабленными руками в положении наклона имитировать полоскание белья.

− Показ левой-правой частей тела.

− Принятие такого положения тела, чтобы стать круглым, как мяч, и таким прямым, как палка,

− Игра с воздушными шарами.

− Быстрое-медленное сворачивание калачиком.

− Перекатывание ребенка по полу.

− Изображение в воздухе различных предметов (моделирование).

− Передвижение в определенном заданном направлении (вперед, назад, в сторону, по квадрату с поворотами, по кругу, змейкой, зигзагом, перешагивая различные препятствия).

Как дополнительные упражнения для стимуляции проприоцептивной и тактильной чувствительности мы отобрали также упражнения на коррекционных мячах – фитболах. При этом мы исходили из возможности использовать вибрационное воздействие мячей. Вибрация вместе с движением усиливает импульсацию из проприоцепторов, возбуждая двигательную зону коры головного мозга. В педагогической практике физического воспитания детей с ОНР такие упражнения ранее не применялись.

Упражнения с фитболами имеют ряд преимуществ перед традиционными упражнениями с мячом [9]. Могут выполняться упражнения из разных исходных положений, в том числе лежа на мяче.

Для разностороннего, гармоничного развития двигательных функций кисти руки, тренировки сжатия, растяжения и расслабления, для получения наибольшего эффекта в работе по развитию мелкой моторики мы строили упражнения таким образом, чтобы:

1) сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти;

2) использовались изолированные движения каждого из пальцев.

Параллельно с применением вышеописанных приемов работы нами было начато обучение детей с ОНР элементам самомассажа кистей и пальцев рук.

Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Благоприятное влияние массажа на организм человека, как местного, так и общего характера, отмечают многие авторы [2].

Нами были выбраны [1] и использованы три комплекса упражнений самомассажа:

1. Самомассаж тыльной стороны кистей рук.

2. Самомассаж ладоней.

3. Самомассаж пальцев рук.

Упражнения включались в индивидуальные занятия с целью коррекции двигательных нарушений у детей, а так же при проведении физкультминуток. Начинался и заканчивался самомассаж расслаблением кистей рук, поглаживанием. Рекомендуемые упражнения были использованы в работе с экспериментальной группой детей с ОНР.

Главными методическими требованиями при проведении обучающего эксперимента были доступность и конкретность заданий, постепенное их усложнение и выполнение двигательных заданий с опорой на сенсорную информацию, с постоянной проверкой детьми правильности выполнения своих движений через мышечные и кожные ощущения.

Например, при ходьбе на пути ребенка мы ставили воротца-дуги: чтобы их перешагнуть, надо высоко поднять ногу. Инструкция «не задеть воротца» связывалась в сознании ребенка с костно-мышечным ощущением при совершении ошибки. И если воротца задеваются, то ребенок сам определяет неправильность своего движения. Тактильно-мышечная наглядность выражалась также в непосредственной помощи педагога, уточняющего положение отдельных частей тела или исправляющего осанку путем прикосновения рукой к телу ребенка.

Сначала мы добивались практического усвоения действия в целом, а потом работали над его совершенствованием. Упражнения выполнялись разнообразно: то быстро, то медленно, то с паузами, то непрерывно.

Мы меняли темп и ритм выполнения упражнений. Одни и те же упражнения выполняли с большими, средними и малыми амплитудами с одновременным изменением темпа. Это способствовало развитию эмоциональной подвижности детей с ОНР.

Тактильно-проприоцептивная наглядность обеспечивалась путем включения различных ориентиров и пособий в двигательную деятельность детей, а также выражалась в непосредственной помощи педагога.

Особое внимание оказывалось развитию тонких движений кисти. Для этой цели применялись описанные выше пальчиковая гимнастика, игры и различные виды занятий, побуждающие детей к тонкой манипулятивной деятельности. Основной методический прием при выполнении этих заданий заключался в тренировке всех трех видов движений кисти – сжатия, растяжения и расслабления – и в использовании изолированных движений каждого из пальцев.

Некоторые упражнения, способствующие развитию проприоцептивной и тактильной чувствительности и наиболее пригодные для выполнения в домашних условиях, по нашим рекомендациям выполнялись детьми под руководством родителей.

Разнообразные средства развития тактильной чувствительности в годичном обучающем эксперименте для детей с ОНР, составляющих экспериментальную группу, включались в занятия по физическому воспитанию, ручному труду, в игровую и в социально-бытовую деятельность в условиях специального детского сада. Методика проведения этих занятий была такой же, как при развитии проприоцептивной чувствительности. В контрольной группе детей с ОНР все занятия велись по общепринятой программе.

Можно полагать, что мы достигли своей педагогической цели – выявить и экспериментально подтвердить правильность выбора специальных коррекционных средств и эффективность примененной методики для повышения уровня проприоцептивной чувствительности у детей с ОНР.

В связи с тем, что в контрольной группе детей уровень проприоцептивной чувствительности изменился незначительно, можно прийти к заключению, что развитие проприоцептивной чувствительности следует внедрять в процесс физического воспитания детей с ОНР более активно, чем это имеет место в настоящее время в специальных учреждениях для детей изучаемого контингента. На наш взгляд, необходимо обеспечить целенаправленное и систематическое коррекционное воздействие такого направления, при этом не ограничиваясь только специальными занятиями в детском саду, а использовать и занятия в домашних условиях, предварительно научив проводить их членов семьи.

Длительные педагогические наблюдения за детьми с ОНР, выявленный у них низкий уровень мелкой моторики, наличие корреляционной связи между этими показателями и проприоцептивной и тактильной чувствительностью, а также результаты обучающего эксперимента привели нас к заключению о необходимости регулярных, лучше всего ежедневных, целенаправленных занятий.

Достичь этого возможно лишь при организации дополнительных занятий. С этой целью мы разработали методические рекомендации для педагогов и родителей.

Необходимо убедить членов семьи, как важны для него ежедневные интенсивные занятия, и как эти ежедневные занятия могут стать целенаправленной игрой и целенаправленным обучением. Так, простые вещи домашнего обихода могут стать своеобразными учебными предметами, которые помогут детям с ОНР увереннее двигаться в окружающем мире.

Ниже даны некоторые методические рекомендации [3], которые должны помочь правильно организовать занятия с ребенком дома:

− всегда начинайте с занятий, которые нравятся ребенку; все должно доставлять ребенку удовольствие и приводить к успешному завершению в игре;

− заботьтесь о последовательности в проведении занятий (используйте одно и то же время и помещение); старайтесь повторять те или иные учебные ситуации через некоторое время;

− используйте будничные ситуации для проведения игр. Ежедневный учебный опыт должен доставлять ребенку радость;

− поддерживайте настроение ребенка шутками или веселыми стишками;

− если он проявляет мало охоты и желания, то хвалите каждую малейшую попытку; используйте при этом его пристрастия, желания и потребности;

− хвалите, ласкайте, обнимайте его так часто, как это возможно;

− играйте с ребенком не долго, но как можно чаще. В течение дня на некоторое время полностью посвящайте себя ребенку, но также старайтесь вовлечь в игру братьев и сестер.

Примеры игр и упражнений, развивающих моторику, а так же тактильную и кинестетическую чувствительность, которые можно использовать в самостоятельной работе родителей с детьми с ОНР:

Игры и занятия на природе позволяют использовать их разнообразную двигательную привлекательность для ребенка. Прежде всего, выходные дни дают хороший повод для исследования лугов, лесов, парков, садов и игровых площадок.

А.Н. Лебедева [8] рекомендует включать в занятия по развитию моторики игру «Огонь и лед», связанную с обучением детей релаксации и включающую попеременное напряжение и расслабление всего тела.

По команде педагога «Огонь!» дети начинают интенсивно двигаться всем телом, а по команде «Лед» застывают в том положении, в котором застала их эта команда.

Упражнения по развитию мелкой моторики:

В играх необходимо развивать и совершенствовать мелкую моторику рук. Приобретенные навыки мелкой моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его вещи, способствуют повышению самооценки ребенка и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет,

Для развития мелкой моторики детям с ОНР можно предложить:

− затачивать карандаш, пользуясь точилкой;

− открывать и закрывать защелкивающийся замок типа тех, на которые закрываются школьные ранцы;

− пользоваться липкой лентой;

− пользоваться маленьким степлером;

− обращаться с простым кассетным магнитофоном;

− вбивать крупные гвозди в мягкую древесину;

− заводить заводные игрушки.

Организация с занятий по развитию у детей тактильной и проприоцептивной чувствительности, по нашему мнению, позволит значительно увеличить объем и расширить возможности коррекционной работы с такими детьми.

Обучающий эксперимент по развитию проприоцептивной и тактильной чувствительности у детей с ОНР позволил существенно поднять уровень развития этих способностей.

У детей экспериментальной группы за счет систематического включения специальных упражнений в занятия по физическому воспитанию, ручному труду, игровой и социально-бытовой деятельности в условиях специального учреждения нами выявлен достоверный прирост проприоцептиной чувствительности на 38-92%, тактильной – на 38-88%.

Было экспериментально доказано, что использование специальных упражнений в коррекционной работе позволило настолько улучшить тактильные и проприоцептивные способности детей, что они практически вышли на уровень возрастной нормы детей с сохранным интеллектом.

Это в свою очередь благотворно сказалось на возможности детей управлять своими движениями, совершать их точно, экономно, целесообразно, в соответствии с заданиями, что выразилось в экспериментально установленном нами факте высоких и достоверных приростах (31-92%) изученных показателей мелкой моторики у детей экспериментальной группы. В контрольной группе детей, обучающейся по существующей государственной программе, таких изменений моторики не отмечено.

Основываясь на мнении М.М. Кольцовой [7] о том, что везде потоки проприоцептивных импульсов рассматриваются, как активное и важное начало, возникающее в процессе реализации того или другого двигательного акта, как вид подкрепления, как фактор, тонизирующий кору головного мозга, и то, что у ребенка существует прямая связь между уровнем тонких двигательных дифференциаций, особенно в движениях пальцев рук, и развитием мышления, можно предположить, что экспериментально установленное нами достоверное улучшение мелкой моторики рук (на 31-86%) у детей экспериментальной группы благотворно скажется и на развитии их мыслительных способностей.

Для детей с ОНР использовать такую возможность важно во все периоды их жизни, но наиболее актуально – в период подготовки их к школьному обучению. Поэтому можно рекомендовать специалистам применять в коррекционной работе предложенные нами специальные упражнения, развивающие тактильную и проприоцептивную чувствительность, благодаря которым у этих детей совершенствуется общая моторика, а так же мелкая моторика рук, что, по нашему мнению, в итоге благотворно скажется на общем психомоторном развитии таких детей.

Для этой цели нами подготовлен перечень специальных упражнений по развитию проприоцептивной и тактильной чувствительности с предложением включить их в государственную программу по физическому воспитанию для детей с ОНР.

Мы считаем, что в работе по развитию тактильной и проприоцептивной чувствительности у детей с ОНР не следует ограничиваться только организованными занятиями со специалистами. Необходимо использовать в качестве дополнительных и домашние занятия с детьми с ОНР.

Кроме того, часть детей в силу определенных причин не посещают специальных учреждений. Но родители или старшие члены семьи легко могут освоить технику и методику выполнения специальные упражнения по развитию тактильной и проприоцептивной чувствительности и осуществлять руководство такими занятиями в условиях домашнего воспитания. Нужно только их убедить в необходимости и результативности таких специальных упражнений и научить ими пользоваться. Как показала практика, особенно эффективно применение таких упражнений в форме игр с детьми с ОНР.

Следовательно, мелкая моторика очень важна, поскольку через неѐ развиваются внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память. Разработанная методика оценки показателей мелкой моторики у детей с ОНР, подобранные и экспериментально проверенные специальные упражнения и игры, которые способствуют эффективному развитию проприоцептивной и тактильной чувствительности, могут применяться в учебно-воспитательном процессе специальных учреждений и в домашних условиях. Результаты исследования могут быть использованы при создании учебных пособий для студентов-дефектологов, аспирантов, педагогов-практиков, слушателей курсов повышения квалификации. Родители детей с ОНР могут использовать рекомендации по проведению домашних занятий с целью развития мелкой моторики, путем воздействия на проприоцептивную и тактильную чувствительность в период подготовки детей к школе и в начале школьного обучения.

Список литературы

1. Галкина В.Б., Хомутова Н.Ю. Использование физических упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук при коррекции нарушений речи у учащихся начальных классов// Дефектология. - 1999. - №3. - С.37-42.

2. Грабенко Т.Н., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. – Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2012. – С.15-18.

3. Движение, игра и спорт вместе с детьми, страдающими умственной неполноценностью /Азбука для родителей. – Минск: БелАПДИ, 2016. – С.14-44.

4. Ефремова С.Ф. Особенности развития мелкой моторики у детей раннего возраста с задержкой речевого развития // В сборнике: Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики: теория и практика Материалы IX Международной научно-образовательной конференции. Под редакцией А.И. Ахметзяновой. - 2015. - С. 125-128.

5. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофрено-педагогика. – М.: Владос, 2011. – 208 с.

6. Качашкин В.М. Методика физического воспитания. - М.: Наука, 2012. – 320с.

7. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М.: Педагогика, 2013. - 144 с.

8. Лебедева А.Н. Развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста. – М.: Школьная пресса, 2012. – 27 с.

9. Потапчук А.А., Лукина Г.Г. Фитбол-гимнастика в дошкольном возрасте. – СПб, 2009. – С.1-18.

10. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред Н.М. Назаровой. – М.: Изд. Центр «Академия», 2015. – 400 с.

11. Сулейманов И.И. Современная терминология физической культуры //Теория и практика физической культуры. – 2001. - № 3. – С.12-16.

12. Теория и методика физического воспитания / Под ред. Б.М. Шияна. – М.: Наука, 2015. – 224 с.

Просмотров работы: 2452