ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИЧЕСКОГО СПЕКТРА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Афанасьева К.П. 1
1Сургутский Государственный Педагогический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Последние десятилетия внесли в жизнь общества множество перемен. Произошла смена приоритетов и в задачах образовательных организациях для детей с ОВЗ. Согласно с законом Российской Федерации «Об образовании», национальной доктриной образования в Российской Федерации до 2025 года, Концепцией прав ребенка, письма Минобразования РФ от 16 января 2002 года N 03-51-5ин/23-03 «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях», «ФГОС ДО» и др. для таких детей необходимо создать доступность и равные возможности для получения полноценного образования. В связи с этим перед обществом в целом и системой образования, в частности, встаёт вопрос о взаимной адаптации ребёнка к требованиям социума и социума к индивидуальным возможностям ребёнка.

На первое место выходит задача социальной адаптации ребенка с ОВЗ. Социальная адаптация, т.е. активное приспособление к условиям социальной среды путём усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе [6].

Бейкер и Брюс Л. Отмечали, что «социально - бытовые навыки - это совокупность специфических навыков, присваиваемые обществом человеку в различных ситуациях как обязательные». Понимается комплекс знаний и умений, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях [6].

Для совершенствования системы обучения на современном этапе вводятся программы коррекционной помощи по овладению социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни

Планируемые результатыэтого направления коррекционной работы проявляются (ФГОС ДО):

  • в укреплении стремления ребенка к самостоятельности;

  • в овладении навыками гигиены, опрятности, самообслуживания необходимыми в ОО и дома;

  • в улучшении ориентации в пространстве ОУ, своего дома и его ближайшего окружения;

  • в расширении круга осваиваемых социально-бытовых навыков, необходимых в разных ситуациях повседневной жизни;

  • В расширении круга предметов домашнего обихода, функции которых важны для ребенка, и которые он использует;

  • в овладении способностью ориентироваться в своих учебных принадлежностях и самостоятельно готовиться к уроку;

  • в формирование адекватного поведения на занятиях, прогулке и т.д.

Подробно рассмотреть социально-бытовые навыки поможет данная классификация:

1. Навыки по уходу за собой: умение надеть рубашку, штанишки, застегивать пуговицы, кнопки, вешать одежду, мыть лицо, шею, уши, вытирать нос платком, чистить зубы, причесывать волосы, пользоваться уборной.

2. Навыки, относящиеся к питанию: умение намазать хлеб маслом, налить чай, накрыть стол, убрать со стола, раздать пищу, есть ложкой, пить из чашки и т.д.

3. Элементарные движения: умение вытереть ноги при входе, сесть на стул, подниматься по лестнице и т.д.

4. Навыки, относящиеся к ручному труду: умение держать иглу, сделать узелок, пришить пуговицу, сшить для куклы, стирать для куклы и т.д.

5. Уход за помещением: умение открыть окно, дверь ключом, вытирать пыль, постлать постель, зажечь лампу, плиту, выключить свет [51].

Развитию всех вышеизложенных социально-бытовых навыков способствует навыков создание группы нового образца - группы социально-бытовой ориентации, которая даёт возможность прививать детям навыки бытового труда.

Аутичные дети очень отличаются друг от друга по степени нарушения контакта, поведенческим проблемам, уровню интеллектуального развития. Однако, всех их объединяет неприспособленность в повседневных житейских ситуациях и трудность применения накопленных знаний в реальной жизни. И хотя при обращении к специалисту многие родители на первое место выдвигают речевые и интеллектуальные проблемы, несостоятельность аутичного ребенка в социально-бытовой сфере делает практически невозможным его самостоятельное существование в обществе, создает большие трудности для всей его семьи [56].

В норме ребенок овладевает большинством социально-бытовых навыков естественным образом, наблюдая за поведением взрослых в повседневной жизни, сопровождая родителей на улице, в магазине, в гостях, помогая маме или отцу в домашних делах, подражая им и действуя путем проб и ошибок. Отстаивая свою самостоятельность или стремясь поскорее добиться желаемого результата или чужого расположения, ребенок старается сделать все сам, сделать лучше, часто настойчиво просит взрослого показать ему необходимую операцию. Постепенно, несмотря на индивидуальные особенности и возможные трудности, он приспосабливается к требованиям общества [2].

Для аутичного ребенка описанный путь обучения чаще всего невозможен. У него отсутствует мотивация к овладению социально-бытовыми навыками, что во многом связано с нарушениями взаимодействия с окружающим миром, страхами, пресыщаемостью и истощаемостью в контактах. Сложность обучения главным образом связана с нарушением контакта, страхами и трудностью произвольного сосредоточения [5].

Проблему формирования социально-бытовых навыков детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра изучали такие научные деятели как: Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, Г.С. Васильев, Э.А. Голубева, М.С. Каган, А.А. Кидрон, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, Е.Е. Дмитриева, Н.В. Клюева, М.И. Лисина, А.Г. Рузская и др.

Все они подтверждают, что существует разнообразная и яркая картина аффективных проблем и вторичных защитных установок таких детей: уход от контакта, негативизм, стереотипность, страхи, агрессивные и самоагрессивные проявления часто маскирует существование выраженных трудностей в освоении ими адекватных форм социального поведения. Достаточно поздно и с огромным трудом складываются самые элементарные навыки повседневной жизни, приобретенные умения практически не используются в других условиях, в лучшем случае их перенос сопровождается постоянным побуждением со стороны взрослого. Ребенок проявляет неспособность самостоятельно пользоваться даже имеющимися у него знаниями и умениями [1].

Также, необходимо отметить, что аутичные дети зачастую испытывают проблемы с освоением культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания из-за того, что они не вполне контролируют свое тело.

Часто родители отмечают, что ребенок выполняет их просьбу лишь тогда, когда сам хочет того же, что, однако случается нечасто. Обычно если взрослый пробует потребовать что-либо от ребенка-аутиста, это заканчивается капризами, криком или даже ударом со стороны ребенка. Если взрослый после этого напугается и отменит свое требование или поспешно дает ребенку в ответ на его крик все, что тот хочет, такой способ добиться своего может закрепиться в сознании ребенка. Это могут делать все дети, а не только аутисты. Но в семье с аутичным ребенком это настоящая проблема, так как, в отличие от его социально направленного сверстника, у аутичного ребенка не возникает установки на выполнение просьбы взрослого [4].

Для аутичного ребенка домашние предметы – первые объекты, на основе которых строятся контакты с ним, в этом кроется основная сложность обучения ребенка с аутизмом бытовым навыкам. Исходя из этого, если контакт с глубоко аутичным ребенком довольно хрупкий, не нужно выдвигать много требований, достаточно радоваться уже тому, что ребенок согласен быть рядом, потихоньку подключая его к действиям как пассивного участника и отмечая, «как хорошо ты это делаешь сам, и я тебе помогаю»[1].

Необходимо учесть, что аутичный ребенок может испытывать трудности в адаптации к быту семьи из-за страхов. Например, такой ребенок может бояться посещать туалет из-за шума из бачка воды, заходить в ванную комнату из-за звуков в трубах [1].

Зачастую в отношениях между аутичным ребенком и его родителями или педагогом может возникнуть гиперопека. Родители нередко сами одевают и раздевают ребенка, угадывая его малейшее движение или настойчивый жест, дают ему предмет, который он может достать, потому что боятся потерять установившийся контакт, опасаются деструктивного поведения со стороны ребенка или просто экономят время [1].

Дети-аутисты чувствуют себя спокойнее, в большей безопасности и лучше регулируют свое поведение, если существуют четкий распорядок дня, семейные привычки, и традиции. Некоторые дети сами устанавливают постоянный режим дня и требуют от окружающих неукоснительного его выполнения: еда должна подавать только в определенный час, прогулка должна происходить всегда в одно и то же время, по одному маршруту и т. п. Как правило, убедить аутичного ребенка изменить установленный порядок бывает очень трудно. Он может закапризничать, если ему предлагается что-то неожиданное, пусть даже и приятное. Часто это раздражает близких, сковывает их активность. Возникает необходимость в поддержке стереотипных способов поведения ребенка, так как они — опора его дальнейшей социализации. Ребенок может легче принять новое, если взрослые заранее обговорят с ним возможные варианты, подготовят его к изменению существующего порядка [5].

При обучении аутичного ребенка бытовым навыкам важна зрительно-пространственная организация ребенка с расстройствами аутистического спектра, то есть составление расписания занятий. При составлении примерного распорядка дня аутичного дошкольника (с обязательным его привлечением к составлению, даже если ему сложно сделать распорядок самостоятельно), еженедельном расписании (в котором указываются события, которые происходят в разные дни недели) и размещении данных расписаний на видном для ребенка месте это может стать существенным шагом на пути самоорганизации аутичного ребенка [1].

Безусловно, с аутичным ребенком необходимо проводить комплексную работу по развитию эмоциональной сферы, интеллекта, взаимодействия с окружающим миром на самых разных уровнях. Только в этом случае привитые навыки самообслуживания и поведения в разнообразных житейских ситуациях могут быть использованы им наиболее эффективно и гибко.

Замечено также, что большая самостоятельность в элементарном бытовом поведении, в свою очередь, нередко улучшает общую организацию поведения, облегчает работу по развитию эмоционального взаимодействия. В процессе освоения бытовых навыков у аутичного ребенка развиваются внимание, моторика, целенаправленность деятельности. Роль "маминого помощника" или "самостоятельного взрослого" нередко помогает ему контролировать свое поведение, меняет его позицию во внутрисемейных отношениях. У мамы освобождаются и силы, и время на рисование, чтение и игру со своим ребенком. Если получается подключить аутичного ребенка к приготовлению обеда, это также позволяет маме уделить ему побольше внимания в процессе совместной деятельности [3].

Таким образом, дети с РАС не осваивают социально-бытовые навыки самостоятельно. Они не замотивированы в получении конечного результата в связи с психологическими особенностями – не могут подражать взрослым или сверстникам, быстро переутомляются и переключаются на другой вид деятельности. Поэтому важную роль в развитии навыков в быту играют вспомогательные средства: игры, упражнения помощь взрослых и родителей.

Список литературы:

  1. Виневская, А. Развитие ребенка с аутизмом / А. Виневская, 2017. - 220 с.

  2. Делани, Т. Развитие основных навыков у детей с аутизмом: эффективная методика игровых занятий с особыми детьми / Тара Делании; пер. с анг. В. Дегтяревой; науч. ред. С. Анисимова. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014. - 272 с.

  3. Моржина, Е. В. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома / Е. В. Моржина. - М. : Теревинф, 2006.

  4. Неретина, Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология. Учебно-методический комплекс. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — М. : ФЛИНТА, 2014. — 376 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/2417.

  5. Никольская, О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. - М.: Теревинф, 2000. - 336 с.

  6. Шипицина, Л.М. Детский аутизм. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических, психологических и медицинских учебных заведений/ Л.М. Шипицина. - СПб.: “Дидактика Плюс”, - 2001. - 368с. ISBN 5-89239-028-4

Просмотров работы: 918