INNOVATIONS IN BUSINESSЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

INNOVATIONS IN BUSINESSЕ

Воронова К.А. 1
1Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Существует более 100 близких по смыслу определений понятия «инновация». Одно из наиболее взвешенных определений дано в совместной публикации Организации экономического сотрудничества и развития и Евростата «Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям».

Инновация есть введение в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги) или процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связях.

Общим признаком инновации является то, что она должна быть введена в употребление (внедрена). Новый или усовершенствованный продукт является введенным в употребление после того, как он появился на рынке. Новые производственные процессы, методы маркетинга или организационные методы являются введенными в употребление (внедренными) после того, как они стали реально использоваться в деятельности предприятия.

В соответствии с определением выделяют следующие группы инноваций [3]:

  • продуктовые — введение в употребление (внедрение) товара или услуги, являющихся новыми или значительно улучшенными по части их свойств или способов использования;

  • процессные — внедрение нового или значительно улучшенного способа производства или доставки продукта;

  • маркетинговые — внедрение нового метода маркетинга, включая значительные изменения в дизайне или упаковке продукта, его размещении, продвижении на рынок или в назначении цены;

  • организационные — внедрение нового организационного метода в деловой практике предприятия, в организации рабочих мест или внешних связей.

Допустим, какое-то предприятие решило добиться за какой-то разумный период (например, за год) следующих изменений целевых показателей по различным видам инноваций:

  • по продуктовым — увеличения числа повторных обращений или среднего чека повторных обращений на 10%;

  • по процессным — экономии производственных затрат на 10%;

  • по маркетинговым — увеличения числа первичных обращений на 10%;

  • по организационным — экономии непроизводственных затрат на 10%.

Допустим также, что это предприятие работает с установленной нормой прибыли 10%, доходы от первичных обращений равны доходам от вторичных, а производственные затраты равны непроизводственным. Тогда при общем доходе предприятия в 2000 условных единиц получается следующий целевой финансовый результат (табл. 1) [4].

Таблица 1

Целевой финансовый результат деятельности предприятия

Параметры работы предприятия

Было (усл.ед.)

Стало (усл.ед.)

доход с первичных обращений

1000

1100

доход с вторичных обращений

1000

1100

производственные затраты

909

826

непроизводственные затраты

909

826

Прибыль:

182

547

В итоге прибыль предприятия после проведения подобного комплекса инноваций увеличивается более чем в 3 раза.

Попробуем теперь разобраться, способно ли при этом предприятие обойтись без поиска и внедрения каких-либо революционных решений, то есть вообще не нести дополнительных затрат на инновации? Разумеется, подобное решение можно найти только при использовании имеющихся резервов самого предприятия, самыми очевидными из которых являются [2]:

  • усиление режима производственной экономии в сочетании с сокращением административного и обслуживающего персонала, дополненное системой индивидуальной материальной ответственности за соблюдение трудовой дисциплины;

  • развитие инициативности сотрудников предприятия в сочетании с возможностью применения ими в работе собственных микроинноваций, дополненное системой материальных поощрений за достигнутые результаты.

Допустим, что руководство и собственники предприятия в качестве основного подхода к поиску внутренних резервов видят именно развитие инициативы, а в качестве основного ограничения при выработке решений — сохранение имеющегося коллектива сотрудников и создание на предприятии общей творческой атмосферы.

Допустим также, что руководство и собственники предприятия готовы передать в фонд прямого стимулирования инноваций порядка 30% расчетной прибыли, а доля фонда оплаты труда (ФОТ) на предприятии составляет 20% в производственных расходах и 25% в непроизводственных, тогда получается следующий результат (табл. 2) [6]:

Таблица 2

Учет резерва расходов на стимулирование инноваций

Доля ФОТ

Было (усл.ед.)

Стало (усл.ед.)

в производственных затратах (20%)

182

257

в непроизводственных затратах (25%)

227

321

всего ФОТ:

409

578

Резерв расходов на стимулирование инноваций (30%)

169

 

Плановая прибыль предприятия

547

378

В итоге размер общего ФОТ на предприятии, как и размер заработной платы любого из работников, может вырасти на 40% (в 4 раза быстрее роста любого отдельно взятого целевого показателя). Все работники имеют принципиальную возможность добиться этого увеличения собственными силами. Плановая прибыль предприятия при таком подходе все равно вырастет более чем в 2 раза [5].

Если срочность извлечения из предприятия прибыли не является основным приоритетом его руководства и собственников, то самым простым способом достижения описанного выше результата может являться установка для профильных подразделений предприятия некоторого набора «расценок на инновации», стимулирующих достижение требуемых целевых показателей, а также предоставить подразделениям предприятия должную степень самостоятельности. После этого можно просто подождать проявления подразделениями инициативы и получения необходимых результатов. И результаты эти — вполне достижимы.

Так, в качестве возможных направлений достижения целевых показателей можно рассматривать:

  • увеличение количества повторных обращений за счет введения системы скидок для постоянных покупателей с компенсацией возможного уменьшения чека за счет расширения ассортимента предприятия товарами (услугами), специально ориентированными на потребности постоянных покупателей;

  • увеличение количества первичных обращений за счет увеличения времени доступности торговых точек предприятия, путем введения плавающего графика работы и отказа от полного прекращения обслуживания в обеденный перерыв, в утреннее и/или вечернее время, в выходные дни;

  • уменьшение как производственных, так и непроизводственных затрат за счет логистической оптимизации сырьевых и товарных запасов и сокращения расходов на аренду излишних складских помещений.

Основная сложность в любых инновациях состоит в том, что они, по определению, вносят возмущения в работу предприятия, более или менее дестабилизируют ее. С точки зрения системного подхода к организации, возникающие в период нестабильности положительные обратные связи должны компенсироваться соответствующими отрицательными обратными связями. При этом связи эти могут быть либо искусственно вызванными, либо возникающими по объективным причинам и вследствие имеющихся естественных ограничений.

Применительно к приведенному ранее упрощенному примеру можно утверждать, что без готовности предприятия к существенному материальному стимулированию инноваций их вряд ли удастся инициировать.

Следующей проблемой, скорее всего, станет необходимость оперативного снижения жесткости требований, замены или даже отмены таких видов искусственных ограничений, как отдельные инструкции и регламенты работы. Основным же естественным ограничением является тот факт, что собственные резервы любого предприятия не безграничны. Успешно провести инновационное решение какого-то одного вида без дополнительных инвестиционных затрат, скорее всего, удастся не более одного-двух раз, после чего эффективность от их применения упадет до малозначимого уровня [1].

Вторая сложность заключается в том, что у каждого вида инноваций есть собственный жизненный цикл, при этом все они могут быть с незначительной потерей точности сведены к жизненному циклу продуктовых инноваций, в котором обычно выделяют следующие этапы:

  • разработка продукта;

  • выведение на рынок;

  • рост реализации;

  • насыщение рынка;

  • зрелость;

  • упадок.

Этапы разработки и выведения продукта на рынок при этом однозначно являются затратными, а рост реализации и насыщение в общем случае могут и не наступить. В отличие от нашего упрощенного примера, в котором риски существенных финансовых потерь практически нивелированы, реализация более сложных инновационных проектов, связанных с привлечением значительных инвестиций, требует выполнения филигранной и во многом интуитивной работы по оценке, контролю и оперативному управлению рисками.

В современном менеджменте инновационная деятельность понимается в широком смысле — не только как внедрение на предприятие какого-либо новшества, а как целенаправленный комплекс мероприятий по выбору, внедрению, освоению и коммерческому использованию этого новшества.

С этих позиций разработка или приобретение информационной системы предприятия и ее последующая эксплуатация рассматриваются как инновационный процесс.

Действительно, имеется цель, состоящая в оптимизации информационного обеспечения управления бизнес-процессами на предприятии, имеются определенные этапы создания информационной системы для достижения этой цели. В подавляющем большинстве случаев (по крайней мере, для России) комплексная информационная система является новшеством по отношению к локальной («кусочной») автоматизации или морально устаревшей действующей системе.

Таким образом, комплексная автоматизация предприятия представляет собой некий инновационный процесс, на который распространяются основные принципы и методы управления инновациями.

Библиографический список:

1. Макконнелл К. Р., Стэнли Л. Б. Экономикс: принципы, проблемы и политика: пер. с англ. — М.: Республика, 1994. — 785 с.

2. Варналий С. С. Малое предпринимательство: основы теории и практики. — М.: Финансы и статистика, 2008. — 302 с.

3. Друкер Питер Ф. Практика менеджмента: пер. с англ. — М.: Вильямс, 2002. — 398 с.

4. Федеральная служба статистики. Инновационная активность организаций [Электронный ресурс]. -URL: http://www.gks.ru/bgd/iegl/b12_14p/IssWWW.exe/Stg/d03/22- 15.htm

5. Федеральная служба статистики. Затраты на технологические инновации [Электронный ресурс]. — URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b12_14p/IssWWW.exe/Stg/d03/22- 16.htm

6. Федеральная служба статистики. Число используемых передовых производственных технологий [Электронный ресурс]. — URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b12_14p/IssWWW.exe/Stg/d03/22-14.htm

Просмотров работы: 105