ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Исследователями в области коррекционной педагогики отмечается, что среди детей с особыми образовательными потребностями большую группу составляют дети с задержкой психического развития. Под задержкой психического развития (ЗПР) понимают замедление нормального темпа психического созревания по сравнению с принятыми возрастными нормами ( Г.Е. Сухарева). Исследователи в области специальной психологии и педагогики отмечают, что задержка психического развития отрицательно влияет на формирование познавательной деятельности детей и становление их личностных качеств (К.С. Лебединская, Е.Ф. Соботович, Р.И. Лалаева, О.Н. Усанова, В.В. Юртайкин и др.).

Одной из наиболее сложных и значимых психических функций, формирующихся в дошкольный период, является мышление. При этом отечественные психологи рассматривают мышление как единый психический процесс, где каждый вид мышления выступает как необходимый компонент общего мыслительного процесса. В дошкольном возрасте взаимодействуют три основные формы мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Данные формы мышления образуют единый процесс познания реального мира.

Мышление - это процесс познавательной деятельности человека, который характеризуется опосредованным отражением действительности. Психологи выделяют три вида мышления: наглядно-образное, словесно-логическое, наглядно-действенное. Мыслительная деятельность - это система мыслительных действий, операций, направленных на решение определенной задачи. Мыслительная деятельность на практике определяется в качестве процесса, который присутствует незримо во всех познавательных процессах: речь, память, внимание, восприятие. Мыслительная деятельность является социально обусловленным и связанным неразрывно с речью психическим процессом. В мыслительный процесс включены определенные операции: сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация.

У детей с ЗПР обнаруживается отставание в развитии всех форм мышления. В наибольшей степени это проявляется во время решения задач с использованием словесно-логического мышления, а в наименьшей степени отстает наглядно-действенное мышление. Задержка отмечается во всех компонентах структуры мышления: в отсутствии мотивационного компонента к познанию; в избегании интеллектуального напряжения; в несформированности умственных операций: анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения; в недостатке динамических сторон мыслительных процессов[1].

Данные о мышлении детей этой группы содержатся в работах Н.В. Елфимовой, Й.Н. Брокане, С.А. Домишкевича и В.А. Пермяковой, З.М. Дунаевой. Эти авторы отмечают у детей 6-7 лет с ЗПР: замедленность мышления, сочетающаяся с низкой интеллектуальной работоспособностью; слабое развитие мыслительных операций; бедность анализа и синтеза; недоразвитие слож­ных опосредствованных форм познавательной деятельности; часто путают причину и следствие, меняют их местами, подменяют под­линные причинные связи случайной близостью в пространстве или во времени; они не умеют находить причину и следствие, например, в тексте, задаче; значительное затруднение вызывает у них понимание условия и удержание в памяти словесного задания; инертность, косность мышления. В настоящее время показано, что детям с ЗПР дошкольного возраста доступно построение суждений с кванторами «все» «некоторые» и осуществление простых логических выводов: П.Я. Гальперин, Г.А. Корнеева, Н.А. Менчинская, Н.Н. Поддьков, У.В. Ульенкова, Е.В. Филиппова.

У детей с ЗПР неравномерно развиваются виды мышления. Наиболее выражено отставание в словесно-логическом мышлении, тогда как уровень развития наглядно-действенного мышления приближен к норме.

Систематическая коррекционная работа вызывает интерес у детей с ЗПР к окружающему миру, способствует формированию самостоятельного мышления. H.H. Малофеев, О.И. Кукушкина, Е.А. Стребелева, Г.В. Чиркина и др. отмечают необходимость повышения эффективности коррекционно-педагогической работы по развитию мыслительных операций у детей с ЗПР.

Д.Б. Эльконин указывал, что каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности, в процессе которого происходят качественные изменения в психике детей. Изучением особенностей игровой деятельности детей с задержкой психического развития занимались Л.В. Кузнецова, Н.Л. Белопольская, И.Ф. Марковская, Е.С. Слепович.

Игровая деятельность детей с ЗПР имеет ряд характерных особенностей: трудности в формировании мотивационно-целевого компонента; узкий конкретный характер замещения, жесткую фиксированность как самой роли, так и способа ее реализации. Игра детей с ЗПР - малоподвижное образование, так как при создании замысла и плана его реализации жизненный материал выступает у этих детей как жесткий ограничитель, а не как отправная точка для творческого комбинирования реальными событиями.

Игра. Н.В. Елфимова указывает, что процесс игры вызывает интерес детей, возбуждает их активность, желание играть, способствует развитию детской инициативы, делает процесс обучения более легким, занимательным [3]. В основу дидактических игр положено два принципа - «от простого к сложному» и «самостоятельно по способностям». В игре легче происходит развитие познавательного интереса к результатам своей деятельности. Происходит активизация речи в процессе выполнения проблемной задачи. Задания-ступеньки в дидактической игре создают условия для опережения развития способностей.

Дидактические игры – это игры с правилами, которые развивают интеллектуальные способности детей. Подобные игры способствуют решению конкретных задач обучения. С помощью дидактической игры взрослый оказывает обучающее воздействие на детей, в то время как, игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Поэтому дидактическая игра преследует две цели: первая – обучающая (с позиции взрослого), вторая – игровая, ради которой действует ребенок [2].

Рассматривая дидактическую игру как игровой метод обучения, то можно выделить два вида: игры-занятия и дидактические (автодидактические) игры. В играх-занятиях ведущую роль занимает педагог, который создает игровую ситуацию, используя разнообразные методы и приемы (объяснения, показ, указания и т.д.) для повышения мотивации и интереса детей к занятию. Благодаря таким играм педагог формирует у детей необходимые знания, умения и навыки. Особенно эффективными считаются такие игры на занятиях по формированию элементарных математических представлений, развитию речи и ознакомлению с окружающим миром.

Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность воплощается только в тех случаях, когда дети усвоили правила игры, проявляют интерес к ней, ее действиям и правилам. Главная задача педагога – это сформировать у детей умение самостоятельно организовывать игровую деятельность. Если у ребенка исчезает интерес к игре, то необходимо разработать более сложные правила вместе с ним. Не исключается и управление игровой деятельностью со стороны взрослого [2]. При этом участие взрослого носит косвенный характер.

Дидактические игры используются как метод обучения ребенка сюжетно-ролевым играм, особенно это актуально в младшем возрасте. Педагог объясняет детям правила игры, важность их выполнения, помогает выбрать роль, действия и сюжетную линию игры. Дидактическая игра оказывает огромное влияние на развитие личности ребенка. Это проявляется в том, что: у ребенка формируются сенсорные эталоны (цвет, форма, величина и т.д.); расширяется запас знаний об окружающей действительности; происходит развитие речи и всех её компонентов (развитие речи в свою очередь неразрывно связано с развитием мышления);

пробуждается интерес, уважение и потребность к труду.

Выделяют несколько групп дидактических игр, которые формируют мыслительные операции:

игры, с помощью которых развивается способность выделять главные, существенные признаки предметов и явлений (например, «Магазин»);

игры на развитие способности сравнивать, делать умозаключения, сопоставлять (например, «Похож – не похож»);

игры на развитие умения обобщать и классифицировать предметы по разным признакам, свойствам («Назови одним словом»);

игры на развитие быстроты мышления, сообразительности, внимания, чувства юмора («Летает – не летает»).

Отличительной особенностью дидактических игр является наличие структуры игры с её компонентами, такими как: правила, игровые действия и задача. При постановке дидактической задачи необходимо учитывать, какие представления и знания об окружающем мире, предметах и явлениях должны быть усвоены детьми, и какие качества личности будут развиваться в процессе данной игры. Соблюдение правил игры требуют от детей саморегуляции поведения.

Для развития мыслительных процессов анализа и синтеза ребенку с ЗПР на ранних стадиях развития можно предложить собирать и разбирать пирамидку. Первоначально их обучают собирать пирамидки из 4-5 колец, одного цвета, уменьшающихся по величине. Можно предложить собрать разрезанные картинки на первом этапе картинка разрезается на две части, затем количество разрезанных деталей увеличивается по мере приобретения навыка ребенком. Используются так же упражнения на описание предметов.

Для формирования мыслительной операции «сравнение» используется игра «Похож - не похож», которая учит детей сравнению предметов, нахождению в них признаков различия и сходства, узнаванию предметов исходя из описания. Она выглядит так: дети садятся в круг, каждому ребёнку предлагается задумать два предмета, и вспомнить их сходства и отличия и передать информацию об этом другим детям для отгадывания этих предметов. Ребёнок, например, говорит: «Сидят два жука. Один маленький, красный, с чёрными точечками, а другой большой, коричневый. Один не жужжит, другой сильно жужжит (божья коровка и майский жук) и т.д.

Игра «Подарки детям» формирует такие мыслительные операции «обобщения» и «классификации».

Суть её заключается в следующем. Детям приходит посылка с игровыми предметами одинакового цвета. Они получают по одной игрушке, далее они рассматривают их, затем отвечают на вопрос: «Похожи ли ваши подарки и чем похожи?» Данную игру можно изменить, проведя её с игрушками, похожими по величине.

Шамарина Е.В. считает, что обобщающие понятия «одежда», «посуда», «игрушки, «мебель» формируются в повседневной жизни и в специально организованных играх [4]. Вот некоторые из них.

Дети обыгрывают ситуацию прихода в гости. Накрывается стол для того что бы выпить чай. Ребёнку предлагается показать все составляющие входящие в комплект чайной посуды.

Для понимания смысла обобщающего слова мебель ребёнку предлагается наполнить представляемую комнату мебелью для куклы Кати в соответствии с её функциональным назначением различными видами мебели. После того как дети научатся обобщать предметы изображённые на картинках можно перейти к тренировке обобщения словесных форм предметов и явлений. Педагог говорит ребёнку о том, что он назовёт много предметов, а ребёнок должен их обобщить и назвать одним словом. Например, педагог перечисляет: корова, лошадь, собака, кошка, тигр, слон. Ребёнок должен назвать обобщающее слово животные или другая последовательность слов: картошка, капуста, помидор, огурец, свекла, морковь. Ребёнок должен назвать обобщающее слово овощи или третья последовательность: яблоко, персик, груша, банан. Обобщающее слово – фрукты.

Интересной является игра «Что происходит». Суть её состоит в следующем. Непосредственно перед ребёнком находятся несколько однородных предметов: блюдце, кружка, вилка. Чуть дальше находятся два предмета, один из которых относится по назначению к уже названной группе, а другой нет, например: тарелка и сапог. Ребёнок должен определить и взять подходящий предмет. Эта игра учит ребёнка самостоятельно обобщать предметы по назначению и находить лишний предмет.

Формирование мыслительной операции по классификации признаков, предметов, явлений и т.д. осуществляется с помощью дидактических игр «Фонарики», «Цвет и форма», «Разноцветные мячи».

В игре «Фонарики» дети получают несколько цветных фонариков различных размеров и цветов. Дети рассматривают их внимательно. Затем под звук бубна или музыку они шагают с фонариками по группе. По звонку дети с фонариками такого же цвета, как у преподавателя подходят к нему. Далее преподаватель меняет фонарики, собирая вокруг себя разные группы детей. Игра «Разноцветные мячи» выглядит следующим образом. На нескольких столах или в разных местах комнаты, где находится группа, размещаются куклы или звери, одежда которых окрашена в основные цвета. Затем детям раздаются мячи разных цветов. Им необходимо подобрать для кукол мячи цвета подобного их одежде.

Конкретизация - это мыслительная операция, которая позволяет определять проявление общего в частном случае.

При участии в этих играх дети, используя признаки, называют реальные предметы. Примером является игра « Назови три предмета». Дети должны поймать мяч и на одно слово педагога они должны подобрать три соответствующих ему слова. Например, к слову сад - дерево, листья, ветки и т.д. Дидактические игры могут проводиться в нескольких формах: индивидуально, в подгруппах и фронтально.

Таким образом, использование дидактических игр должно быть осуществлено во всех видах деятельности, что и будет способствовать развитию мыслительных операций. Для лучшего усвоения материала занятий, правил игры необходимо повторять игры. С целью повышения активности детей необходимо использовать разнообразные приёмы и методы; различный наглядный материал, который соответствует требованиям, применять практические действия детей с предметами.

Список литературы

  1. Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития [Текст] / Л. Н. Блинова – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002. – 136 с.

  2. Борякова, Н. Ю. Ступеньки развития: ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей [Текст] / Н. Ю. Борякова. – М.: Гном-Пресс, 2002. – 64 с

  3. Венгер Л.А., О.М.Дьяченко, Р.И.Говорова, Л.И. Цеханская. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2014.

  4. Шамарина, Е. В. Основы специальной педагогики и психологии [Электронный ресурс] / Шамарина Е. В. – М.: Книголюб, 2007. – 247 с.; – Электрон. дан. – Научная электронная библиотека ELIBRARY. RU – . – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=19999601, требуется авторизация. – Дата обращения: 15.02. 2017

Просмотров работы: 961