РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА: ИСТОРИЯ ПОНЯТИЯ, СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, ТИПОЛОГИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА: ИСТОРИЯ ПОНЯТИЯ, СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, ТИПОЛОГИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ

Долженкова А.А. 1
1Сургутский Государственный Педагогический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Специалистами большинства стран расстройство аутистического спектра в детстве выделяется в качестве отдельного признака.

Представим признаки, которые определяют расстройства аутистического спектра:

  • склонность к аутистическим формам контактов;

  • наличие расстройства коммуникативной функции речи;

  • стойкие нарушения социальной адаптации;

  • характерные расстройства моторики;

  • склонность к стереотипной деятельности;

  • иные свойственные аутизму нарушения развития [7].

Вместе с тем представления о патологической сущности, структуры и систематики расстройств аутистического спектра до сих пор противоречивы [7].

В развитии учения о расстройствах аутистического спектра у детей выделяются несколько основных этапов.

Первые упоминания о детях с патологическим стремлением к одиночеству относятся к концу XIX - начало XX в. Этот период можно условно считать первым периодом развития учения об аутизме.

Начало второго периода развития учения относится к 1920-40-м гг. Этот период еще называют «доканнеровским периодом». В рамках этого периода происходило формирование содержание будущего термина «аутизм».

Термин «аутизм» был введен в психиатрию Е. Блейлером. По мнению Блейлера , аутизм заключался в отрыве от реальности и наличии внутренней жизни, особого мира грез и фантазий. Е. Блейлер отмечал возможность присутствия аутизма в клинической картине таких болезней, как маниакально-депрессивный психоз, шизоидная психопатия, истерические и аффективные расстройства. По мнению автора, основой аутизма являются аффективные комплексы и нарушения мышления [1].

В определении Е. Блейлер, аутизм выступал в качестве феноменологического признака, представляющего собой достаточно сложную категорию, не укладывающуюся в один симптом, а определяемую скорее констелляцией симптомов, характерных для клиники шизофрении [3].

Понятие «аутизм» быстро вошло в практику психиатрии и стало широко использоваться применительно не только к шизофрении, но и другим патологическим состояниям.

Многие клиницисты внесли свои дополнения в понятие аутизма. Так, Е. Кречмер отмечал взаимосвязь аутизма с шизоидностью. Е. Минковский отмечал, что аутизм - это следствие нарушения «витального» инстинкта. Гарри Стек Салливан относил аутизм к следствиям регресса на ранние уровни психического онтогенеза. И.Т. Викторов указывал на связь между личностной дезадаптацией и аутизмом. С.Ф. Семенов указывал на связь нарушения сознания «Я» и аутизма [5].

Третий этап в развитии проблемы аутизма в детстве называют «каннеровским», он приходится на 1940-1980-е гг. Этот период ознаменован выходом в свет кардинальных фундаментальных работ по детскому аутизму,

Одной из первых таких работ стала работа Лео Каннера. В ней автор предложил особые состояния у детей, начинающиеся с первых лет жизни и определяемые крайней самоизоляцией назвать «ранним детским аутизмом». Концепция раннего детского аутизма Л. Каннера отличалась от блейлеровской трактовки аутизма, несмотря на то что в ее истоках лежали крупнейшие исследования аутизма при шизофрении, шизоидии, проведенные в Европе, США.

В рамках четвертого этапа развития учения об аутизме (т.н. «послеканноровский этап», приходится на 1960-90-е гг.) изучение аутистических расстройств у детей шло разными путями:

  • происходило уточнение клинико-психопатологических особенностей аутизма;

  • выполнялось выделение неспецифических расстройств, обусловленных данным диагнозом;

  • осуществлялось дальнейшее изучение причинности расстройств аутистического спектра [1].

На современном этапе, согласно принятой в России Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10), детский аутизм — это общее расстройство психического развития, при котором отмечаются качественные нарушения коммуникации и социального взаимодействия, ограниченные, повторяющиеся и стереотипные формы поведения и активности [3].

Аутизм включен в группу первазивных расстройств, то есть данная болезнь охватывает всю психику ребенка. Это расстройство проявляет себя в возрасте до 2-2,5 лет (реже в 3-5 лет) и характеризуется нарушением потребности в общении и взаимодействию с другими людьми, определенными стереотипами в поведении, деятельности, интересах и играх.

Расстройства аутистического спектра – это ряд особых поведенческих состояний, к которым относятся аутизм, синдром Аспергера и неспецифическое первазивное нарушение развития. Эти расстройства связаны с работой мозга, а именно – с нарушениями коммуникации, как внешней (социальной), так и внутренней [5].

Данный термин, а также мнение о необходимости специально организованной помощи детям с указанным типом дизонтогенеза в отечественной психологии впервые прозвучали в работах Г. Е. Сухаревой (аутистические нарушения при детской шизоидии,).

В современной психологии термин РАС используется, прежде всего, зарубежными авторами, в частности, в классификации DSM - IV, а также в работах К. Гилберга, JL Винг, Ю. Фриз и др. В отечественной психологической науке этот термин встречается в исследованиях таких авторов, как Д. И. Климась, М. Н. Шипуновой, в практической деятельности широко применяется в публикациях центра «Добро» (г. Москва): его директора, С. А. Морозова, и сотрудников.

Несмотря на большое количество отдельных исследований по данной тематике, причины рассматриваемого заболевания до сих пор не обобщены, и окончательные выводы не сделаны. О причинах возникновения раннего детского аутизма до сих пор нет подтверждённых знаний [6].

Так, многие родители связывают первые симптомы аутизма с детскими прививками. Однако в последние годы связь, между прививками (или компоненты прививочного материала) и аутизмом была научно опровергнута. Вместе с тем, специалисты в разных странах то и дело сталкиваются с заявлениями об указанной взаимосвязи, поступающими от родителей детей страдающих аутизмом. Основанием для подобных заявлений и опасений может служить факт совпадения между временем, когда ребёнку была сделана прививка, и временем появления первых признаков аутизма (от 2 до 2,5 лет) [6].

Существует также несколько других предполагаемых причин (этиологий), которые могут влиять на развитие расстройств аутистического спектра. В 1950-1960 годы среди таких причин главенствовала теория о «холодной и равнодушной матери», которая дискредитировала себя достаточно быстро. Соответственно, сейчас принято считать, что расстройства аутистического спектра представляют собой физическое состояние, первопричиной которого являются органические нарушения [3].

Так же, на данный момент существует несколько теорий, объясняющих появление расстройств аутистического спектра: генетическая (специфические хромосомные аномалии, как при синдроме Дауна, Вилльямса, или Прадера-Вилли, или просто общее нарушение, увеличивающее риск развития заболевания, как например можно унаследовать склонность к диабету, при определенных условиях); теория основанная на воздействии окружающей среды (связывающая заболевание с воздействием на организм тяжелых металлов, таких как тимеросал, бисфенол А, PBCs, как внутреутробно, так и после рождения), иммунологическая (гипертрофированная реакция иммунитета на «триггер», такой как, например, вакцинация), метаболическая (нарушение обмена веществ, аналогичное фенилкетонурии, следствием которой может быть умственная отсталость), или неврологическая (синдром Ландау-Клеффнера, и аналогичные расстройства) [5].

Однако причины постановки диагноза остаются не слишком четкими, аутизм может быть вызван целым рядом различных причин, которые как по отдельности, так и во взаимодействии друг с другом могут принимать участие в зарождении заболевания [4].

В литературе представлены разные подходы к классификации раннего детского аутизма и состояний, сходных с ним.

Существует идея классификации детей с аутизмом по характеру социальной дезадаптации. Английский исследователь доктор Л. Винг (L. Wing) разделила аутичных детей по их возможностям вступления в социальный контакт на "одиноких" (не вовлекающихся в общение), "пассивных" и "активных, но нелепых". Наилучший прогноз социальной адаптации она связывает с "пассивными" детьми.

Предложенная Л. Винг классификация удачно связывает характер социальной дезадаптации ребенка с прогнозом его дальнейшего социального развития, однако за основу при этом берутся все же производные проявления нарушения. Нам представляется, что существует возможность более точной психологической дифференциации таких детей в соответствии с глубиной их аутизма и степенью искажения психического развития. В этом случае критериями разделения становятся доступность ребенку тех или иных способов взаимодействия со средой и людьми и качество разработанных им форм защитной гиперкомпенсации - аутизма, стереотипности, аутостимуляции [5].

Никольская О.С. предложила классификацию РДА, дифференцирующую 4 основные группы:

  • дети 1-й группы, согласно классификации О.С. Никольской, отличаются наибольшей отрешенностью и высоким риском агрессивных реакций, их поведение носит полевой характер и заключается в непрекращающейся миграции и манипуляции предметами, потребность в контактах у этих детей минимальна, прогнозы по социальной адаптации неутешительные, даже при специально организованной работе;

  • дети 2-й группы, согласно О.С. Никольской , отличаются аутистическим отвержением и постоянной активной борьбой, преодолением страхов и тревоги за счет аутостимуляции в виде двигательных или сенсорных стереотипий (характерных движений рук, «мычания» и пр.), прогнозы по социальной адаптации более позитивные, нежели для детей 1 -й группы - при своевременном выполнении необходимого объема коррекционной работы реально поступление в коррекционную школу;

  • дети 3-й группы, согласно О.С. Никольской, характерны аутистические замещения окружающего мира, выражающиеся в формировании патологических влечений, компенсаторных фантазий (нередко с агрессивным сюжетом), психоподобном поведении, перспективы по социальной адаптации, в целом, хорошие, выполнение полного объема психокоррекционной работы позволит претендовать на поступление в массовую школу;

- дети 4-й группы, согласно О.С. Никольской, отличаются сверхтормозимостью, неврозоподобными расстройствами, штампованной речью, для детей данной категории свойственна парциальная одаренность, обучение в массовой школе [4].

Варианты отличаются тяжестью и характером аутизма, степенью дезадаптации ребенка и возможностями его социализации.

На сегодняшний день, классификация детей с РДА Никольской О.С. считается самой раскрытой и практически обоснованной.

Таким образом, расстройства аутистического спектра – это ряд особых поведенческих состояний, к которым относятся аутизм, синдром Аспергера и неспецифическое первазивное нарушение развития. Эти расстройства связаны с работой мозга, а именно – с нарушениями коммуникации, как внешней (социальной), так и внутренней. Кроме того, в развитии учения о расстройствах аутистического спектра у детей выделяются несколько основных этапов, в процессе которых появились термины «аутизм», «расстройства аутистического спектра», предложены различные классификации РАС, а также были предложены причины возникновения данного синдрома. Несмотря на большое количество отдельных исследований по данной тематике, причины рассматриваемого заболевания до сих пор не обобщены, и окончательные выводы не сделаны

Список литературы:

  1. Аппе, Ф. Введение в психологическую теорию аутизма. [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - М. : Теревинф, 2015. - 217 с. - Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/69909.

  2. Богдашина, О. Аутизм: определение и диагностика/ О. Богдашина. – Донецк, 1999.

  3. Виневская, А. Развитие ребенка с аутизмом / А. Виневская, 2017. - 220 с.

  4. Делани, Т. Развитие основных навыков у детей с аутизмом: эффективная методика игровых занятий с особыми детьми / Тара Делании; пер. с анг. В. Дегтяревой; науч. ред. С. Анисимова. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014. - 272 с.

  5. Неретина, Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология. Учебно-методический комплекс. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — М. : ФЛИНТА, 2014. — 376 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/2417.

  6. Никольская, О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. - М.: Теревинф, 2000. - 336 с.

  7. Шипицина, Л.М. Детский аутизм. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических, психологических и медицинских учебных заведений/ Л.М. Шипицина. - СПб.: “Дидактика Плюс”, - 2001. - 368с.

Просмотров работы: 661