ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Федоренко И.К. 1, Градова Г.Н. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Высшая школа психологии и педагогического образования, кафедра специальной педагогики и психологии, Архангельск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования (НОО) одной из приоритетных задач образования рассматривает приобщение детей к жизни в современном, постиндустриальном обществе, т.е. их социализацию. Вхождение в социальную среду, систему социальных связей индивида обеспечивается социальным опытом [1; 2 и др.].

Проблемы социализации и социального опыта рассматриваются в работах зарубежных и отечественных исследователей в разных областях научного знания: культурологии, социологии, философии, психологии, педагогики и других наук.

В отечественной литературе социальный опыт представлен в трудах Н.Ф. Головановой, М.Р. Дауровой, П.А. Корнеева, А.В. Мудрика, И.А. Неясовой, В.П. Погудина, А. Шюц и др.

Изучение литературы показало, что нет единого подхода к его определению.

Анализируя различные подходы к пониманию социального опыта, мы установили, что в наиболее широком смысле под социальным опытом понимают «…результат познавательной и практической деятельности, который выражается в совокупности знаний о социальной действительности, а также усвоение способов деятельности, эмоциональных, социальных отношений, творческой деятельности» [6, С. 42]. Однако, большинство исследователей считают основным содержанием социального опыта продуктивное взаимодействие с окружающими и склоняются к определению социального опыта Н.Ф. Головановой, которая рассматривает его как «…результат активного взаимодействия, взаимоотношения с окружающей средой» [3, С.42]. Основанием социального опыта младших школьников является формирование личностно-значимых качеств ребенка, принятие и использование норм и правил конструктивного общения в практической деятельности.

Противоречия между устоявшимися традициями образовательной системы и изменившимися требованиями современности к личности осложняют процесс социализации современного школьника. Установлено, что обучающиеся испытывают трудности накопления социального опыта, усвоения приемов и навыков поведения в обществе. Это препятствует их эффективному ценностному самоопределению, формированию в процессе образования системы универсальных учебных действий, становлению способностей к конструктивным совместным действиям по достижению социально и личностно-значимых целей, развитию умений в быстро меняющемся мире жить и достигать успеха. В последнее время одним из целевых ориентиров на начальных этапах обучения в школе развитию социального опыта придают все большее значение.

В психолого-педагогической литературе установлено, что сенситивным периодом для освоения социального опыта и становления предпосылок дальнейшего социального развития детей является именно младший школьный возраст [4 и др.]. Сверстники, педагоги и родители для учеников младших классов являются самыми частыми субъектами взаимодействия, а предметом служит совместная, творческая и учебно-познавательная деятельность.

В организации социального опыта огромную роль играет образовательный процесс [6 и др.]. В результате анализа ФГОС НОО мы определили три группы требований к результатам овладения основной образовательной программой (ООП) НОО, предъявляемые младшим школьникам в контексте социализации.

1. Личностные результаты: младшие школьники должны знать о правилах взаимоотношений человека с окружающим социальным миром и самим собой; дети должны быть компетентны в вопросах о культуре поведения в общественных местах; уметь ориентироваться в социальных понятиях; проявлять заинтересованность к изучению явлений социальной жизни, культуре, истории родного края и страны; а также готовность к саморазвитию.

2. Метапредметные результаты: школьники должны знать и соблюдать правила образовательного учреждения, культурного поведения, должны следовать правилам поведения в местах отдыха и труда; уметь оценивать своё и чужое поведение, проявлять инициативу при оказании помощи окружающим, разрешать конфликты, решать элементарные проблемные социальные задачи, а также употреблять слова только речевого этикета; важно, чтобы младшие школьники умели задавать вопросы, приемлемым способом дискутировать, умели планировать и прогнозировать свою деятельность, анализировать и сравнивать действия себя и других, выделять главное и делать выводы; творческий подход предполагает проявление у детей самостоятельности, ориентации на содержание творческого задания, а также адаптироваться к изменяющимся условиям среды и творчески подходить к выполнению заданий.

3. Предметные результаты: соответствуют задачам Программы духовно–нравственного развития и подразделяются на 2 области:

а) развития социальной культуры, к которой относятся доброжелательность и отзывчивость ребенка, понимание и сопереживание окружающим, умение сотрудничать с учителем, родителями, сверстниками;

б) развития семейной культуры: демонстрировать уважительные отношения к родителям, заботу о близких, проявлять внимание к желаниям других и стремление к согласованным действиям, развитие представлений о семейных ролях, ценностях и т.д. [7].

В возрасте 6-8 лет идёт глобальное усвоение новых научных понятий, формируется единая система представлений, знаний, умений, навыков и опыта общения. Эти тенденции отмечались в работах многих известных авторов. К ним относятся исследования Л.И. Божович, Н.Ф. Головановой, И.В. Дубровиной, Я.Л. Коломинского, А.А. Люблинской, М.В. Матюхиной, Д.Б. Эльконина и других исследователей [2, 3, 4 и др.].

Опираясь на исследуемые данные И.А. Неясовой и ФГОС НОО, выделим отличительные характеристики освоения социального опыта младшими школьниками, обучающимися по ООП НОО. К ним относятся:

1) развитие сферы социальных отношений личности младшего школьника. При этом, основное обогащение социального опыта происходит за счет появления новых представлений о социальном мире и освоения элементарных социально-нравственных понятий;

2) стремление к социально-нравственному саморазвитию и совершению социально значимых и одобряемых поступков;

3) расширение круга социальных отношений ребенка с окружением;

4) обогащение творческого потенциала разрешения социальных ситуаций, хотя стремление к творчеству не всегда реализуется полноценно [5; 7].

Подводя итог вышесказанному, отметим основные тенденции формирования социального опыта младших школьников. Рассматривая социальный опыт как результат активного взаимодействия с окружающей средой, можно выделить его следующие параметры: личностные характеристики; состояние социальной приспособленности ребенка; взаимоотношения с окружающими. Анализируя требования к овладению компетенциями в младшем школьном возрасте, согласно ФГОС НОО, результатами освоения социального опыта являются следующие:

1) личностные характеристики ребенка: активность, доброжелательность, толерантность, самостоятельность, ответственность и др.;

2) состояние социальной приспособленности: практическое применение правил и норм поведения в разных социальных ситуациях; компетентность в социальных понятиях и вопросах о культуре поведения в обществе; умение планировать и прогнозировать свои поступки и поступки других людей; гуманистические и демократические ценностные ориентации; интерес к изучению явлений социальной жизни, культуре; готовность к саморазвитию; адаптация к изменяющимся условиям среды;

3) взаимоотношения с окружающими детьми: навыки сотрудничества с окружающим социальным миром (взрослые, сверстники) в различных социальных ситуациях; умение понимать выражение чувств окружающих в мимике, пантомимике, действиях, речи, различных эмоциональных состояниях, а также умение оречевлять эти чувства; проявление инициативы; разрешение приемлемым способом различных дискуссий, конфликтов.

Список использованной литературы

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М: Аспект Пресс, 1999 – 375 с. [Электронный ресурс]:– Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/1/0191

  2. Гассенди П. Сочинения: в 2 т. Т. 1/Пер. с англ; Академия наук СССР, Ин-т философии. – М.: Мысль, 1968. – 431 с.

  3. Голованова, Н. Ф. Социализация школьников как явление педагогическое / Н. Ф. Голованова // Педагогика. – 1999. – № 5. – С. 42–45.

  4. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): учеб пособие. – 2-е изд., доп. – М.: ТетраСистемс, 2000. – 432 с.

  5. Неясова И.А. Психолого-педагогические аспекты освоения социального опыта младшими школьниками в образовательном процессе/ И.А. Неясова// Гуманитарные науки и образование. – 2014. - №3(18). – С. 158-160.

  6. Неясова И.А. Социальный опыт как педагогическая категория [Электронный ресурс]: многопредмет. науч. журн./ Моск. госуд. пед. ин-т им М.Е. Евсевьева. – Электрон. Журн. – М.: 2011. – № 4 (8) (октябрь – декабрь). – Режим доступа: http://www.mordgpi.ru/upload/iblock/e0a/e0a2665d9e29ab85bf7490e7148ee3cb.pdf

  7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: [Принят 6 октября 2009 года в ред. Приказов, с изменениями и дополнениями 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г.]. – 2009. - № 2357. – Режим доступа: http://www.10spb.edusite.ru/DswMedia/fgosnoosovz22112014.pdf

Просмотров работы: 204